Большая Статья про бизнес, интернет, социальные сети и извлечение пользы
Планета Facebook, часть III
Большая Статья про бизнес, интернет, социальные сети и извлечение пользы

Глава 3 — Как найти своего клиента в социальных сетях?

«Мы достигли сейчас переломного момента в вопросе массового принятия идеи онлайновых социальных сетей, и они будут только продолжать свой рост с точки зрения их известности и распространенности. Сегодня надо потратить много сил на то, чтобы найти студента колледжа или университета, не пользующегося Facebook или MySpace; и то, что мы видим как „взросление“ этих сетей, является расширением их влияния из сфер личной жизни в сферы профессиональной деятельности и бизнес-взаимодействий».

Клара Ших, автор книги «Эра Facebook».

читать Главу 1
читать Главу 2

Исследование российской интернет-аудитории, которое провел comScore в августе 2010 года, показало, что российские пользователи соц.сетей — самые активные в мире. А охват Яндекса составляет почти 80% населения Рунета.

Исследования говорят о том, что в среднем 34,5 миллионов российских интернет-пользователей (74.5% онлайн-населения) посещают хотя бы одну из социальных сетей за месяц.

Эти показатели говорят обратное — мы совсем не на задворках социальных интернет-сообществ, как раз наоборот, российские пользователи осваивают эти просторы активнее остальных.

ВКонтакте лидирует среди российских соц.сетей с 27,8 миллионами посетителей. Вторая по популярности соц.сеть — Одноклассники с 16,7 миллионами. Facebook пока всего лишь на пятом месте с 4,5 миллионами посетителей. Однако, за последний год его аудитория выросла на 376%, что превышает темпы роста всех остальных сетей.

Существует определенное расслоение на приверженцев той или иной сети — это нужно учитывать в первую очередь при выборе «поля экспериментов» и подходящей целевой аудитории.

Так, например, LiveJournal считается прибежищем интеллектуальной элиты — в основном, это политики, журналисты, писатели, музыканты, дизайнеры и т.д. Творческие люди, которые ценят здравый смысл и, как правило, имеют активную позицию. Есть в ЖЖ и «пассивная часть» — это читатели блогов. Здесь можно встретить как тех же дизайнеров и журналистов, почитывающих новости в сообществах, так и домохозяек, читающих кулинарные блоги.

LiveInternet или Diary — скорее ориентированы на всех желающих завести собственный дневник — романтически настроенных тинейджеров, розовых дам с собачками, скучающих интеллигентов и проч.

ВКонтакте занимает лидирующие позиции среди молодежи и традиционно считается самым популярным ресурсом среди школьников и студентов — тут делятся музыкой, видео, комиксами и цитатами великих, играют в игры и знакомятся. Прекрасная платформа для продвижения товара, интересного молодому поколению.

В последнее время активизировался Facebook — место тусовки модных, образованных и, по большей части, живущих в столице, людей.

Одноклассники остаются средством общения для взрослого поколения — мамы и папы, а иногда и бабушки с дедушками начинают осваивать интернет именно с этого сайта. Тут отправляют друг другу анимированные открытки и создают группы, типа «Ребята с нашего двора». Одноклассники популярны среди русских эмигрантов — с помощью этого сайта они общаются с родственниками и знакомыми на исторической родине.

Твиттер предпочитают активные люди, проводящие большую часть времени в движении, здесь посты в новостной ленте пестрят, как лоскутное одеяло. Твиттер заводят себе политики, бизнесмены, журналисты — он является «облегченным» живым журналом для тех, кому лень долго что-то писать или читать. Вообще довольно разнообразная аудитория, которую объединяет одно — любопытство и умение быстро кликать по ссылкам.

Еще есть профессиональные соцсети, сети, созданные специально для знакомств и так далее. Многообразие очень велико, поэтому не забывайте учитывать целевую аудиторию, когда решите привлекать клиентов из социальных сетей. А в остальном — правила стандартные: не будьте скучным, не продавайте фигню, общайтесь с людьми, интересуйтесь их мнением, не навязывайтесь — и всё будет отлично.

А теперь давайте посчитаем. На какой бюджет рассчитывать, выбирая раскрутку вашего сайта через поисковую оптимизацию (SEO) и через социальные сети? И — самый главный вопрос: чего ждать?

Сначала разберемся, из чего, в общих чертах, будет складываться цена поискового продвижения (SEO). Учитывайте, что постоянные затраты ежемесячно буду составлять 15-20 000 руб. (это абонентская плата — зарплата специалиста, сопутствующие расходы). Дальше — заказчик сам должен определиться с бюджетом, который он готов затратить на продвижение — это оплата оптимизированного контента и покупка ссылок. Бюджет может достигать сотен тысяч, всё зависит от того, насколько сильна конкуренция в области.

Что вы получаете? Сайт выводится в топ поисковиков, вы получаете переходы и клиентов. Если вас устраивает текущее положение дел — вы платите SEO-специалисту за следующий месяц, и за следующий, и так далее, пока бюджет не закончится доходы от интернет-бизнеса покрывают расходы на поддержку SEO.

С одной стороны, всё хорошо — и клиент уже готов что-то у вас купить, переходя по ссылке, и сайт в топе, есть покупки, есть прибыль. Картина немного портится из-за того, что политика поисковых систем — довольно нестабильная штука. Так, например, еще несколько лет назад было достаточно добавить в контент пару ключевых фраз, потом купить пару ссылок и — сайт взлетал на вершины. Поисковые системы прознали эту фишку и всех дружно обломали. Особо ушлые оптимизаторы применяли «нечестные» способы — делали невидимыми ключевые слова, красили длинные списки в цвет фона; законопослушные seo’шники действовали скромнее, однако их объединяло одно — зависимость от поисковых систем. И, хотя сейчас ситуация относительно спокойная, никто не может сказать, каким будет следующее нововведение Яндекса.

Поэтому многие уже задумались, какой способ продвижения выбрать. В настоящее время грамотное SEO — это всё же наиболее подходящий вариант для крупных проектов, у которых трафик формируется в основном за счет переходов из поисковых систем. Как правило, это сайты «профессиональной» тематики — строительные фирмы, оптовые базы, дилеры автомобилей, производители оборудования и т.д. Для них раскрутка через социальную сеть не является оптимальной.

Никто не станет спорить, что информацию о том, «где купить автомобильные масла оптом в Красноярском крае», скорее всего, будут искать через тот же Яндекс. Сложно себе представить менеджера из отдела снабжения, который лайкает в группе фейсбука фото «Mobil-1» и пишет в комменте: «я купил в фирму 100500 литров и еще куплю!».

Но существуют и другие ниши в бизнесе — здесь собрались производители товаров, более «понятных» населению. Это может быть доставка пиццы, магазины одежды, косметики, компьютеров — любых товаров и услуг, которыми пользуются обычные люди каждый день.

Или другой случай — новый уникальный товар, который срочно нужно популяризовать среди населения. Поисковая оптимизация просто не будет работать: никто не знает о товаре, нет похожих товаров — следовательно, нет запросов по ключевым словам. Лучшее решение — это создать пространство, где люди смогут делиться мнениями, вовлекать в обсуждения знакомых — тем самым формируя коммьюнити вокруг продукта. Рискованное дело, если ваш товар плох и очень годный способ пропиариться, если он действительно заслуживает внимания.

Такому бизнесу стоит обратить внимание на альтернативный путь к своим клиентам — через социальные сети.

Если у вас есть свободное время (бизнес находится на старте), то вы можете заняться этим и самостоятельно, благо, с социальными сетями теперь знаком практически каждый. Если вам нужно быстрое продвижение либо вы хотите сделать всё профессионально — обращайтесь к специалистам. Начальные затраты будут складываться из:

  • создания и оформления группы (это примерно 500-3000 руб.);
  • приглашения участников (самый дешевый, но, тем не менее, эффективный способ — боты. Цена за 20 000 участников-ботов составит всего 2000 руб.);
  • рассылки сообщений «живым» людям — фрилансеры берут около 2000-2500 руб. за 10 000 сообщений «по критерию», то есть, направленных вашим потенциальным клиентам.
  • для подогрева интереса к товарам в вашей группе нужно будет заплатить за «лайки» — здесь 1000 штук продают за 200 руб.

Итого выходит примерно 5000 — 6000 руб. за начальные манипуляции в соцсети. Если вы не хотите сами заниматься администрированием группы — это будет обходиться вам в 5000 — 7000 руб. в месяц. Итого 10-12 тыс.руб. в первый месяц и плата администратору в последующие. По желанию, вы покупаете дополнительные лайки/рассылки/приглашения пользователей.

Кроме того, что получается довольно-таки не дорого, у такого подхода есть большие плюсы.

  • во-первых, конкуренция тут намного ниже, чем в поисковом продвижении — поэтому и шанс пробиться к покупателю достаточно высок, тем более, если вы хотите продвинуть интернет-магазин — то есть ресурс, уже ориентированный на интернет-активную аудиторию.
  • во-вторых, вы вводите инъекцию денег только в первый месяц, в последствии же действуете по ситуации — если всё пойдет хорошо, то пользователи сами расскажут друг другу о вашем товаре и произойдет это очень быстро.
  • в-третьих, и в соцсетях есть свои хитрости — можно ими смело пользоваться и никто вам не настучит по рукам.

Не так давно мы выпустили один проект — интернет-магазин, который продавал принадлежности для скейтбординга. Магазин использовал SEO-продвижение как основной инструмент для раскрутки в сети и параллельно запустил группу ВКонтакте, расходы на которую формировались по «остаточному принципу» — т.е. профессиональной раскрутки группы вообще не проводилось.

Что говорит Google Analytics? На 20 000 посетителей из поиска Яндекса за месяц приходится 3 000 переходов с vkontakte.ru! Это учитывая тот факт, что в группе всего 2110 человек — то есть абсолютное большинство представителей целевой аудитории просто не в курсе ее существования.

За соцсетями — будущее интернета, об этом говорят эксперты и цифры. Вливайтесь в бизнес, как завещал дедушка Билли.


Заключительная глава

Эта глава осталась без эпиграфа по одной простой причине — он не нужен. Было сказано о преимуществах социальных сетей, о том, как может помочь бизнесу разработка приложения для них, о том, как правильно выбрать публику, что нужно делать, а чего нельзя допускать.

Хотя даже сейчас еще остались, казалось бы, здравомыслящие люди, которые предсказывают «массовый исход» пользователей из всех соцсетей, аргументируя это тем, что ВКонтакте — прибежище греха и разврата, а живой журнал не заменит настоящую жизнь. И такая точка зрения имеете право на существование, хотя у авторов подобных мнений, как правило, есть свои личные счеты с соцсетями — кому-то досталось от сетевых троллей, другого разочаровало отсутствие активного отклика пользователей и т.д.

Цифры и факты — вот к чьему мнению стоит прислушаться.

Остался решающий шаг — признать непревзойденный потенциал социальных сетей и не стоять в стороне. Если у вас есть успешный бизнес и вы уже покорили просторы интернета, то стоит задуматься и о следующем этапе. Повышение качества бизнеса — к этому стоит наиболее внимательно относиться в наше время.

Вперед, на баррикады, в бесконечность и далее!