И что продавать теперь можно всё, кроме секса, наркотиков и рок-н-ролла. А сейчас мы возьмем свой длинный скальпель и проверим, насколько жив пациент.
Понятия «социальная коммерция» и «коммерция в социальной сети» разграничены намеренно. Под социальной коммерцией понимается следующее:
- Введение в интернет-магазин «социальных элементов», например, комментариев из ВКонтакте, кнопок лайков, социального логина. То есть, упрощение доступа к функциям сайта через использование возможностей социальных сетей.
- Работа непосредственно с социальной сетью как инструментом активного маркетинга: продвижение в сообществах, таргетированная реклама, создание вирусного контента, привлечение покупателей.
Но есть ведь и коммерция в социальной сети — то есть когда непосредственно сам интернет-магазин находится внутри соцмедиа и располагает полным функционалом обычного магазина. По сути это магазин-приложение. Предполагаемые преимущества такого вида электронной коммерции:
- Пользователям не нужно проходить авторизацию для совершения покупки или написания отзыва.
- Предложение «само идет» в руки покупателю, избавляя его от необходимости искать нужные товары в интернете.
- Реклама работает по тому же принципу с одним существенным отличием: кликая на баннер, пользователь переходит не на внешний сайт, а остается в своей «зоне комфорта», внутри социальной сети. И получает возможность что-то купить.
А теперь к примерам.
Вот то самое заявление ВКонтакте о своем намерении позволить пользователям создавать интернет-магазин на движке API:
Мы решили провести небольшое исследование и выяснить, насколько вообще «жива» электронная коммерция ВКонтакте.
По данным компании InSales на 2012 год число интернет-магазинов во всем Рунете приближается к отметке в 25 000. Главные группы продаваемых товаров — это:
- Продукты питания;
- Одежда и обувь;
- Электроника и бытовая техника;
- Мобильные телефоны;
- Компьютеры и комплектующие;
- Автозапчасти;
- Книги.
Теперь к социальным сетям. Ежедневная аудитория ВКонтакте — это 42 000 000 пользователей. Более 67% из них старше 25 лет (то есть это гарантированно платежеспособные пользователи). Довольно обширная аудитория.
Проверим каталог приложений ВКонтакте по каждой группе популярных товаров. В счет будем брать только те действующие на момент проверки приложения, где зарегистрировано 1000+ пользователей.
Итак, реальные цифры (исследование было проведено в декабре 2012 года).
Общее количество приложений, выводимых в каталоге по запросу «магазин»: 54.
Категория «Продукты питания» (рассматривались в том числе популярные виды доставки: суши, пицца).
Работающих приложений-магазинов: 5
Общее количество установок: 20 500
Категория «Одежда и обувь» (в том числе футболки с принтами)
Работающих приложений-магазинов: 10
Общее количество установок: 1 291 600
Категория «Телефоны, планшеты, аксессуары»
Работающих приложений-магазинов: 4
Общее количество установок: 14 300
Категория «Подарки»
Работающих приложений-магазинов: 1
Общее количество установок: 17 000
В категориях «книги», «компьютеры и комплектующие», «автозапчасти», «электроника и бытовая техника» приложений-магазинов не найдено.
Самой популярной категорией товаров остается одежда и обувь. Степень раскрученности таких приложений также занимает первое место среди всех групп товаров:
Общая проблема большинства представленных магазинов: отсутствие продуманного дизайна, нестабильность работы.
Около 25% всех представленных приложений-магазинов не оптимизированы для поисковой системы ВКонтакте. Типовые ошибки:
- Отсутствие ключевых слов в названии и описании;
- Использование нечастотных словоформ;
- «Нужные» ключевые слова под катом описания (выпадают из выдачи);
- Слишком длинные, нечитаемые оптимизированные тексты.
В чем причины такой низкой популярности магазинов в социальных сетях?
Эксперты упоминают такой фактор, как «психологическая неготовность» пользователей социальных сетей совершать импульсивные, быстрые покупки. Цель их пребывания в социальных сетях — общение, просмотр медиаконтента, в лучшем случае — обсуждение товара с друзьями. Поэтому для того, чтобы направить их на покупку, нужна очень сильная мотивация. Которую, обычно, создать не получается.
О том же свидетельствуют исследования, сделанные для Facebook, но актуальные и для ВКонтакте:
Еще одна причина — существующая структура подавляющего большинства интернет-магазинов внутри ВКонтакте не отвечает пользовательскому опыту совершения покупок и его представлениям о современном интернет-магазине.
Означает ли это, что коммерция в социальных сетях — «тупиковая ветвь» бизнеса?
И да, и нет. Что это значит?
Да, потому что факты говорят о неготовности российских пользователей покупать через социальные сети.
Да, потому что современным интернет-магазинам хватает элементарного SMO для продвижения товаров через социальные сети.
Да, потому что гораздо более эффективная тактика — продвижение сообщества бренда, способного вызвать отклик пользователей, а не продвижение интернет-магазина в том же ВКонтакте.
Да, потому что «традиционные» способы продвижения по сей день остаются самыми эффективными, несмотря на постоянное увеличение стоимости услуг по оптимизации и продвижению.
И чтобы немного пошатнуть ваше отчаяние:
Нет, коммерция в социальных сетях — это не «тупиковая ветвь», а просто «белое пятно» на карте бизнеса. Существующие агентства средней руки, занимающиеся продвижением в социальных сетях, зачастую не могут гарантировать успех. Причина этого — сама область, она слишком нова и не изучена. А квалифицированная помощь обходится бизнесу неоправданно дорого — поэтому многие избирают первый путь, и не достигают хорошего результата.
Нет, не стоит бросать эксперименты. Для того, чтобы продолжить поиски самого эффективного инструмента для коммерции внутри социальных сетей, достаточно приобрести какое-нибудь типовое решение для коммерции в социальных сетях под вашу CMS. Такие решения стабильны, недороги и позволяют продолжить работу по покорению социальных сетей без больших затрат. Поищите — таких решений существует не так много (и они есть не для каждой CMS), но вдруг вам повезло ;).
Социальные сети тоже не стоят на месте и развиваются в сторону повышения комфорта не только «простых» пользователей, но и компаний. Вспомните таймлайн Facebook или сегодняшнее API для интернет-магазинов ВКонтакте. Поэтому предложение формируется, условия для коммерции создаются, и это только вопрос времени — когда покупки в социальных сетях станут предпочтительными для российских покупателей.