Владимир Завертайлов

Препарируем ВКонтакте: насколько жива коммерция внутри социальной сети?

Как-то давно, в марте прошлого года, администрация ВКонтакте заявила, что открывает двери для коммерции внутри социальной сети. И что продавать теперь можно всё, кроме секса, наркотиков и рок-н-ролла. А сейчас мы возьмем свой длинный скальпель и проверим, насколько жив пациент.

Понятия «социальная коммерция» и «коммерция в социальной сети» разграничены намеренно. Под социальной коммерцией понимается следующее:

  • Введение в интернет-магазин «социальных элементов», например, комментариев из ВКонтакте, кнопок лайков, социального логина. То есть, упрощение доступа к функциям сайта через использование возможностей социальных сетей.
  • Работа непосредственно с социальной сетью как инструментом активного маркетинга: продвижение в сообществах, таргетированная реклама, создание вирусного контента, привлечение покупателей.

Но есть ведь и коммерция в социальной сети — то есть когда непосредственно сам интернет-магазин находится внутри соцмедиа и располагает полным функционалом обычного магазина. По сути это магазин-приложение. Предполагаемые преимущества такого вида электронной коммерции:

  • Пользователям не нужно проходить авторизацию для совершения покупки или написания отзыва.
  • Предложение «само идет» в руки покупателю, избавляя его от необходимости искать нужные товары в интернете.
  • Реклама работает по тому же принципу с одним существенным отличием: кликая на баннер, пользователь переходит не на внешний сайт, а остается в своей «зоне комфорта», внутри социальной сети. И получает возможность что-то купить.

А теперь к примерам.

Вот то самое заявление ВКонтакте о своем намерении позволить пользователям создавать интернет-магазин на движке API:

Мы решили провести небольшое исследование и выяснить, насколько вообще «жива» электронная коммерция ВКонтакте.

По данным компании InSales на 2012 год число интернет-магазинов во всем Рунете приближается к отметке в 25 000. Главные группы продаваемых товаров — это:

  • Продукты питания;
  • Одежда и обувь;
  • Электроника и бытовая техника;
  • Мобильные телефоны;
  • Компьютеры и комплектующие;
  • Автозапчасти;
  • Книги.

Теперь к социальным сетям. Ежедневная аудитория ВКонтакте — это 42 000 000 пользователей. Более 67% из них старше 25 лет (то есть это гарантированно платежеспособные пользователи). Довольно обширная аудитория.

Проверим каталог приложений ВКонтакте по каждой группе популярных товаров. В счет будем брать только те действующие на момент проверки приложения, где зарегистрировано 1000+ пользователей.

Итак, реальные цифры (исследование было проведено в декабре 2012 года).

Общее количество приложений, выводимых в каталоге по запросу «магазин»: 54.

Категория «Продукты питания» (рассматривались в том числе популярные виды доставки: суши, пицца).
Работающих приложений-магазинов: 5
Общее количество установок: 20 500

Категория «Одежда и обувь» (в том числе футболки с принтами)
Работающих приложений-магазинов: 10
Общее количество установок: 1 291 600

Категория «Телефоны, планшеты, аксессуары»
Работающих приложений-магазинов: 4
Общее количество установок: 14 300

Категория «Подарки»
Работающих приложений-магазинов: 1
Общее количество установок: 17 000

В категориях «книги», «компьютеры и комплектующие», «автозапчасти», «электроника и бытовая техника» приложений-магазинов не найдено.

Самой популярной категорией товаров остается одежда и обувь. Степень раскрученности таких приложений также занимает первое место среди всех групп товаров:

Общая проблема большинства представленных магазинов: отсутствие продуманного дизайна, нестабильность работы.

Около 25% всех представленных приложений-магазинов не оптимизированы для поисковой системы ВКонтакте. Типовые ошибки:

  • Отсутствие ключевых слов в названии и описании;
  • Использование нечастотных словоформ;
  • «Нужные» ключевые слова под катом описания (выпадают из выдачи);
  • Слишком длинные, нечитаемые оптимизированные тексты.

В чем причины такой низкой популярности магазинов в социальных сетях?

Эксперты упоминают такой фактор, как «психологическая неготовность» пользователей социальных сетей совершать импульсивные, быстрые покупки. Цель их пребывания в социальных сетях — общение, просмотр медиаконтента, в лучшем случае — обсуждение товара с друзьями. Поэтому для того, чтобы направить их на покупку, нужна очень сильная мотивация. Которую, обычно, создать не получается.

О том же свидетельствуют исследования, сделанные для Facebook, но актуальные и для ВКонтакте:

Еще одна причина — существующая структура подавляющего большинства интернет-магазинов внутри ВКонтакте не отвечает пользовательскому опыту совершения покупок и его представлениям о современном интернет-магазине.

Означает ли это, что коммерция в социальных сетях — «тупиковая ветвь» бизнеса?

И да, и нет. Что это значит?

Да, потому что факты говорят о неготовности российских пользователей покупать через социальные сети.

Да, потому что современным интернет-магазинам хватает элементарного SMO для продвижения товаров через социальные сети.

Да, потому что гораздо более эффективная тактика — продвижение сообщества бренда, способного вызвать отклик пользователей, а не продвижение интернет-магазина в том же ВКонтакте.

Да, потому что «традиционные» способы продвижения по сей день остаются самыми эффективными, несмотря на постоянное увеличение стоимости услуг по оптимизации и продвижению.

И чтобы немного пошатнуть ваше отчаяние:

Нет, коммерция в социальных сетях — это не «тупиковая ветвь», а просто «белое пятно» на карте бизнеса. Существующие агентства средней руки, занимающиеся продвижением в социальных сетях, зачастую не могут гарантировать успех. Причина этого — сама область, она слишком нова и не изучена. А квалифицированная помощь обходится бизнесу неоправданно дорого — поэтому многие избирают первый путь, и не достигают хорошего результата.

Нет, не стоит бросать эксперименты. Для того, чтобы продолжить поиски самого эффективного инструмента для коммерции внутри социальных сетей, достаточно приобрести какое-нибудь типовое решение для коммерции в социальных сетях под вашу CMS. Такие решения стабильны, недороги и позволяют продолжить работу по покорению социальных сетей без больших затрат. Поищите — таких решений существует не так много (и они есть не для каждой CMS), но вдруг вам повезло ;).

Социальные сети тоже не стоят на месте и развиваются в сторону повышения комфорта не только «простых» пользователей, но и компаний. Вспомните таймлайн Facebook или сегодняшнее API для интернет-магазинов ВКонтакте. Поэтому предложение формируется, условия для коммерции создаются, и это только вопрос времени — когда покупки в социальных сетях станут предпочтительными для российских покупателей.


 

Что еще почитать по этой теме

Условия хранения коммерческой тайны
Сибирикс
26 Апреля 2016
Условия хранения коммерческой тайны
Как не наболтать на пару миллионов штрафа? Грамотно составлять и внимательно читать NDA. Или брать наш вариант — он ждёт вас внутри.
Наука вирусного контента
Сибирикс
23 Июня 2015
Наука вирусного контента

Для digital-маркетологов и онлайн-площадок с контентом, создание вирального материала — окончательный успех. Когда у какой-то части вашего контента имеется 100 000 просмотров, это 100 000 потенциальных конверсий для вашего бренда. Некоторым удается воплотить это, и вы тоже так можете. Главное — понять науку, которая стоит за созданием вирального контента.

8 сортов муды в твоей веб-студии
Владимир Завертайлов
22 Января 2015
8 сортов муды в твоей веб-студии

Эта короткая заметка для тех, кто системно ищет, где его студия теряет деньги. Похвальное занятие в наше весёлое время. Хорошо систематизировали виды потерь ребята из Toyota. Тойотовцы выделяют 7-8 видов муды, потерь на производстве. Посмотрим, есть ли аналоги между потерями в автомобилестроении и работе студии.

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.