Владимир Завертайлов

Лучший друг маркетолога — Scrum

Как застраховать себя от провала, особенно когда речь заходит о разработке сложной интернет-системы для компании? Мы утверждаем, что поэтапная разработка по Scrum может серьезно снизить риски.

Мы привыкли слышать, что Scrum — это что-то связанное с разработкой, кодом, сложными «техническими штучками». В то время как маркетинг — де-факто продвижение продукта на рынке, забота об удовлетворенности потребителя. Логика и эмоции — связь совсем неочевидная, но это так только для неподготовленного читателя.

Итак, меньше слов — больше смысла.

Центр маркетинга — сам маркетолог

Что есть маркетинг в широком понимании слова? «Философия» компании, позиционирование на рынке, управление мнением покупателя, трансляция ценностей продукта рынку... Это только часть всех определений маркетинга. Такое обилие определений так или иначе наводит на мысль: маркетинг — это не точная наука. Да, все помнят графики спроса и предложения. Да, ежедневно выходит очередная маркетинговая статистика и исследования рынка. Да, в маркетинге есть место научному подходу. Но чем вы будете руководствоваться, когда продукт нужно будет вытащить из болота безызвестности? Конечно, анализ конкурентов вы проведете, но что дальше? А дальше подключается ключевая составляющая маркетинга — человеческий фактор. То есть ваш творческий подход, ваша интуиция, ваше понимание рынка и тренда в целом. Вы, как маркетолог, ваша личность определяет всю маркетинговую стратегию компании.

Противоречия и страхи

Сама по себе деятельность маркетолога наводнена рисками. Самые опасные места:

  • Нужно точно расcчитать бюджет на маркетинговую кампанию.
  • Нужно уметь обосновать бюджет перед руководством.
  • Нужно уметь предсказать реакцию рынка и остаться в рамках бюджета.

Возьмем для наглядности ситуацию. Она слегка утрирована, опять же, для простоты восприятия.

Вы работаете в компании, которая производит мебель. Ваша задача: увеличить продажи на 30% за счет покупателей из Москвы и области.

Итак, вы можете начать с поиска оригинальной идеи или с мониторинга рынка города. Или вообще объявить тендер среди рекламных или digital-агентств с заданным бюджетом. В любом случае, выбрать направление, составить бюджет и обосновать его свежей статистикой вы сможете. Но как только бюджет утвержден — начинается самый рискованный этап. А именно, вы начинаете непосредственную работу над продвижением вашей мебели. Идете ли вы в брендинговое агентство, заказываете ли SMM, работаете ли над рекламой, делаете интернет-магазин — доселе управляемый и предсказуемый процесс превращается в стихию страхов. Как воспримет аудитория новое название? Какой цвет логотипа их отпугнет? Упаковка не слишком ли глянцевая? Где гарантия, что промо-игра на сайте станет вирусом? Удобен ли пользователям каталог? — именно на этом этапе шевелятся надпочечники маркетолога, заставляя в целях «перестраховки» просить о бесконечных мелких правках. Одни вопросы, масса рисков, никаких стопроцентных гарантий. Предсказать реакцию рынка по большому счету невозможно.

Предсказуемость и прозрачность

В минимизации рисков заинтересованы как владельцы компании, так и лично вы. И вы, вероятно, не отказались бы от инструмента, который позволил бы проверить на живой аудитории эффективность вашего решения.

Нельзя просто так взять и выложить на прилавки два варианта новой упаковки одного продукта, а потом посчитать — какой активнее покупают. Это не только увеличило бы бюджет, но и ударило бы по позиционированию бренда.

Если брать веб — то там давно существуют так называемые сплит-тесты: когда один вариант сайта показывается одной половине пользователей, а второй вариант — другой. В конце выясняется, на синюю или красную кнопку заказа пользователи нажимают чаще. Но такие игры в эффективность подразумевают, что сайт закончен и запущен. Однако сомнения у мыслящего специалиста начинают возникать гораздо раньше.

Что делать?

Одно из решений, популярное в сфере веб-разработки, — это работа над проектом по методологии Scrum. Ее подробное описание есть в общем доступе (Википедия). Краткая суть самой методологии — гибкая поэтапная разработка проекта, с частыми демонстрациями и наращиванием функционала от этапа к этапу. То есть, в отличие от классической разработки, где на входе пачка задач, потом «черный ящик» и какой-то результат на выходе, в Скраме все очень прозрачно и корректировки можно вносить после каждого этапа. Но нас сейчас интересует только одна из черт методологии, на которой мы и остановимся подробнее. Особенность Scrum: поэтапный запуск В практическом плане это значит:

  1. Вы составляете «бэклог» — список базовых функций сайта, плюс функций, которые вы хотели бы опробовать на настоящих пользователях в ближайшее время.
  2. Подрядчик формирует список функций, которые будут реализованы в ходе первого этапа (обычно этап длится 1-2 недели).
  3. Этап разработки заканчивается, сайт запускается с минимальным функционалом и теми функциями, которые вы хотели проверить.

Дальше — дело техники. Вы отслеживаете реакцию пользователей, собираете обратную связь, тестируете на целевых группах. И всё это время у вас в руках находится полностью функциональный, готовый сайт. Преимущество? Их даже несколько:

  • Запуск раньше, чем обычно.
  • Проверка интересующих функций на настоящих пользователях, гибкое внесение корректировок в готовую концепцию.
  • Возможность оплаты этапами — если изначальная концепция вообще не приносит нужного эффекта, можно остановиться и вернуться к аналитике.

Единственная оговорка: Scrum имеет смысл на больших проектах с множеством функций (например, интернет-магазинах) или на проектах, предполагающих новизну (стартапы). Если ваша цель — запуск одностраничного промо-сайта, стоит просто довериться хорошей дизайн-студии. И да, сплит-тесты вам в помощь. Итого, по крайней мере сфера веб-разработки располагает инструментом «подстраховки» маркетинговых экспериментов. Главное — не бояться экспериментировать.

Проверьте сначала вашу кампанию на десятке людей, убедитесь, что она работает, — а потом уже увеличивайте масштаб до тысяч. Это гораздо менее романтично, чем начинать сразу бездумно тратить деньги. Но это надежный и проверенный способ наращивать масштабы деятельности, если вы все же хотите результата и готовы поработать».

Сет Годин

Присоединяйтесь к бурной дискуссии на Prograbli.ru ;)
 

Что еще почитать по этой теме

Канбан в автомастерской. Выпуск 1
Сибирикс
13 Мая 2014

Канбан-доску можно использовать совершенно в любой отрасли: будь у вас конструкторское бюро или маленькое кафе. Наш аналитик подготовил простые иллюстрированные примеры, как можно использовать виртуальный канбан — на примере автомастерской. Итак, почти реальные персонажи, только жизненные ситуации и самое эффективное управление!

Scrumban: Доска задач v.5.2.2
Сибирикс
04 Марта 2014

Друзья, мы готовы порадовать вас пачкой отличных обновлений для Доски задач! Пока что обновления коснулись только версии для Корпоративного портала, но не за горами очередной апдейт и для Битрикс24-версии. Мы хотим поблагодарить всех, кто участвовал в судьбе продукта: рапортовал о внезапных изменениях в Портале и даже предлагал свои идеи! А сейчас презентуем новые функции.

Scrum (скрам) и гибкие методологии разработки — зачем заказчику знать такие непонятные слова?
Владимир Завертайлов
30 Ноября 2011

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.