хэндбук заказчика

Опасности SEO-продвижения: как выйти в топ и не сломать сайт

Продвижение и оптимизация сайта — не так просто, как могут уверять SEO-компании. Мы решили морально подготовить вас ко всем форс-мажорам
Все маленькие сайты спят и видят, как однажды Яндекс и Гугл заметят их и вытащат со дна поисковой ямы, желательно сразу в топ-10. Мечты становятся реальностью, если за дело берутся сеошники. Главное — найти с ними общий язык. И бюджет. И проследить, чтобы они ничего не сломали на сайте. И договориться с веб-студией, которая разрабатывала сайт, чтобы они сотрудничали с сеошниками.

В общем, крепитесь — продвигать сайт будет непросто.
Непредсказуемая цена
Первая проблема, с которой вы столкнетесь — сколько это стоит. Цена продвижения зависит от вагона и маленькой тележки нюансов, начиная словами, по которым нужно поднимать сайт, и заканчивая временем года, когда вы это делаете.

Даже если вам уже назвали сумму к оплате, она может измениться через несколько дней из-за внезапного, но критически важного обновления алгоритмов поисковых систем.

К тому же, сеошники не знают предела совершенству и всегда найдут, что ещё можно сделать для более лучшего продвижения. Скорее всего, всё, что они предлагают, действительно полезно. Но не прямо здесь и прямо сейчас. Поэтому соглашайтесь только на наиболее перспективные идеи, а то никаких бюджетов не хватит.
Сеошники с Марса, разработчики с Венеры
Вторая проблема — древняя война сеошников и разработчиков. Заказчику нужно быть готовым, что он будет в эпицентре боевых действий. Перед тем, как свести разработчиков и сеошников, изучите причины, почему они в 90% случаев не могут договориться.
Фото: filmz.ru
1. Разные цели.

Для разработчиков сайт — Проектище, который они делали вот этими вот руками. А для сеошников это просто инструмент.

Проблема существует, потому что разработчики делают сайт, который понравится людям, а сеошникам нужно сделать так, чтобы его полюбили роботы. И, пока поисковыми системам не встроили чувство прекрасного, SEO-агенства будут требовать, чтобы в минималистичную шапку сайта вписали номер 8-800 и добавили кнопки соцсетей, да побольше.

2. Проблема коммуникации.

И у веб-студии, и у SEO-компании есть свои правила работы. И никто не хочет прогибаться под чужой регламент. Отсюда — долгие споры о том, сколько будут вноситься изменения: 3 дня календарных или 3 дня рабочих. Даже если начало работ — в понедельник.

В компаниях есть разное понимание о ТЗ и о том, как формулируются задачи. Нам постановки многих SEO-компаний казались размытыми и неадекватными. «Сделайте, чтобы это работало», — и мы впадаем в ступор, пытаясь понять, что скрывается за этой мутной формулировкой. А в SEO-компании в это время жалуются на медленную веб-студию, которая задает глупые вопросы, хотя в документации Google все ясно написано.
Усложняет согласование и то, что компании друг другу ничем не обязаны, все подчиняются только заказчику. Без его отмашки не происходит ни одно изменение. И вопросы, которые можно решить за 10 минут прямых переговоров, зависают на несколько дней.
Заказчику приходится выступать посредником, который что-то там послушал у сеошников, передал веб-студии, там ему сказали «Да ты что, чувак, это же ерунда, так делать не надо». Он опять идёт к сеошникам — выяснять, как всё-таки надо, и так по кругу.

Заказчику в этой ситуации не позавидуешь. Конечно, он не должен разбираться в технических деталях, которыми его нагружают компании. Всё, что он должен понимать — какие вещи для него делают, за какие деньги и зачем это ему нужно.

Екатерина
Исполнительный директор
3. Вопрос, кто круче.

И разработчики, и сеошники — опытные ребята. Каждый — эксперт в своей области. Если это ставят под сомнение, да ещё и на глазах заказчика, вместо работы по продвижению начинается петушиная бойня. За выяснением, кто экспертнее, могут пройти недели, и забытый всеми сайт заказчика с третьей страницы выдачи удрейфует туда, где не ступала нога человека.
4. Сеошники всё сломали.

Проблема редкая, но самая неприятная и подтягивает за собой все остальные.

SEO — это вам не только ссылки скупать. Для хорошего продвижения нужна оптимизация сайта: метатеги, тайтлы, счётчики. Всё это — куски кода, которые нужно запихать на сайт. Сеошники, которые устали неделями договариваться с разработчиками о правках, решают потихоньку сделать это самостоятельно.

Какой ад происходит дальше, мы узнали на собственном опыте.
Боль и страдания
Однажды к менеджеру пришёл заказчик — жаловаться, что фильтр на сайте сломан. Полезли смотреть, в чём проблема — нашли следы, что кто-то пытался его расковырять, и бонусом — кучу сеошных скриптов непонятного назначения. Оказалось, дело рук SEO-компании, которую заказчик нанял для продвижения. Для них вопросом жизни и смерти было подвесить ЧПУ на фильтр. Но самостоятельно как-то не получилось. А скрипты — потому что надо.

Из-за того, что сеошники покопались грязными руками в чистом коде, сайт слетел с гарантии. Устранение скрытых недостатков, не выявленных при тестировании, стало платным. За починку фильтра тоже пришлось платить — дополнительные бюджеты. Особенно неприятные, потому что возникли они не по вине заказчика.
Часто, когда заказчик уходит к сеошникам, через какое-то время на его сайте появляются ужасные SEO-тексты, которые впинуты в непонятные места, структура разрушена, пол-сайта не работает. Заказчик приходит к нам, говорит: «У вас сайт не работает, вы тут плохо сделали, давайте чините». Когда мы начинаем смотреть — оказывается, там различные изменения. Были случаи, когда мы заранее предупреждали, что изменения в коде делаем только мы — у нас же гарантия, все дела. Заказчик и SEO-компания вроде соглашаются, а потом на продакшене файлы изменены. Не нами.

Нам в таких ситуациях больно и грустно, потому что даже копирайт свой не хочется оставлять на сайте, который сеошники посеошили.

Екатерина
Исполнительный директор
Решение
Было ясно — чтобы печальный опыт не повторился, нужно менять модель взаимодействия с SEO-компаниями. И у нас это получилось, когда появился «Спайк».

Нам повезло, что рядом оказались адекватные ребята — «Кинетика» и PUNK YOU BRANDS. «Кинетика» занимается интернет-маркетингом и продвижением, а панки — брендированием.

Насмотревшись на страдания заказчиков, вместе мы стали предоставлять полный цикл digital-услуг, где переход клиента от одной компании к другой происходит нежно и без боли. А мы выигрываем, потому что уверены — в рамках «Спайка» проект получится таким, каким был задуман, и никакие левые чуваки из Караганды его не испортят.
Продвижением в «Спайке» занимается «Кинетика». Конечно, сопряжение миров разработчиков и SEO-специалистов не было сказочно-прекрасным: всё-таки у нас разные принципы работы, правила и регламенты. Были и недопонимания, и факапы. Но за два года мы спилили острые углы и решили некоторые проблемы. Или, по крайней мере, сделали так, чтобы их не решал заказчик.
До 2013-го года «Кинетика» была веб-студией с SEO-отделом, но конфликтов интересов разработчиков и оптимизаторов внутри компании не случалось, пожалуй, ни разу. Причина этого банальна: человеческий фактор. Нам повезло, что тогдашний руководитель отдела продвижения и нынешний продакшн-директор «Кинетики» Артём Первухин терпеть не может слово «сеошник». Потому что оно в обиходе означает «спамер, изговнякавший сайт SEO-простынями, а интернет — SEO-ссылками». Артём всегда учил нас делать сайты для людей, а не для роботов, доказывая, что именно это даст основной эффект для вывода в топы.

Со временем это стало нашим кредо, и этот же опыт мы масштабировали в «Спайке». Сработало! За 2 года мы ни разу не получили от партнёров из «Сибирикса» претензий за неадекватные доработки их проектов, а сами имеем возможность начинать продвижение сайтов быстро, без необходимости постоянно делать одну и ту же работу над ошибками.

Алексей Самойлов
Генеральный директор KINETICA conversion agency
Одна проблема все-таки осталась: на старте разработки нельзя определить бюджет на продвижение. Но по опыту работы появился совет — «Заложите соточку», то есть запланируйте для изначальной оптимизации сайта 100 000 рублей. Этого должно хватить как минимум для хорошего старта. А если передумаете — запас в бюджете не будет лишним. В конце концов, устроите пышный корпоратив в честь запуска сайта.

Специалистам «Кинетики», как и всем сеошникам, всё ещё хочется добавить номер 8-800 в шапку сайта. Но они не делают это самостоятельно, а объясняют нам, почему это важно. Если изменения обижают чувства дизайнеров или разработчиков — ищем компромиссы.

Так за два года мы выработали чёткий регламент совместной работы.
Вот он.
Самое очевидный, но не всегда реализуемый способ упростить коммуникацию — это встретиться и обсудить вопрос лично. А мы с «Кинетикой» живём в одном здании, и если вдруг форс-мажор — всё решаем, зайдя в соседнюю дверь.
Со временем стало понятно, какие формулировки нужны, чтобы мы выполнили задачу так, как нужно «Кинетике». Поэтому они сейчас составляют бэклоги так, чтобы разработчики могли с ними работать. Если мы с какими-то формулировками не согласны, то вместе обсуждаем их до тех пор, пока не придём к общему знаменателю. Мы получаем задачу, оцениваем, обсуждаем — и только потом совместно с презентуем клиенту.

В итоге заказчик видит задачи, которые будут выполняться, уже после того, как мы с «Кинетикой» их согласовали.

Екатерина
Исполнительный директор
Заказчик тоже может спокойно выдохнуть, потому что ему не надо:

  • сводить две компании;
  • налаживать их общение;
  • передавать поручения на языке абракадабры от одного подрядчика другому.

Менеджер проектов, который контролировал всю разработку, остаётся до самого конца работ по оптимизации сайта. Он точно так же ведет проект, как и раньше, общается с «Кинетикой» и решает возникающие вопросы.
Нам довелось работать с разными SEO-компаниями. И могу точно сказать, что больше всего конфликтов возникает из-за неодинаковых ожиданий. Одни специалисты считают, что достаточно скинуть ссылку на документацию гугла и поставить задачу «Сделайте, чтобы было ОК», вторые упираются и просят разжеванную постановку — какие параметры прописать и где.

Чем больше опыта совместной работы, чем больше притёртость — тем чётче и проще для клиента идёт процесс. У нас ушло много времени, чтобы отделить реальные seo-ТРЕБОВАНИЯ (которые включили в обязательную поставку всех наших проектов, чего просто нет у большинства коллег по рынку) от «ГИПОТЕЗ», проверку которых нужно делать на реальном трафике. Измерения и факты важнее мнений — это один из ключевых постулатов agile-маркетинга.

Владимир
Руководитель студии
Работая с «Кинетикой», мы оптимизировали и подготовили для продвижения кучу проектов. И в итоге решили, что минимальную оптимизацию нужно делать на любом сайте. Даже если заказчик пока не хочет вкладываться в SEO, мы делаем так, чтобы в будущем это было проще — добавляем метатеги title, description и keywords, устанавливаем метрики и аналитики, robots.txt, настраиваем редиректы со старых адресов. После запуска такой сайт сразу готов к продвижению.
Фото: lat.rtrs.tv
Хорошие проекты получаются, когда разработчики и сеошники решают проблему заказчика, а не выясняют, кто кого переальфачит. Если для их совместной работы есть чёткие регламенты и критерии — задачи решаются быстрее, внутри компаний, и никто не ест мозг заказчика. Вообще зашибись — когда можно пойти и лично выдать обратную связь, чтобы быстро решить возникшую проблему. Правда, у географической близости есть минус — можно получить не только обратную связь, но и по шее :) Не бывает проектов без шишек и шероховатостей, но когда умеешь их находить и устранять, в итоге получается круто.

Комментарии

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.