Что ловят сетью
Россиянам социальные сети с первого взгляда страшно понравились. Сегодня эти виртуальные места встреч популярнее, чем кафе. Некоторые, которые похитрее, быстро смекнули, что такие ресурсы сулят. И вместо того, чтобы просто на них сидеть, начали бодро извлекать выгоду. Так появились Марк Цукерберг, Павел Дуров, SMO и SMM.

Про PR, SMM и другие интересные аббревиатуры

Россиянам социальные сети с первого взгляда страшно понравились. Сегодня эти виртуальные места встреч популярнее, чем кафе. Некоторые, которые похитрее, быстро смекнули, что такие ресурсы сулят. И вместо того, чтобы просто на них сидеть, начали бодро извлекать выгоду. Так появились Марк Цукерберг, Павел Дуров, SMO и SMM.

Павел Дуров — российский программист, известный как один из основателей социальной сети «Вконтакте»;

SMO (Social Media Optimization) — комплекс работ над сайтом, позволяющий пользователям соцсетей использовать его контент и таким образом привлекать на ресурс целевую аудиторию;

SMM (Social Media Marketing) — комплекс работ на сторонних ресурсах по получению трафика и целевых посетителей на свой ресурс из социальных сетей.

Наша студия родилась на три года раньше известного детища Дурова. И как студия интернет-решений мы успели перепробовать множество способов сетевого маркетинга как для себя, так и для своих клиентов. Освоили и SMM. Мы подумали и решили, что пора поделиться с вами нашим опытом в этой сфере.

Продвижение в социальных сетях (SMM, или Social Media Marketing) — знак нашего с вами двадцать первого века. Предыдущий, как вы помните, был веком расцвета Маркетинга. И сегодня его классические методы продолжают применяться; но все чаще они не работают. Итак, рассмотрим особенности метода современного SMM.

Начнем с того, как делать не надо

Во-первых, кампании в социальных сетях в большинстве случаев даже нельзя назвать PR-кампаниями в полном смысле этого слова. Поскольку нацелены они НЕ на продажи. В соцсетях можно работать и в этом направлении. Однако мы считаем, что это фигня нефункционально. Навязчивая реклама на таких ресурсах приведет только к потере доверия аудитории и нанесет серьезный урон имиджу компании. Заниматься ей там — не надо.

Во-вторых, не нужно думать, будто в социальных сетях все через одного — бараны, и общаться с ними можно, как со стадом. «Целиться на массы» сегодня не стоит просто потому, что в сети возможность высказаться есть у каждого, а один негативный коммент способен вызвать против вас целую серию себе подобных. И поверьте, результат вам не понравится. Компания Greenpr как-то провела для крупной управляющей компании исследование, которое показало, что 60% пользователей, прежде чем сделать он-лайн заказ, смотрят отзывы на тематических площадках. А обнаружив более 3 негативных комментариев, 57% из них от сотрудничества с фирмой отказываются. Вывод: при продвижении в социальных сетях нужно уметь находить подход к разным людям одновременно и ориентироваться на единицы — чтобы избежать массового негативного выхлопа.

В-третьих, «процеженная», выборочная информация о компании и приемы скрытого маркетинга в блогах эффективны — но не так, как прочная репутация надежной, «своей» компании. Поясняем. Скрытый маркетинг, с которым на Западе начинают бороться уже на законодательном уровне, якобы решает проблемы отчуждения вашей фирмы от «народа»: ваш товар/услугу рекомендует кто-то «надежный» (а на деле какой-нибудь купленный вами блоггер). Ему верят, и ваше добро берут. Мы же полагаем, что для компании лучше самой стать для аудитории «надежной» и «своей». Это значит, предоставлять полную информацию о компании и всюду открыто заявлять о себе. Предпочитая это скрытому маркетингу.

В-четвертых, воспринимать работу в социальной сети как единичный «нагон» всех подряд в вашу группу или сообщество — не стоит. Во-первых, это незаконно. А в главных во-вторых, это ничего не даст бизнесу: «все подряд» — не ваша целевая аудитория, и клиентами вашими они не станут. Значит: результативное продвижение в социальных сетях — это только постоянная, каждодневная работа без временных рамок. Мы на собственном опыте убедились, что в идеале в компании должен быть отдельный специалист для этого дела. Поэтому сейчас практикуем только контекстную рекламу и баннеры — то, в чем уверены: сделаем качественно. А спаму и его аналогам надо сказать решительное «нет».

Чему же, в таком случае, сказать «да»?

Методом проб и ошибок, мы вывели для себя несколько простых правил «Что нужно делать в социальных сетях, чтобы тебя любили». Это:

  • Быть ближе к людям. Мы совершенно искренне хотим делиться опытом с другими веб-разработчиками и любыми желающими. И поэтому во всех сообществах, где представляем свою компанию, говорим на языке этого сообщества, используя только понятные слова. Что и вам советуем.
  • Быть интересным. Оригинальный и актуальный контент в блогах, постоянно обновляемый аккаунт на Facebook, интересные и оперативные новости в твиттере — корпоративные или даже просто прикольные, — все это привлекает людей и помогает завязывать все новые контакты. Главное — эти манипуляции создают компании репутацию «своей», то есть такой, которая всегда готова что-то рассказать, а не скрыть.
  • Уделять время людям. Все аккаунты нужно вести и ни в коем случае не забрасывать, иначе тех, кто с трепетом ждет от вас новостей и следит за вами, постигнет печаль. Налаженные связи нарушатся — так что грустно станет и вам... Возьмите себе за привычку обнародовать малейший резонанс в своей фирме — тогда у других появится привычка за вами следить.
  • Уделять время другим компаниям. Если не оставлять без внимания новости других компаний, комментить их и участвовать в дискуссиях, это опять же увеличит вашу известность.

На сегодняшний момент мы окончательно укрепились во мнении, что продвижение в социальной сети должно быть направлено прежде всего на взаимовыгодное общение и построение хорошей репутации. Потому что задача социальных сетей — и для рядовых пользователей, и для компаний — сократить расстояние друг между другом, а не увеличить его еще больше.