Роман Чигирёв

Почему сложные проекты лучше делать командой
(на живом примере Prodam.ru)

Закончили на днях большой проектище, над которым начали неусыпно трудиться, совершая возвратно-поступательные движения напильничком, еще в прошлом году. Проект последовательно прошел через все стадии (от майндмэппинга первых идей до, собственно, релиза).

И так вышло, что его сдача совпала с публикацией той самой любопытной статистики от Анатолия Денисова (это где говорится, что приличную долю IT-проектов доверяют делать фрилансерам). Мы, мягко говоря, озадачились.

Отбросим представителей веб-студий на фри-лансе.ру. Возьмем только гордых «одиночек». Их можно условно поделить на тех, кто:

Что привело нашего гипотетического Заказчика на фриланс? Желание сэкономить. Конечно, это желание не настолько сильно, чтобы штурмовать сложный проект армией клонов (1). Поэтому Заказчик взвешивает свой бюджет и вербует одного Дарта Вейдера (3) и пару-тройку галактических наемников (2). Сообщает им стратегические планы и отсчитывает треть кредитов сразу (с наемниками всегда так). Думаете, победа уже в кармане?

На ближайшие несколько месяцев в обязанности самого Заказчика будет входить:

  • Работа арт-директором, главным по дизайнам;
  • Работа техническим директором, главным по коду;
  • Работа менеджером, главным по переговорам и мотивации;
  • Работа QA, главным по качеству (да, да, ручками перебирать сценарий за сценарием);
  • А еще хранение у себя актуальных макетов, сборок, их своевременная передача от исполнителя к исполнителю, контроль по типу «чтобы никто не слился» и многое другое.

В общем-то, Заказчик может найти на том же фрилансе и IT-менеджера, и арт-директора, и грамотного технического консультанта, и бригаду тестировщиков. Заплатить каждому и сидеть на измене, боясь, что проект вот-вот развалится на составные части.

Собственно, за что вы «переплачиваете», обращаясь в профессиональную студию — так это за организованные внутренние процессы и контроль качества. Если по-другому — за «не болящую голову». Что и предпочел наш клиент.

Итак, начало работы — это переговоры. Нам нужно получить функциональную доску объявлений Prodam.ru. Для того, чтобы зафиксировать все идеи, мы активно применяем анализ записанных телефонных разговоров и «карты разума». Примерно так выглядела программная логика проекта (вернее, его малой части), пока на бумаге:

Слева — дерево каталогов из прототипа, который и был вторым этапом разработки. Преимущество прототипа очевидно (кто еще не пользуется):
  • На прототипе все можно потрогать руками.
  • Правка в прототипе в десятки раз дешевле, чем правка в готовом проекте, на «рабочем» сервере.

В общем, сплошное счастье.

Дизайн сразу отдаем арт-директору под чуткую опеку — это позволяет избежать лишних итераций при создании макета. Поэтому, наверное, будет неуместно приводить здесь весь рабочий процесс — от шага к шагу макеты изменяются очень незначительно, лишь кое-где «приспосабливаясь» под вновь возникающие идеи. Вот такую главную страничку получаем:

Задуманный функционал реализуется по шагам, от главного к второстепенному (одно из главных правил Scrum’a). Это дает целых две ну очень полезные возможности:
  • Заказчику — отслеживать прогресс, по ходу предлагая новые функции. А при желании — запустить проект в «урезанной» версии и начать продвижение хоть сразу.
  • Отделу QA — беспроблемно тестировать работающий продукт, выявлять несоответствия, оперативно улучшать юзабилити.

Бегло пролистаем основные функции:

У нас есть личный кабинет, где пользователь может производить знакомые с детства манипуляции: придумать текст объявления, приклеить к нему фотографии и разместить в подходящем разделе.

Продавать, покупать и обменивать можно и без регистрации на ресурсе, в этом случае вам выдадут «ключ», по которому вы будете отслеживать состояние объявления. Но удобнее всё-таки завести свой кабинет.

У привилегированного пользователя появляется такая возможность, как «рыбалка». Работает по принципу «я искал, где в Барнауле купить кожаный диван за 2000 руб. и ничего не нашел (как так?!). Сохраню запрос, как только что-то появится — мне об этом сообщат».

Для самых нетерпеливых в личном кабинете предусмотрено несколько способов продвижения объявления в топ. Здесь же — привинчена оплата через робокассу и система фильтрации отображаемых разделов на сайте. Не говоря уже о удобном редакторе, загрузчике фотографий и бартеру по методу «перетащи меня на свой товар» (который drag’n’drop).

Проект готов и постепенно заполняется новыми объявлениями по адресу: www.prodam.ru (кстати, обратите внимание на ловкий идентификатор города по IP (такая фишка лежит в нашей CMS от Битрикса).

Результат: Клиент получил полностью работоспособный проект, который планирует развивать в будущем силами проверенных партнеров (это нас то есть, ага :) ). Здравый смысл торжествует, Темная Сторона прикуривает от бластера в сторонке.

В статье использованы графические материалы с сайтов:
www.brickartist.com
www.minifigures.co.uk

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.