Порвать канбан! — жизненно, специально для agile-фанов
Японцы придумали эту хорошую систему для управления рабочими ресурсами, производством, запасами и назвали ее канбан. А еще ввели в обиход канбан-доску и канбан-карточки — для того, чтобы было чем всё это визуализировать. Так какого чорта кому-то понадобилось рвать канбан? А вот история.

Приехали как-то в Горный. Опробовали квадроциклы. Скатались до заповедника. Поняли, что внедорожник называется так потому, что вне дороги становится отличным групповым трицепс-тренажером. Дико устали и промокли, но зато надышались горным воздухом, увидели заснеженные елки (в мае!) и поснимали местных птичек.

Для полного счастья не хватало горячего ужина (а он, собственно, ждал нас в гостинице на берегу).

Это мы думали, что знаем, что такое экстрим. А экстрим терпеливо дожидался в самом неожиданном месте, например. Так мы пришли в гостиничную столовую.

Нижеследующую метафору понимают только те, кто болен Канбаном всерьез

Сервис мечты (канбан-моде он):

Вы приходите в ресторан/кафе/бар. К вам подбегает официантка на тоненьких шпильках и учтиво так: «Что будете заказывать?».

И тут такая таблица, специально, чтобы подчеркнуть стройность процессов:

В ресторане На канбане
Вы называете блюда, официантка всё старательно записывает. Вы формулируете задачи, они записываются на канбан-карточках.
Официантка уходит на кухню и передает заказ шеф-повару. Все карточки прикрепляются к канбан-доске.
Шеф-повар прикидывает, что нужно готовить в первую очередь, что — во вторую и планирует ресурсы. Задачам присваивается приоритет, карточки расставляются на доске в порядке убывания приоритета. Менеджер планирует ресурсы.
Шеф-повар отдает указания на кухню, блюда готовятся, вам приносят заказ. Задачи поступают разработчикам, фичи разрабатываются, вы получаете проект.

От столовского сервиса требовалось две вещи: чтобы вкусно и чтобы вовремя принесли. Если сервис был бы ок, и канбан-принцип соблюден, то так бы и случилось.

Но у нас был животрепещущий пример того, что произойдет, если не врубаться в канбан-философию даже приблизительно.

Реальный сервис в нашей столовке (рвать канбан!)

Дисклеймер: Данный пост не призван задевать чувства столовских тетенек и тех, кто им симпатизирует. Он просто о канбане.

Тетя Дуня и тетя Надя обслуживают голодных нас. Обе физически пребывают на кухне. Еда частично готовится в реальном времени, частично остывает на плите. Ок.

Хочешь есть? Иди на кухню сам. Смотри в меню, записанное в тетрадке у теть Нади и выбирай. Например, блинчики с мясом и борщ. Тетя Надя записывает, хоть и переспрашивает.

За один ужин к теть-Надиному столику подходит человек 15-20. Задачи-заказы в целях экономии записываются на одном тетрадном листе, количество штук исправляется ручкой поверх написанного. Выбывшие задачи вычеркиваются.

На этом вся организация производства заканчивается. И дальше всё происходит примерно так:

  •  Ребята, кто борщ заказывал? Три борща. Ага, несу.
  •  А я тоже заказывал.
  •  Нааадь! Ну чо-чо, еще борщ надо. Может, солянку будете? Ну подождите тогда.
  •  А блинчики?
  •  Нааадь, принеси блины. Так, вы что заказывали?
  •  Борщ и блинчики.
  •  Нааадь, делай еще блинов и борща налей тарелку.
  •  А чай когда принесете? Мы тут уже полчаса сидим.
  •  Ну и что? Вас вон сколько, а нас двое. Так, вот еще один борщ, держите.
  •  Так мне уже принесли.
  •  И чего молчите-то? Принесли и молчит!
  •  Ну вы спросили, что я заказывал. Я и сказал.
  •  Хосспади-и! Уноси, Надь.
  •  Подождите, блинчики-то оставьте.
  •  Нааадь!
  •  Ну сразу надо говорить, уже Тузику отдала. Ждите теперь. Кому чай? Дуняш, посчитай их заново.

Чтобы хоть как-то направить броуновские процессы в нужное русло (нам хочется жрать, извините) — приходилось самим вмешиваться в work in progress.

В общем, мы понимаем, что тетеньки и готовят, и считают на калькуляторе, и записывают количество штук. И что им нелегко.

В следующий раз привезем теткам в подарок доску и научим пользоваться, ога. Мы такие наивные идеалисты.