Юрист от веба — специализация редкая.
Домены-хамелеоны, или почему маскировка под знаменитые компании заканчивается печально
Юрист от веба — специализация редкая.

Вот, например, Артем Быстров, юрист компании Runetlex, представитель одного из клиентов Spyk и читатель нашего корпоративного блога. Артем предложил интересный авторский материал, который мы с почетом и запиливаем — тема сюрпризов законодательства по поводу доменов и товарных знаков раскрыта полностью.

Артем юрист Runetlex

Недавно мы оказывали юридические услуги молодым дизайнерам. Они создали коллекцию модной одежды и решили продвигать ее в сети, поэтому приходилось заранее решать возможные проблемы с защитой от копирования. Вскользь было упомянуто, что для сайта выбран домен topshopstyle.ru. Я потратил десять минут, чтобы убедить их подыскать другое имя.

Почему домен-хамелеон — не лучшее решение?

Topshop — известный бренд модной одежды, который зарегистрирован и на территории России. Правообладателю — компании, владеющей товарным знаком, — принадлежит исключительное право его использования любым способом, который не противоречит нормам закона. В это «любым способом» входит и доменное имя.

Использование товарного знака без согласия его владельца недопустимо и считается нарушением прав. Нарушителю в этом случае грозит суд: правообладатель может потребовать передачу домена и денежную компенсацию. По закону ее размер составляет до 5 миллионов рублей.

А если я не использую и не делегирую доменное имя?

Однозначной судебной практики по этому вопросу не существует. Но есть прецеденты, когда неделегированный домен признавался нарушением прав владельца товарного знака.

Необходимые пояснения Сибирикс

Суть дела такова: компания с необычайно оригинальным именем «Завод» обратилась в суд с иском о нарушении прав на товарный знак к частному лицу, владеющему доменом zavod.ru (к слову, домен простаивал без дела).

Суд отклонил иск из-за отсутствия доказательств. Истец не отчаялся и подал апелляционную жалобу, которая была удовлетворена — предыдущее решение суда отменили, а ответчику запретили использовать в домене фирменное наименование «Завод». Раз и навсегда.

Выводы суда в этом случае

  • Если домен не используется, то владелец торгового знака не может реализовать свои исключительные права в сети.
  • Неиспользование домена создает угрозу нарушения исключительных прав.

В итоге все сводится к тому, что владелец не используемого домена, схожего с каким-либо товарным знаком, необоснованно удерживает доменное имя.

А если домен нужен для обсуждения товара, а не для его продажи?

Обсуждение товара — это не его продажа, и это кажется очевидным. Но суд не всегда разделяет такую точку зрения. Вот, например, дело по доменному имени www.worldofwarcraft.ru.

Необходимые пояснения Сибирикс

www.worldofwarcraft.ru — это российский форум для обсуждения World of Warcraft, самой популярной игры в мире. Википедия знает, сколько жизней она утянула в трясину интернет-зависимости — около 100 миллионов.

И да, мало кто из фанатичных игроков хотя бы раз не делился впечатлениями на каком-нибудь уютном форуме. А теперь зацените масштаб трагедии — в один прекрасный день владельцы форума получают иск на миллион рублей. Забегая вперед, отделались легко: десятью тысячами и государственной пошлиной.

В 2010 году суд пришел к выводу, что «использование тождественного словесного обозначения „Warcraft“ по звуковому, графическому и семантическому признакам, а также то, что товарный знак полностью входит в доменное имя worldofwarcraft.ru в качестве составляющего сильного элемента», является нарушением прав владельца товарного знака.

Возражения ответчика, что истец сам признал ресурс, находящийся по этому адресу, официальным русскоязычным сайтом поклонников игры, не были приняты во внимание.

А если на сайте будет информация о строительных материалах, а не об одежде?

В своем решении суд часто опирается на два факта:

  • схожесть доменного имени и товарного знака до степени смешения;
  • использование домена для размещения сайта об аналогичных товарах.

Сходные до степени смешения — это товарные знаки, которые хоть и отличаются написанием, но все же легко ассоциируются друг с другом: сходство не спрятать. Например, «Сибирикс» и «Sibiri-X».


Можно сделать вывод, что отобрать домен только из-за его схожести с зарегистрированным товаром не получится. «Как бы не так», — будто говорит нам Арбитражный суд Москвы в деле о защите исключительных прав на товарный знак Higer.


Higer — трудолюбивые китайцы, производящие городские и туристические автобусы. Замечены в тесных отношениях со шведами из Scania.


Итак, суд постановил: «сам факт открытия страницы с доменным именем, включающем в себя обозначение, идентичное товарному знаку, <...> следует рассматривать как использование товарного знака при отсутствии разрешения правообладателя, то есть незаконное использование».

Какие выводы можно сделать из этих историй?

  • Регистрируя домен, похожий на товарный знак другой компании, вы рискуете его потерять.
  • Даже если домен используется в некоммерческих целях или для продажи совершенно другой продукции, как вариант — не используется вообще, от чудачеств суда вы не застрахованы, и защитить домен от правообладателя будет сложно.