Владимир Завертайлов

Записки на крыле самолета или заказчики в лицах

Сижу в Домодедово, вспоминаю прошедшие три дня. Мне кажется, каждому сотруднику студии иногда полезно попытаться продать продукты своей же компании. Причем не по телефону, не на входящем потоке, а лично. Побыть «ближе к народу», так сказать. За пару дней мне удалось пообщаться со многими интересными людьми:

Симпатичная пара предпринимателей (муж и жена), лет 30-32... Был старый сайт, который им по-быстренькому собрал на OS Commerce знакомый программист. За 7 лет сайт устарел, завел привычку сбоить и падать, завирусовался и вообще стал вызывать только сочувствие. Это поставило под угрозу их небольшой, но вполне успешный, семейный бизнес. Супруги приняли решение разработать новый сайт на самой современной системе управления. Но произошло то, что так часто случается в тандеме заказчик-разработчик: студия делает всё точно по ТЗ, заказчик разворачивает хрустящую упаковку своего новенького сайта и — чуть не плачет. Да, он полагал, что многие функции будут реализованы «по умолчанию» — поэтому и не включил их в договор. А разработчик не поинтересовался: «вы правда хотите сайт без обратной связи?». Не указано, значит, не надо. И так заплатят, и очень неплохо. Хотите доработок — деньги на бочку. Надо было предусматривать всё заранее. Вот такое отношение «профессиональных студий» к простым людям. Жаль, было столько идей, улучшений, а теперь придется пустить оставшийся бюджет на реализацию элементарных вещей, без которых и сайт — не сайт.

Вот усатый директор одного интернет-магазина. У него реальная проблема — его магазин не берут в ЯндексМаркет, потому что поступают жалобы, что товар со статусом «есть в наличии» на самом деле иногда и не в наличии. Никого не волнует, что в магазине 15 000 позиций, а товары поступают от 7 поставщиков. Мало того, что, если закупить сразу весь объем товара, то со счета «улетит» 50 миллионов рэ. Товары потом надо будет где-то хранить, на обслуживание складов и логистику уйдет еще столько же. Директор поступает вполне рационально, работая по схеме «есть у поставщика — пишем о наличии, а подвезем в процессе», но ведь Яндексу этого не объяснишь. Убрать пресловутый статус «есть в наличии» — потерять половину рынка. И от конкурентов в этом плане отставать не хочется, и покупатели привыкли именно к такой формулировке. Одна строчка текста — и такие проблемы.

Вот ребята со скейтерскими сайтами, которым сделали сайт без ТЗ, но по эскизам. При этом что-то пошло не так: не предусмотрели пару мелочей, что-то забыл менеджер, которому «все это уже сто раз говорили». В итоге от сайта постоянно что-то отваливаются, работает медленно, чем всех раздражает. Поменяли менеджера, вылезла другая проблема: теперь все нужно объяснять по-новому. У скейтеров справедливое негодование: «Как ему доказать, что мы уже говорили, как должно быть, а старый менеджер не так все понимал? Почему за любой чих на техподдержке опять приходится платить? Если студии нужны какие-то четкие формулировки и техзадания, почему они сами не могут всё это написать? Они же профессионалы, пусть свои дизайны и аяксы сами делают, чтобы всё было как надо!»

Вот директор мебельного магазина, который продает, пожалуй, самую дешевую мебель в Москве. За 7 лет его интернет-магазин занял неплохие позиции в Яндексе. И все бы хорошо, если бы не подлые конкуренты, которые валят его сайт DDos-атаками и хакерами-диверсантами. Последствия терактов ликвидировать надо быстро — нет времени подписывать допсоглашения, делать предоплату, обсуждать условия, искать фрилансера. Каждый потраченный на переговоры час — упущенная прибыль (сайт в это время продолжает лежать). Мало кто готов войти в положение бизнесмена и на время пренебречь привычной схемой работы.

Вот — стартаперы, которые придумали клевый проект и поменяли уже третьего разработчика. Сначала делали офисным программистом. Потом — фрилансером. Потом — командой с Украины. И никто не справляется с текущим кодом: везде какие-то недоделки, баги и любая правка занимает ооочень много времени и стоит столько же денег. Стартаперам мало просто профессионалов, нужны еще такие, которые «поверят в проект» и «доведут его до конца, несмотря на то, что могут быть проблемы с инвестициями».

Вот директор небольшой студии, у которого был один программист. Когда тот только начал работать — получал 20.000 р. Но через год ему уже пришлось платить 60, а он — все равно ушел. Типа, ему стало неинтересно проектики клепать. Как теперь поддерживать то, что он наворотил за год? Как отвечать перед клиентами? Как обеспечить скорость? Может быть дешевле вообще найти надежного партнера в регионе? Но, блин, страшно: как их контролировать?

«Я очень хочу ваш модуль. Но столкнулся с тем, что срок техподдержки Битрикса у меня закончился и модуль установить нет возможности, т.к. он устанавливается только через Marketplace. У меня интернет-магазин работает 2 года, а прибыль мизерная — магазину нужно уделять много времени и в программировании я пока только осваиваюсь, да и основная работа забирает большую часть дня. Живу в Ростове и зарплаты у нас не как в Москве. В связи с этим не стал продлевать техподдержку Битрикс по льготной цене, не увидел смысла, и теперь жалею. Но модуль Ваш уж очень хочу, поэтому и пишу Вам. Это мне сейчас нужно около 16 000 р. заплатить, чтоб сбылась „мечта идиота“, но разум все же преобладает над чувствами. Обидно даже как-то, что платить готов, а тебя вынуждают жертвовать чем-то большим. Очень прошу Вас рассмотреть мою просьбу по установке Fresh Shop и сделать исключение».

Вот улыбающийся дяденька лет 50. У него — самое старое в Москве брачное агентство. Причем не всякие «шуры-муры» и секс на два часа, а только для серьезных отношений. Большой опыт за плечами, куча историй, интересные рассказы про то, что мужчины в агентство приходят — те, которым 32+, а девушек ищут 24-, т.к. у них (мужчин) есть бизнес-план на жизнь, в котором обозначен пункт «сделать ребенка». А охота же — здорового. А тут какие-то люди распускают рассказы, что с нашей экологией в 25 — уже старородящая мама. Но времени на полноценное общение — нет (какое общение — одна карьера да бизнес кругом), поэтому первый вопрос к «кандидатке»: «где встречаемся — у меня или у тебя? (какое нафик кафе... ну ладно, пусть кафе, только по-быстрому... потом-то к кому?» :-) И вот, что можно сделать для серьезного брачного агентства в социальных сетях? Какие будут рекомендации? (и, кстати, есть действительно классная идея!)

«Ой, а у вас такое название интересное... Вы из Сибири? Там есть интернет? А как мы с вами будем проект обсуждать? Как так — „по скайпу“? А посидеть-поговорить? Ну не знаю, не знаю. Мне нужны личные встречи, думаете у нас получится без них? Мне важно видеть глаза. Нет, по веб-камере — не то. Ну, не знаю...» «А чем помогут социальные сети в продаже вентилей запорно-проходных? Или продаже автозапчастей по каталогу из 80.000 наименований? Ну-ка ну-ка, срочно придумайте нам бизнес-план» :-) «Эй, чувак, в чем твое конкурентное преимущество, по сравнению с другими студиями? Чем ты конкретно нам можешь помочь? У нас большие проблемы же!»

Собственно, кругом — милые, хорошие, конкретные люди, которым нужно сделать хорошо. Снять с них кучу головняков, помочь их маленькому (или не очень) бизнесу. Понять по-человечески и помочь как профессиональная студия. Соратники, присоединяйтесь... Помогайте людям решать их проблемы, а не городушки городить из абстрактного программирования и излишне-пафосного дизайна. Во.

Комментарии

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.