Анна Кожевина

Как региональной студии пережить кризис (на примере 2008 года)

Судя по настроениям московских коллег на RIW — все ощущают очень серьезный спад и многие жутко нервничают, вспоминая 2008-й.

Весной и летом многие из тех проектов, которые начинали «для будущего», как стартапы — клиенты просто заморозили. И, есть подозрение, что спрос будет дохнуть. Как минимум до весны-лета. При плохом раскладе — до осени 2015.

Нас за последние 2-3 недели просто завалили просьбами отдавать на сторону заявки, за которые мы сами не возьмемся. Такого большого потока просьб отдать хоть какую-то работу не было вообще никогда.

Хочу рассказать о своем опыте преодоления кризиса, который пришел в web-разработку чуть позже, чем в остальную экономику. В октябре 2008 года. Сейчас для нас эти методы уже не актуальны, но для небольших студий — вполне. Я горжусь тем, что с октября 2008 до конца 2009 года мы полностью сохранили штат и могли поднимать сотрудникам зарплаты. Будучи простой, региональной студией, без гонора, пафоса и барабана.

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

...удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта. ...если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России — из-за конфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP.

Википедия

В кризис мы вошли после этапа бурного роста, когда за полгода у нас увеличился штат с 12 до 18 человек. Рост был крайне тяжелым, рентабельность в этот период составила всего 7% (восстанавливались мы до нормальной рентабельности больше 2х лет, 2009 закрыли с рентабельностью 12%).

Только-только мы все как-то стабилизировали, переехали в очередной новый офис, как обнаружили, что количество заявок начало резко падать. Для заказчиков основным критерием при выборе подрядчика стала цена. Конверсия заявок в проекты сократилась раза в два (а, да... мы уже тогда умели считать воронку). В ноябре жили за счет старых контрактов, по которым доделывались работы. А в декабре резко ушли в минус, и поняли, что вместо новогодних каникул мы будем заниматься разработкой антикризисной программы для одной компании.

Итак, что было сделано, и что в итоге помогло:

  1. Решили, что раз другого спроса мало — будем таки работать с заказчиками, которым надо «подешевле» (тогда еще площадок типа WIX не было, конкурировать по цене с «почти бесплатно» сложно). Снижать цены не стали. Для таких проектов — сделали отдельный сайт (его больше не существует — easy-promo.ru; на скрине — первая версия), направили туда трафик из Яндекс.Директа, Адвордса, Бегуна). Для основного сайта студии оставили seo-продвижение (тогда ведь еще работали ссылки).

  2. Реанимировали свой старый аккаунт на free-lance.ru. Довольно быстро прокачали его. Стали активно отвечать на проекты. На фоне фрилансеров мы явно выигрывали, так что и там сделали некоторое количество проектов. В лучшие дни мы входили в TOP-2 фрилансеров по web-разработке.

  3. Активно начали продавать дополнительные услуги. Да, глобально — узкая специализация гораздо круче. Но когда продаж нет, потому что рынок при смерти — можно. Даже взяли в штат второго seoшника. В самые сложные месяцы оборот по seo и фирменным стилям с полиграфией у нас составлял больше половины. Позже мы от всего этого отказались, но оставили в рамках SPYK. Level up.
  4. Работали с московскими, американскими, германскими агентствами по субподряду. Рейт (рублевый) не поднимали больше года, клиенты приходили по «сарафанному радио». Писем с «подайте заявочку» мы никогда не рассылали. Да, дешевый рубль сразу делает вас привлекательнее для зарубежных заказчиков. Только не привязывайте свой рейт к доллару или евро.
  5. Оптимизировали расходы. По-максимуму. Например, объединили ПМ-ов и продажников. На небольших проектах это работает. А вообще — дошло до того, что купили в офис фильтр и сами наливали бутыли для кулера.

При этом затраты на рекламу — не резали.

К чему вообще статья?

«Когда прилив сменяется отливом — сразу видно, кто купался голым».

Уоррен Баффет.

Забавно, но кризисный период нам здорово помог разобраться в себе и сделать упор на качество и технологичные проекты.

Менеджеры на стороне клиента начали активно кочевать с место на место и, естественно, для своих новых проектов выбирали нас, как ту студию, с которой уже сработались. Какая-то компания в кризис банкротилась, и вскоре у нас вместо одного клиента становилось пять.

Этого бы не происходило, если бы банально не росло качество разработки и клиентского сервиса. Так что основной совет региональной студии в кризис будет такой:

Непрерывно прокачивайте свой профессиональный уровень. Каждый ваш новый проект — это как тренировка, мышцы должны расти. Ешьте протеин (читайте книги, пишите статьи!). Пробуйте сделать лучше. Пробуйте делать быстрее и эффективней. Проявляйте нетерпимость к халатности во всех ее проявлениях.

Все будет хорошо, если ты (конкретно ты) будешь профи.


 

Что еще почитать по этой теме

Условия хранения коммерческой тайны
Сибирикс
26 Апреля 2016
Условия хранения коммерческой тайны
Как не наболтать на пару миллионов штрафа? Грамотно составлять и внимательно читать NDA. Или брать наш вариант — он ждёт вас внутри.
Наука вирусного контента
Сибирикс
23 Июня 2015
Наука вирусного контента

Для digital-маркетологов и онлайн-площадок с контентом, создание вирального материала — окончательный успех. Когда у какой-то части вашего контента имеется 100 000 просмотров, это 100 000 потенциальных конверсий для вашего бренда. Некоторым удается воплотить это, и вы тоже так можете. Главное — понять науку, которая стоит за созданием вирального контента.

8 сортов муды в твоей веб-студии
Владимир Завертайлов
22 Января 2015
8 сортов муды в твоей веб-студии

Эта короткая заметка для тех, кто системно ищет, где его студия теряет деньги. Похвальное занятие в наше весёлое время. Хорошо систематизировали виды потерь ребята из Toyota. Тойотовцы выделяют 7-8 видов муды, потерь на производстве. Посмотрим, есть ли аналоги между потерями в автомобилестроении и работе студии.

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.