Три совета по созданию страницы «Ничего не найдено»
Причины
Как в идеале и в действительности
Совет первый. Сделать это очевидным
В любой книжке по самосовершенствованию вы найдете совет вроде «первый шаг к решению проблемы — это признание существования проблемы». Здесь все в точности так же. Страница с нулевым результатом должна ясно давать понять, что произошло и почему.
Фатальная ошибка многих сайтов: пользователь попадает на страницу с отсутствующими результатами поиска и даже не понимает, что ничего не было найдено.
Почему? Потому что у большинства сформировалось устойчивое представление о том, как должны выглядеть результаты поиска: список, сформированный из заголовков различных страниц, который можно скроллить, ища нужное.
А теперь подумайте, что будет, если сделать страницу такого вида (да, как ни странно так еще делают):
- Поле поиска.
- Строка простого текста о том, что по вашему запросу ничего не найдено.
- Блок «последние поисковые запросы» (или, как вариант, «популярные запросы»).
- Блок выдачи какого-нибудь Google со ссылками на другие сайты.
- Советы по изменению самого запроса.
Пользователь просто «перепрыгнет» через логически важный текст сразу к результатам поиска и «последним запросам» — потому что те привлекают больше внимания. Результат — вы вынудите пользователя копаться в заведомо ему не нужных ссылках. А еще вариант — отдадите пользователя сайту-конкуренту (спасибо, Google). Есть прекрасная инициатива — предлагать пользователю варианты «похожих запросов». Но они, опять же, должны оставаться на видном месте.
Совет второй. Укажите путь вперед
Большинство пользователей понимает базовые принципы работы поиска на сайте: нужно придумать сочетание слов для поиска, ввести в поле, нажать «Найти». Но мало кто разбирается в сложной логике поисковых алгоритмов. Поэтому, если запрос пользователя «не прошел», ему нужно подсказать вспомогательные пути:
- Переформулировать исходный запрос.
- Вывести поле поиска с исходным вопросом внутри него, для быстрого редактирования.
- Предложить схожие запросы, по которым есть результаты.
- Автоматически исправить орфографию (при этом оставить способ искать по оригинальному запросу).
- Посоветовать использовать другие слова или меньше слов.
Совет третий. Не смейтесь над пользователем
Думайте о контексте: пользователи видят эти страницы сразу после того, как у них что-то не получилось сделать. Юмор может помочь смягчить разочарование или свести на нет смущение пользователя, но также он может быть понять неправильно — для веба это особенно больное место, ведь там нельзя передать интонацию и другие «эмоциональные» нюансы. Пользователь может просто не понять, когда вы смеетесь вместе с ним, а когда над ним.