Стартапы — это здорово. Но любой человек, который не разучился считать деньги, понимает две вещи:
- Очень сложно просчитать бюджет на весь проект заранее. Если вы не являетесь экспертом в разработке ПО — нужна будет оценка сторонних специалистов. Еще маркетинг — прожорливая Сцилла, а без него проектом можно разве что похвалиться перед коллегами. А сколько нужно заложить на маркетинг? Вообще не понятно — это зачастую проясняется только когда проект уже запущен. И на все надо бюджет: аналитика, проектирование, графический дизайн, разработка, контент, раскрутка, и снова, и опять...
- Идея может оказаться «рабочей» только в вашей голове. Чьему мнению доверять? Друзья могут поддержать просто потому, что они вас всегда поддерживают. Потом найдется какой-нибудь умник, который раскритикует вас в пух и прах, но что он понимает? Однако страх потерпеть неудачу живет, и тем он больше, чем выше ставки.
Кикстартеры вполне способны решить обе проблемы (русский клон кикстартера — Boomstarter, о котором и пойдет речь).
Бумстартер как средство от преждевременных стартапов
Если вы не знакомы с формулой работы таких сервисов, то все работает по схеме:
- Вы создаете свой проект.
- Подробно расписываете его суть, как что будет работать и почему это интересно, показываете прототип проекта.
- Запрашиваете нужный вам бюджет.
- Устанавливаете подарки и бонусы для инвесторов.
- Запускаете бумстартер.
- В течение установленного времени люди будут вносить средства на счет проекта.
- Если целевая сумма будет набрана — проект будет считаться успешным, вы получите деньги и сможете начать работу над своим детищем.
- Если сумма не набрана — деньги возвращаются инвесторам.
Таким образом:
а) Вы собираете деньги на основную часть проекта, а при необходимости можете добавить свои — если вдруг аппетиты проекта разрастутся (или наоборот, можно сделать прототип «на свои» и развивать на краудфандинговые сборы).
б) Вы проверяете свою идею на жизнеспособность — путем ее демонстрации широкому кругу потенциально заинтересованных лиц.
5 стартапов с Boomstarter сегодня: чему поучиться
На нашем аналоге кикстартера много социальных проектов. А еще какое-то странное засилье патриотических (фееричный Патриот ОС все знают?). И эко-стартапы, по традиции, популярны — как за рубежом, так и у нас.
Успешные проекты на бумстартере сегодня, в случайном порядке:
1. Focality
Суть: простое мобильное приложение, позволяет из фотографии сделать коллаж из четырех с «драматическим зумом». Пример — на картинке выше. Полученный коллаж можно выложить, например, в инстаграм.
Что хорошо:
- Очень адекватный бюджет. Просить миллионы на разработку приложения можно, но откуда взять столько уверенности, что в вашем проекте настолько широкая потребность?
- Емкое описание «по делу».
- Практически готовый дизайн приложения — есть, чем зацепить инвесторов.
Как следствие, проект получил добро.
Статус: завершен, успешен.
2. Гид по Казанскому собору в Санкт-Петербурге
Суть: мобильный голосовой гид, с фотографиями, пояснениями, интересными фактами.
Что хорошо:
- Эта команда уже имеет готовую разработку аналогичного сервиса — уровень доверия к проекту автоматически вырастает.
- В проекте конкретно расписано, на что пойдут собранные деньги (в данном случае на разработку iOS-версии).
Статус: завершен, успешен.
3. Красивый мир — приложение для городских инициатив
Суть: вы фотографируете выбоину в дороге или несанкционированную свалку, отправляйте фото с помощью мобильного приложения, жалоба попадает чиновникам, проблема решается.
Что хорошо:
- Упоминается уже работающий сайт и его результативность в конкретных цифрах.
- Высокий социальный резонанс проекта (проблема плохих дорог или слабой освещенности улиц беспокоит всех).
- Охват широкой аудитории: все неравнодушные горожане со смартфонами смогут пользоваться приложением.
- Работающий прототип приложения.
- Небольшой бюджет, 50 000 рублей — реалистичнее успех проекта (правда, здесь возникают сомнения в реалистичности, но это вопрос к авторам).
Статус: завершен, успешен.
К слову, почти идентичный проект имеет в 8 раз больше бюджета, при этом довольно размытое описание и самоуверенное «риск, что мы не пройдём конкурс, очень мал» и далее про интерес Министерства природных ресурсов. Проект на бумстартере недавно, но и ударными темпами сбора денег не может похвастаться.
4. Gransjoy, сервис доставки путешественниками вещей из других стран
Суть: веб-сервис, где каждый сможет попросить путешественника привезти ему из далекой страны какую-нибудь вещь. Или сам побыть в роли курьера счастья.
Что хорошо:
- Отличная идея (на бумстартере много дублирующих друг друга проектов, а этот действительно оригинальный).
- Подробное описание с иллюстрациями и видео.
- Эмоциональная подача эмоционального проекта. Здесь много текста читать хочется, потому что он хорошо написан.
- Сайт уже работает, бюджет планируется потратить на его развитие: мобильная версия, дополнительные фичи.
До окончания проекта осталось 14 дней. Учитывая, что активность инвесторов повышается ближе к окончанию, думается, что проект соберет свои целевые 200 000 рублей.
Статус: успешен, в процессе
5. Футбол без жен
Суть: сайт с виртуальным путешествием по Бразилии, с возможностью выиграть поездку в Рио. Пока ты смотришь футбол — твоя жена залипает на сайте. Все счастливы, никаких «футбольных» конфликтов.
Что хорошо:
- Высокий социальный резонанс проекта.
- Удачно выбранное время старта (на волне чемпионата Мира).
- Проект оформлен с юмором, подарки спонсорам «попадают» в целевую аудиторию на 100%.
- Проект-рекордсмен. Вместо минимальных 300 000 рублей, он набрал 1,5 миллиона. Генеральным спонсором стала Rexona Men (бренд возместил остальным спонсорам затраченные ими суммы, притом свои подарки получили все).
Статус: более, чем успешен, завершен
Если коротко, то шансы на успех можно существенно повысить, если следовать формуле: оригинальность идеи + социальный отклик + готовые наработки (прототип, упрощенная версия проекта) + изложение «по делу» + эмоции, там где это уместно + не экономить на подарках.
Кстати, вот еще один пример сервиса с отличной идеей, который начинался независимо, но потом перекочевал на бумстартер ища развития.
Составляющих успеха много, но они очевидны. Однако и на краудфандинговых площадках хватает своих провалов.
Так делать не надо
Например, презентовать дважды вторичную идею, как сделали эти ребята. Понятно, что абсолютно оригинальной идея может и не быть, но тогда инвесторов нужно «зацепить» каким-то особенным преимуществом именно вашего проекта. В данном случае этого нет, итог — провал.
Сбивчиво, путано и долго излагать суть проекта, как здесь. Никакие иллюстрации не спасают плохой текст. Никакой текст не замаскирует отсутствие идеи.
Самый эпичный провал настигает авторов, которые пытаются за счет инвесторов набрать стартовый капитал для бизнеса. Причем бизнеса абсолютно традиционного, который сложно назвать стартапом. В качестве преимуществ видим уже знакомые размытые формулировки. В итоге наблюдаем 150 инвестированных рублей из заявленных 2,5 миллионов (как вообще можно было на что-то надеяться?).
Итого
Подумайте, может, вам и не нужен никакой дорогой стартап. Если думаете, куда бы удачно слить лишние пару миллионов, есть куда более надежные способы инвестирования.
Или, может, для вас имеет смысл своими силами и небольшими бюджетами собрать прототип, а потом протестировать его на бумстартере?
А стартапы, будь они в digital или вне его — всегда риск, притом большой. Если амбиции все-таки побеждают страх — пишите, мы всегда поможем оценить вашу идею;)