Оккупация Москвы: круговорот аутсорсинга в масштабах страны (СССР)
Сегодня на обед несколько мыслей об аутсорсинге. Не таком аутсорсинге, когда в контору приходит студент-айтишниг и чинит усатым дядькам локалку. О настоящем, проектном аутсорсинге. Количество ключевых слов зашкаливает, можно переходить к содержательной части.

Немного вводной статистики

По данным исследований Рейтинга Рунета за 2012 год, на территории страны работают около 5 000 веб-студий. Какой регион отжирает львиную долю от рынка, догадаться вообще не трудно. Давайте-ка взглянем на карту нашей родины.

Согласно всё той же статистике, в Центральном округе находится 41% всех веб-студий России. Самые многочисленные штаты сотрудников — тоже здесь. Самые толстые портфолио — аналогично. Самые высокие зарплаты — ну вы догадались.

Самые дорогие проекты — где? Правильно, в Москве и области.

Ну и какбэ логично предположить, что и нежелание возиться с низкобюджетными проектами (коих как всегда тысячи) — тоже характерно для столичных веб-студий.

Куда москвичам аутсорсить дешевые проекты?

Собственно, вариантов не так много. Регионы имеют свои особенности, но самый главный показатель для компании, передающей проект на аутсорс (кроме приемлемого качества) — это «средняя» стоимость услуг. Цитируем всё тот же РР:

По сравнению с 2009 и 2010 годами показатели Северо-Западного региона значительно выросли — средняя стоимость разработки повысилась за год сразу на 35%. Похожая динамика наблюдается и в Дальневосточном округе — там годовое увеличение средней цены составило целых 47%!

Дорого. Листаем дальше.

В свою очередь, три округа — Уральский, Южный и Приволжский — продемонстрировали отрицательную динамику, снизив среднюю стоимость разработки.

И, наконец, Сибирский округ выглядит на фоне прочих островком стабильности, держа среднюю стоимость разработки неизменной три года подряд.

Вот оно.

Часто именно в этих регионах москвичи и находят то, что надо. Ввиду того, что ИТ-отрасль у нас развита местами очень даже хорошо, а вот бюджеты «местных» заказчиков привычно низкие. Но сибирским и другим региональным студиям тоже хочется платить зарплаты и получать хорошую прибыль. И столичные думают «вот эти точно схавают наш проект». И передают его нахер на аутсорс.

Будем демонстрировать процессы на примере СФО, потому что у него форма символизирует :)

Менеджер московской студии контролирует проект левым мизинцем, с партнером работает не в первый раз, бизнес-процессы налажены, машина приносит бабло малой кровью крепостных. Все счастливы?

Провинциалы наносят ответный удар

Как правило, в регионах сидят отнюдь не дураки. Руководителям тоже хочется портфолио с крутыми брендами. Поэтому начинающие студии работают с региональными заказчиками, но как только становятся покрупнее — сами выходят на столичный и забугорный рынок, при этом физически оставаясь в своем городе. На западе больше «еды», выше цены, а специфика отрасли никак не привязывает производство к географии.

Но и те самые «денежные» клиенты тоже не особенно любят швыряться деньгами. Да, им удобнее работать с москвичами — можно приехать в офис, можно посмотреть шоу, которое устроит делегация студии, презентуя дизайн... Но цены!

Хочу, чтобы дешево, быстро и охуенно ©

Столичные клиенты, как и любые другие, хотят цены, как там. При этом чтобы уровень разработки оставался как здесь. Выхода два: или самому копаться в рейтингах и портфолио студий с периферии, находить крутых разработчиков из провинции и работать с ними удаленно. Или — выходить на крутую московскую студию с партнерской сетью аутсорсеров.

В любом случае, напомним, цены должны быть как там.

До сих пор мы говорили о бизнесе и бюджетах, никак не затрагивая человеческий фактор. А он, между тем, возмущен.

Зависть и злоба

Да, у сотрудников региональных студий очень достойные для региона зарплаты. Но в Москве они выше и заманчивее. Поэтому программисты, дизайнеры, PM’ы, которые достигли восьмидесятого уровня, вожделеют столичные зарплаты:

Итого, пока счет 2:2.

Получается, что клиент хочет подешевле, дорогая студия ищет нетребовательных партнеров, партнеры терпеливо делают, но точат резцы на запад. И постепенно отвоевывают по кусочку, и рисуют стрелки на карте, и подступают к Москве, и палят свои кочевничьи костры возле кремлевских стен.

В регионы утекает не только разработка (область «производства»), но и вполне себе — маркетинг (область «идей»), причем довольно успешно. И это — хорошо!