Комментарии
История разработки одного из самых крупных веб-проектов за 2014-ый год. Много изменений, методичная поэтапная разработка, большие планы и их реализация.
Результат Процесс
10 спринтов «Мега-строя» — разработка крупного строительного портала по Scrum
История разработки одного из самых крупных веб-проектов за 2014-ый год. Много изменений, методичная поэтапная разработка, большие планы и их реализация.
Сибирикс
Сибирикс

Миссия проекта

Авторы проекта выбрали амбициозную цель: создать портал, который бы объединил строителей, архитекторов, проектировщиков, продавцов стройматериалов, строительные компании и покупателей. Последние могут искать стройматериалы по выгодным ценам, покупать проекты домов с комплектами чертежей, находить подрядчика для строительства. Соответственно, они могут делать это среди зарегистрированных строительных компаний, специалистов и добавленных товаров.

Кроме этого, у проекта есть социальная задача: создать коммьюнити вокруг портала, с отзывами, рекомендациями, рейтингами и форумом.

Тамара дизайнер

Просто колоссальный по объему проект, функциональности столько, что хватило бы на 5 других специализированных онлайн-сервисов. В финале работ в каталоге с дизайном проекта было больше 100 макетов. Представляете, сколько? Вообще авторы выбрали очень правильную с точки зрения трендов задачу: «портальная» тема еще недостаточно хорошо развита в строительстве, а отрасль готова. Конечно, после запуска у команды «Мега-строя» останется еще море контентной работы — в этом им стоит пожелать терпения.

Входные данные

Руководитель проекта долго беседует с заказчиком, выясняя требования. Собираем ссылки на сервисы, которые вдохновляют авторов (и ссылки на то, что, по их мнению, не отвечает бизнес-задачам). Заполняем традиционный бриф. Заказчик горит проектом, на момент нашего знакомства у проекта уже есть наброски для всех ключевых страниц:

Вместе с клиентом приходим к выводу, что проекту нужна поэтапная разработка и запуск.

В итоге проект был разработан за 10 спринтов. Причем некоторые спринты были разбиты на мини-спринты, в противном случае каждый из них превратился бы в 4 недели (вместо привычных нашему ритму двух недель).

Итак, хронология проекта:

1 спринт

Проектируем главную страницу с ключевыми рубриками.

Работа дизайнера утверждается на демо и идет в верстку. Так происходит каждые две недели — проект проходит «большой круг скрама»: дизайн, верстка, код, размещение на продуктивном сервере.

2 спринт

Разрабатываем дизайн каталога всех предложений, подробную страницу проекта под строительство. Делаем профиль компании, прорисовываются все стейты (состояния элементов) личного кабинета. Разрабатывается дизайн для модуля поиска по проектам.

На сладкое — формы авторизации и регистрации, тоже со стейтами.

3 спринт

Дорабатываем личный кабинет пользователя: там можно указывать подробную контактную информацию, выбирать геопозицию, добавлять резюме. Вообще личный кабинет — очень функциональная сущность с кучей настроек.

Дина руководитель проекта

Чтобы вы понимали масштаб: на полное тестирование результатов одного спринта уходило 1-1,5 дня. Если бы мы взялись проводить полный тест проекта, сейчас бы это заняло полных 3 дня. Разработчики большие молодцы: заказчик генерировал много изменений (которые потом нужно было транспонировать в вид техзадания), а они смогли все реализовать. Благодаря им проект запустился.

4 спринт

Делаем интерактивную страницу оповещений, страницы заказа, корзину и мини-корзину. И, конечно, форму подачи проекта в каталог. Трехшаговую, заполнить такую — задачка не для слабаков, зато на выходе получается максимально информативная карточка проекта, все тех.данные есть и проверены модератором.

5 спринт

Теперь в центре внимания — раздел с ценами. Здесь целых четыре подраздела: расходы на строительство дома можно спланировать от разработки генплана до аренды спецтехники. Предложения в каталоге можно будет не только отфильтровать и увидеть единым списком, но и добавить к сравнению, в калькулятор, а еще увидеть автоматически генерируемый график — например, как менялась цена на кирпич конкретной марки в течение всего времени.

Вообще проект поражает степенью того, как каждый раздел интегрируется с другим. Изначальный каталог материалов формируется в административной панели. Затем зарегистрированные компании добавляют к товарам свои ценовые предложения (или добавляют новых производителей и цены). Условная компания-дилер может предлагать кирпич разных производителей по одним ценам, другая компания-дилер — по другим. С каждой можно связаться для уточнений или обсудить материал на форуме. Непосредственно транзакция происходит на сайте, не перенаправляя пользователей на сторонние сервисы.

6 спринт

Начинаем потихоньку добавлять социальные составляющие: делаем страницу приглашения друзей в проект. Поиск на проекте происходит сразу по нескольким категориям: проекты, цены, компании, статьи, советы (на раннем этапе были еще тендеры и скидки). Дорабатываем внешний вид этих страниц.

Одна из центральных и очень технологичных фишек проекта — модерация средствами интерфейса сайта (без надобности открывать админ-панель). То есть все очень наглядно и просто, даже операции начисления и списания можно производить в пару кликов:

Иван руководитель отдела программирования

Мегастрой такой Мегастрой не потому, что в нём используются какие-то сложные и интересные технологии, а потому, что он огромный и с невероятным количеством связей между элементами. В проекте более 60 форм, например. При создании нового проекта появляется куча связанных свойств — в зависимости от типа проекта они либо не валидируются, либо валидируются по-разному... Но мы таки в этих логических связях разобрались.

7 спринт

Разрабатываем раздел личного кабинета, где можно смотреть и редактировать все предложения (проекты) строительной компании. Доводим до ума внешний вид страницы проекта. Немного меняется вид главной.

На странице проекта, кроме подробнейших тех.данных, могут быть интерактивные 3D-модели домов (их можно вращать, приближать и отдалять камеру). 3ds-файлы встраиваются в сайт с помощью javascript.

8 спринт

Время вводить монетизацию. Владельцам премиум-аккаунтов сервис предлагает скидки и выгодные условия. Сетка тарифов:

Дорабатываем социальную часть: проектируем страницу отзывов о компании, вводим такой параметр, как «репутация». Рассчитывается по особому алгоритму: зависит от заполненности профиля, социальной активности профиля — всего около 40 факторов.

О деньгах. На сайте есть два вида счетов: выводимый и невыводимый. На первый приходят деньги с продаж проектов, их можно обналичить или перевести. Второй используется для оплаты внутренних платных сервисов, пополнить его можно из собственных средств или же выполнив определенные условия портала (сайт дарит средства за активность). Личный кабинет интегрирован с Robokassa и всеми популярными электронными кошельками, а также банковской картой.

9 спринт

Почти финал, основное готово. Делаем новостные страницы и редактор статей. Статьи создаются не в админ-панели, а в разделе модерации. Изображения при редактировании можно перетаскивать с других вкладок браузера.

10 спринт

Разрабатываем уникальный сервис портала — калькулятор цен. Калькулятор применяет разные алгоритмы в зависимости от типа зарегистрированного пользователя: частное лицо, специалист, компания.

То, что уместилось на этих нескольких страницах — в реальном времени разрабатывалось полтора года, с небольшими перерывами. Как-то видели едкие комментарии по поводу того, что «год разработки — это ни в какие ворота не лезет». На самом деле, для проекта такого уровня — это абсолютная норма. Наивно полагать, что все требования можно сформулировать и записать в ТЗ сразу, а потом его ни разу не менять. А когда проект будет закончен — не предложить ни одной дополнительной функции и не пересмотреть текущие. Это просто не о таком проекте.

Результат

Готовый портал: mega-stroy.com