Текст создан исключительно в назидание новичкам. Прокачанные айтишники и заказчики, которые точно знают, чего хотят, сегодня могут ничего не читать
Web-сайт, web-сервис, web-приложение — в чем разница?
Сибирикс

Web-сайт, web-сервис, web-приложение — в чем разница?

Данный текст создан исключительно в назидание новичкам. Прокачанные айтишники и заказчики, которые точно знают, чего хотят, сегодня могут ничего не читать
С чего начнем? А прямо с контакта заказчик-исполнитель: в интернет-студии звонит телефон. Аккаунт-менеджер берет трубку, приветствует. С той стороны звучит что-то наподобие:

— Добрый день. Мне нужен сайт, простенький такой. Сколько стоит? (та же история с веб-приложениями).

Это прямо-таки головная боль каждого аккаунта. Но тот не нервничает и объясняет, что сайты бывают разные по сложности, функционалу и т. п. Уточняет, что нужно клиенту и что в его понимании значит «простенький». Получает, например, такой ответ:

— Ну понимаете, у меня есть бизнес по продаже окон. Вот было бы хорошо сделать web-сайт, чтобы там можно было самому сделать себе «виртуальное» окно. Выбрать цвет, материалы, размеры. Количество указать. Посмотреть, как оно будет выглядеть. Ну, а потом наши спецы бы выехали на место. Договорились?

Это уже интересно. Но это еще не всё:

— И да, у меня есть еще пожелание. У нас подразделение есть в Москве, Питере и Новосибирске. Штат большой, документооборот, ну вы понимаете. Можно сделать что-то типа… маленькой социальной сети внутри сайта, что ли? Нам так удобнее будет общаться, безо всяких «асек». И документы хранить в одном «облаке» — я слышал, что так делают.

Аккаунт-менеджер всё записывает, делает примерную смету, называет стоимость. Потенциальный клиент округляет глаза (это слышно даже по телефону), говорит «ваши цены просто космос» и вежливо бросает трубку.
Конечно, мегаутрированная ситуация, но подобное случается постоянно и при программировании интернет-приложений, и при создании сайтов. Наша с вами цель: разобраться, почему такое происходит.

Что такое веб-сервис?

Разработка web-сервиса — это по большому счету та же разработка сайта. Но с одним большим «НО»: в отличие от знакомых уже каждому промосайтов и корпоративников, у онлайн-сервиса есть уникальный функционал. Это может быть конструктор товара (как в примере выше), фотохостинг, закрытая социальная сеть для корпоративного пользования, открытая социальная сеть (данедайбох), доска объявлений…

Преимущественно на создание веб-сервиса решаются те, кто делает ставку именно на инновационность, удобство, современные веб-технологии. В данном случае уникальный функционал выступает в роли «козыря» бизнеса, с его помощью предполагается душить конкурентов и наращивать базу клиентов.

И всё это значит, что:
  • Потребуется некоторое время на выяснение всех возможностей будущего проекта. Обычно много времени.
  • Понадобится подробно проработанное техническое задание. А еще лучше — прототип.
  • Нужно будет разработать сам web-сервис (неожиданно, да?). Сделать это с нуля или с привлечением существующих наработок. Но в любом случае — его невозможно будет «собрать» на коленке, из коробки, по шаблону и «по-быстрому».
  • Необходимо будет тщательно оттестировать продукт перед выпуском.

Как следствие, цена создания веб-сервиса (вместе с его программированием) — будет колебаться. Но всегда будет выше, чем у сайта с «типичным» набором функций.
К нашему примеру: когда клиент упомянул внутреннюю социальную сеть, облачное хранилище для данных и конструктор окон — всё это вместе стало возможным назвать веб-сервисом. Поэтому и была названа «неожиданная» для заказчика стоимость.
«Космичность» цен при разработке интернет-сервисов — оправданная мера. Это объективно сложная и длительная работа.

А нужен ли такой сервис бизнесу — задачка для ваших маркетологов.

Особая и любимая всеми тема — социальные сети

Здесь случаются совсем курьезные случаи. Причем эти комедии разыгрываются с серьезным лицом. Например, некий активный процент школьников, «продвинутых» пользователей ВКонтакте, постоянно хочет собственную игру. Чтобы головокружительный успех. И чтобы при этом не заморачиваться.

В итоге нам на почту и в сообщество тоннами валятся письма с текстом «продайте/разработайте нам бизнес-приложение/игру/еще что-то». Примерно такие:
Да уж, 5000 рублей за несколько недель работы — ок. Мы сейчас говорим только о годных экземплярах, а не о тех, что набирают аудиторию в 200 пользователей и чахнут.

Создание веб-приложений для социальных сетей, если уж на то пошло — тоже дорогая штука. Поэтому планируйте бюджет. И не впадайте во вторую крайность: «Атака клонов». Готовый пример прямо тут же:
Если вас всё же настигла мания сделать успешный клон — то хотя бы задумайтесь над тем, во сколько обошлось авторам оригинала продвижение и раскрутка веб-приложения или сервиса (обычно это бюджет на разработку, умноженный на десять).

Не делайте ошибок. Рассчитывайте силы. Запускайте успешные интернет-проекты. Аминь.