Нам привозят тяжелый случай
Обычно провести аудит сайта просят две категории заказчиков. Первая — это те, кому действительно хочется улучшить свой сайт: увеличить продаваемость продукции, осовременить «лицо компании». Как правило, сам бизнес у них небольшой, а зависимость от интернет-продаж — достаточно серьезная.
Вторая категория — представитель крупной компании, отвечающий за корпоративный сайт. Высокое начальство, как правило, не дает денег на модернизацию сайта, но регулярно пилит «ответственного» за то, что тот неэффективен. Вот тогда, чтобы доказать руководству необходимость модернизации сайта, тот самый ответственный человек уговаривает их на аудит. Обычно соглашаются, ибо дешевле.
И там, и там на лицо факт упования на какую-то волшебную спасительную силу аудита.
Хорошо, нас просят провести детальный осмотр тела и выработать рекомендации. Составляем техническое задание, заключаем договор, и — сайт уходит на аудит.
Пять ступенек к счастью
Как мы уже говорили, полный аудит проводится группой экспертов студии: это архитектор интерфейсов, юзабилити-аналитик, QA-специалист (отдел качества) и интернет-маркетолог. И только потом выносится окончательный вердикт о направлениях модернизации сайта.
Обычно анализ строится из следующих этапов:
— Исследование информационной архитектуры сайта. Это наиболее общий анализ, производимый архитектором UX-интерфейсов (UX — значит «основанных на пользовательском опыте», то бишь самых удобных). На этом этапе становится ясно, насколько глубокой должна быть модернизация сайта и нужна ли она вообще. Здесь рассматривается структура сайта, удобство навигации, адекватность контента. Изучаются сильные и слабые стороны сайта, даются конкретные рекомендации. Например, такие:
— Исследование удобства пользования (юзабилити). Проводится юзабилити-аналитиком, а также сайт проверяется на целевой аудитории (живых людях, да). В итоге получается две группы рекомендаций: от эксперта и от простых смертных. Например, так выглядят типичные рекомендации по юзабилити (вверху — рекомендации фокус-группы, внизу — экспертная оценка):
— Исследование маректинговых возможностей сайта. Проводится специалистом по интернет-маркетингу. В этот этап входит детальный анализ целевой аудитории, а еще «выявление каналов», по которым посетители приходят на сайт. Предлагаются рекомендации по повышению посещаемости, увеличению конверсии (это когда пользователь не только зашел, допустим, в каталог товаров, но и что-то купил).
— Технический аудит сайта. Проводится техническим специалистом (отделом QA, контроля качества). Выявляются все программные недочеты, «неровности» в верстке и предлагаются улучшения. На этом этапе «вскрываются» и такие опасные вещи, как уязвимость сайта для интернет-атак:
— И, наконец, анализ конкурентной среды. Мы самостоятельно изучаем сегмент рынка и приводим список проанализированных сайтов-конкурентов. Указываем на их сильные и слабые стороны (дизайн, удобство, контент, качество реализации). Сравниваем с анализируемым сайтом, вырабатываем общие рекомендации относительно того, как «победить» конкурентов на интернет-рынке.
Итогом всей нашей работы, как правило, является аналитический документ объемом примерно 30-50 листов.
А теперь подсчитаем, насколько это выгодно заказчику.
Подсчитаем затраты
На написание аудит-документа уходит примерно 60-80 часов, суммарно. Если заказчик настроен серьезно, то он не ограничится передачей такого документа начальству с целью «отстаньтеотменя», а будет выполнять эти рекомендации по модернизации сайта.
А тут возможны два сценария:
- Выполнить часть рекомендаций путем «доработок» на сайте. Такая модернизация — это пришивание заплаток на дырявое ведро. Вы латаете одну дыру — прибыль утекает через оставшиеся десять. Подобное решение лучше вообще не рассматривать.
- Выполнить все рекомендации, что значит: «взять и разработать сайт заново». Из плохого сайта нельзя сделать хороший, немного поколдовав над кодом или сделав редизайн. Поэтому нужна последовательная разработка, и желательно по схеме: прототип → утверждение → дизайн → утверждение → верстка → тестирование → программирование → тестирование → сдача проекта.
Разработка прототипа в таком случае займет порядка 40 часов, или больше (зависит от сложности сайта).
Итого, есть вариант провести аудит старого сайта и заплатить за 60-80 часов, а потом начать разработку нового (40 часов на прототип).
Получается, что аудит де-факто нужен только тем, кому приспичило «отчитаться» перед большими директорами. Если же у бизнеса реальные потребности в новом качественном сайте и вы сами их осознаете — то не модернизируйте — сразу начинайте с прототипа.
А указать на слабые стороны вашего сайта может и проджект-менеджер.