Комментарии
Как продвинуть мобильное приложение в ТОП лучших, используя виральную тактику
Сибирикс
Сибирикс

Оригинал: «Key Ingredients To Make Your App Go Viral» (автор — Carla White)

Виральные приложения — выдающее достижение iTunes и Google Play. Такими приложениями пользователи охотно делятся со своими друзьями в социальных сетях, по электронной почте, обсуждают на форумах и при личных встречах. Такой вариант развития событий наиболее выгоден для разработчиков — рекомендации знакомых мощнее любой рекламы. Тем более, реклама сейчас повсюду, поэтому пользователи ее просто игнорируют. И стоит она достаточно дорого — по крайней мере, для разработчиков приложений уж точно.

Опытные маркетологи уже давно взяли на вооружение такую человеческую особенность, как стремление помогать близким — в первобытном обществе люди делились камнями и помогали разжигать огонь, сейчас — охотно делятся мнениями и советами. Можно сказать, что стремление к виральному обмену у нас в крови.

Продвинуть ваше приложение со скоростью распространения слухах о знаменитостях, конечно, не получится, поэтому ему нужна определённая стратегия поведения в социальных сетях:

Виральность — что это?

Виральность — это такая характеристика контента, благодаря которой у пользователей возникает желание им поделиться. Виральность стоит продумывать ещё до запуска приложения и встраивать в его структуру с самых первых этапов распространения.

Критерии вирального приложения (читай — успешного):
  1. Оно должно содержать какую-то полезную информацию, которой пользователи захотели бы поделиться.
  2. У пользователей не должно возникать трудностей, чтобы поделиться им со своими друзьями.
  3. Оно должно предусматривать вознаграждение за рассылку приглашений и поощрение за частое использование.
  4. Чем больше людей пользуются виральным приложением, тем большее значение оно для них приобретает.

Итак, первый шаг — ваше приложение должно обладать каким-то уникальным и полезным свойством. Это могут быть интересные фотографии, пошаговая стратегия, статьи о здоровом образе жизни, подборки книг или фильмов. Словом, любой контент, который способен заинтересовать пользователя, вызвать эмоции и желание рассказать друзьям.

После этого юпользователя хочется заходить в него все чаще, проверять активность знакомых, соревноваться с ними — если приложение это предусматривает. Чем чаще они это делают — тем больше приложение его поощряет. А когда приложение становится популярным — его значение для пользователей возрастает в разы.

Является ли ваше приложение виральным?

Задайте себе следующие вопросы:
  • Содержит ли оно ценную информацию?
  • Станут ли пользователи рассказывать о нём своим друзьям?
  • Если расскажут — будут ли вознаграждены?
  • Почему они должны захотеть поделиться?
  • Захотят ли они, чтобы и их друзья распространяли ваше приложение?
  • Есть ли возможность мотивировать пользователей делиться приложением на протяжении длительного времени?

Old school-модели виральности

Типичный виральный поток начинается, когда пользователь создаёт приложение и начинает его распространять среди своих друзей в социальных сетях. Они скачивают его и устанавливают, не раздумывая.

При таком подходе наиболее очевидный способ повлиять на распространение приложения через социальные сети — добавить в него кнопки «Рассказать друзьям». С их помощью пользователи будут рассказывать о своей активности в приложении (и о нём самом) в Твиттере, ВКонтакте, Фейсбуке — кому что привычнее и удобнее. Например, приложение Faces позволяет создавать смешные лица своих знакомых и делиться ими не только в социальных сетях, но и по электронной почте.

Однако возлагать большие надежды на эту модель виральности нельзя: немногие пользователи захотят поделиться созданным в приложении контентом, ещё более меньший процент — перейдут по ссылке и скачают приложение.

Для того, чтобы приложение стало по-настоящему виральным, вам необходимо вовлечь в него достаточно большую аудиторию пользователей. Их взаимодействие с приложением должно обогащать их опыт и приносить пользу.

Вспомните о Фейсбуке, Твиттере или ВКонтакте. Никто не знал, какую пользу может принести регистрация в этих социальных сетях, но чем чаще мы ими пользуемся, тем больше находим интересного и полезного контента.

Пять принципов виральной стратегии

Вам не придётся досконально изучать принципы виральности, чтобы использовать виральный коэффициент. Эрик Райс (Eric Ries) из The Lean Startup даёт такое определение:

Виральный коэффициент — это количество новых клиентов, ставших последователями одного зарегистрированного пользователя.

Он утверждает, что если виральный коэффициент >1, то это приведёт к экспоненциальному росту. Если же коэффициент <1, то едва ли можно будет говорить о каком-либо росте. Если не вдаваться в подробности, вся математика выглядит так:

Виральный коэффициент = (среднее число клиентов, приглашенных одним активным пользователем) x (доля приглашённых клиентов, ставших активными пользователями) x (доля активных пользователей, которые делятся приложением с друзьями).

Важный элемент, который опущен в этой формуле — время, которое требуется пользователю, чтобы освоиться в приложении и рассказать о нём в социальных сетях.

Максимально сократить это время можно двумя способами:

  • использовать контакт-лист пользователя и рассылать спам его друзьям (пожалуй, самый «грязный» способ — наиболее вероятен обратный эффект);
  • попробовать в действии пять принципов виральности, описанных ниже (большинство примеров — iOS-приложения, но сами принципы могут быть применены для всех платформ).

Принцип первый: максимальное упрощение

Многие популярные приложения оказались настолько простыми и интуитивно-понятными, что их дизайн отходил на второй план. Если пользователь не отвлекается на лишние детали, он теряет счёт времени и полностью погружается в приложение. Вот почему вы не можете перестать играть в Minecraft, а ваш друг часами сидит в Pinterest.

Несколько способов упростить ваше приложение:

Авторизация в один клик через социальные сети — предложите пользователю зарегистрироваться с помощью Фейсбука или Твиттера, вместо того, чтобы обременять его запоминанием логин-пароля. Так вы не только упростите процедуру регистрации, но и сможете использовать широкие возможности социальных сетей.

Например, сервис 500px.com предлагает авторизоваться через Фейсбук и Твиттер:

Rockmelt — и через Гугл:

Вывод фотографий пользователей в процессе добавления друзей — этот решение положительным образом сказывается на темпах роста числа подписчиков.

Foursquare:

Мотивация пользователя создать контент и поделиться им в социальных сетях при первом запуске приложения.

Foursquare предлагает сразу же сделать первую запись в своей ленте активности:

Определите основные действия, которые смогут совершать пользователи, и разместите соответствующие кнопки в их поле зрения.

Например, в приложении SoundCloud кнопки основных действий расположены в верхней части экрана:

Предоставьте пользователям возможность рассказывать о своей активности сразу в нескольких социальных сетях, не меняя при этом активного окна.

Хороший пример — приложение Glmps:

Принцип второй: частое поощрение

Если вы хотите, чтобы пользователи совершали определённые действия, стимулируйте их! Дарите им подарки за каждого приглашённого друга — такие, которые будут их мотивировать чаще использовать ваше приложение. Предоставьте пользователям возможность обмениваться подарками друг с другом — получив подарок от своего знакомого, пользователь, вероятнее всего, ответит ему взаимностью.

Желание делиться контентом с друзьями и добавлять новых должно стать частью провседневной жизни пользователей. Даниэль Теннер (Daniel Tenner), основатель Swombat, предполагает, что возможность пригласить друзей — ключевой фактор успеха приложения. Поэтому, разрабатывая приложение, вам стоит уделить основное внимание именно этой функции.

Поощряйте и друзей пользователя. Клиенты могут чувствовать себя виноватыми, что наживаются на своих друзьях, поэтому вознаграждайте не только их, но и рефералов. Так вы никого не обидите, и все будут довольны.

Варианты поощрения:
  • дополнительное место для хранения контента;
  • бесплатные темы;
  • бесплатное обновление;
  • скидки.

Чтобы заставить пользователя поторопиться с приглашением друзей, можно проводить ограниченные по времени акции. Кстати, это хороший способ стимулировать клиентов, который можно применять вне зависимости от того, каких действий вы от них ожидаете.

Не раскрывайте всех секретов сразу: будущие награды должны быть скрыты от пользователя. В то же время он должен знать, что получит к ним доступ, когда выполнит определённые задания. Так, Clear снимает блокировку с бесплатных тем, когда пользователь активно пользуется приложением:

После — у пользователя есть возможность рассказать о своём достижении в Твиттере:

Некоторые приложение даже предусматривают оплату за их использование. Например, Shopkick, GymPact и Viggle позволяют своим пользователям извлекать реальную выгоду.

В Shopkick пользователи зарабатывают награды, посещая магазины по рекомендации приложения или регистрируясь через него на рейс. Пользователи могут заработать больше, если сфотографируют рекомендованную вещь или купят её. В качестве награды они получают подарочные сертификаты и продукты.


Пользователи зарабатывают поощрение, посещая определённые торговые центры (изображение — Hongkiat)

GymPact мотивирует пользователей заняться здоровым образом жизни - записаться в спортзал, работать над собой и получать за это деньги! Пользователи должны заключить некое соглашение со своими друзьями, согласно которому, они будут заниматься в спортзале на протяжении определённого времени. В этом же соглашении устанавливается плата за пропущенный день тренировок. Столько же пользователь получит, если всё-таки позанимается (жаль, ставку нельзя больше 0,5$ поднять).


GymPact мотивирует пользователей записаться в спортзал (изображение — Hongkiat)

Приложение Viggle создано для тех, кто не представляет свою жизнь без телевизора. Фактически оно оплачивает просмотр любимых ток-шоу: пользователям достаточно установить своё устройство таким образом, чтобы оно смогло улавливать звук телевизора. Ещё больше баллов пользователь может получить, если после окончания передачи ответит на простые вопросы о её содержании. Чем больше набранных баллов, тем солиднее призы - от подарочных карт в Starbucks до MacBook Air.


Viggle награждает пользователей за просмотр телевизора

Принцип третий: позвольте клиентам контролировать ситуацию

Функционал вашего приложения должен быть понятен и прозрачен для пользователя. Если вы предлагаете ему поделиться контентом, созданном в вашем приложении, предоставьте право решать самому — делиться или нет.

Если пользователь не доверяет вашему приложению или увидел уже размещённый контент на своей странице в социальной сети без его согласия-то он впредь не станет пользоваться вашими разработками. Что ещё хуже — оставит негативные отзывы.

Фитнес-приложение Teemo не публикует записи в аккаунтах клиентах, пока не получит соответствующее разрешение:

Sonar предупреждает пользователей о том, какой контент может стать публичным:

Всегда позволяйте пользователям контролировать то, что они размещают в социальных сетях через ваше приложение. Это легко сделать при помощи экрана настроек связанных с приложением социальных сетей.

Принцип четвёртый: заставляйте вернуться

Если пользователь по каким-то причинам перестал пользоваться вашим приложением, напомните ему о себе: отправляйте мотивирующие письма, шлите полезные уведомления. Не ждите, что пользователь сразу же вернётся, но с уведомлениями не завязывайте.

Предлагайте пользователям награждение, присылайте советы, но будьте осторожней — не шлите «пустых» сообщений, они только раздражают. (Не спамьте, если по-простому). Предоставьте пользователю выбор: какой тип контента он хотел бы получать, а какой — нет. Так поступили в We Heart Pics:

Предлагайте пользователям принять участие в турнирах. Когда Diamond Dash объявила о запуске еженедельных соревнованиях, активность пользователей возрасла в несколько раз. Когда игрок набирал больше очков, чем его соперник — о его победе узнавали друзья в Фейсбуке. То же самое происходило, когда он достигал нового уровня, зарабатывал медаль или открывал скрытые функции. Таким образом, была создана атмосфера дружеского соревнования, заставившая пользователей возвращаться в игру 18,5 миллионов раз за месяц.

Позвольте пользователям создавать приватные группы и приглашать в них других пользователей (как в команде поддержки или клубе единомышленников).

Продвигайте активных пользователей, например, за размещение уникального контента (можете придумать свой критерий). Таким пользователям можно предлагать дополнительные возможности — и вы сможете считать их практически своими менеджерами. Размещайте ссылки на их профили в TOП своего приложения — и тогда с них начнут брать пример даже «новички».

Список лучших на Viddy:

Дайте возможность своим пользователям продвигать друг друга: так вы увидите, кто наиболее активен. Такие пользователи могут подсказать вам способы улучшения вашего приложения.

Принцип пятый: будьте полезны для асоциальных людей

Ваше приложение должно приносить пользу и для тех людей, которые не пользуются социальными сетями. Это не является обязательным требованием, но выполнив его, вы повисите свои шансы на достижение нирваны витальности.

Ключевые моменты

Вы можете сделать ваше приложение витальным, даже не отдавая себе в этом отчёт: достаточно досконально проработать его функционал и возможности.

Тем не менее, не забывайте об этих простых вещах:

  • предлагайте что-то полезное, чем пользователи захотят поделиться;
  • предупреждайте о том, какой контент может стать публичным;
  • функция приглашения друзей должна быть центральной в вашем приложении;
  • поощряйте обоих пользователей: и того, кто пригласил, и того, кто принял приглашение;
  • прилагайте усилия, чтобы вернуть пользователя;
  • будьте полезны для пользователей, которые не пользуются социальными сетями.

Безусловно, достижение виральности не спасёт ваше приложение, если оно не завязано на креативной идее. Если вы действительно хотите достигнуть успеха, начните с хорошего дизайна и проработанной идеи. В сочетании с виральной тактикой, ваше приложение пойдёт по стопам Gangnam style :)

Источник картинки — Хабрахабр