Мы отловили причину многих факапов — туалетное делегирование. Страшная гадость, живёт во всех коллективах, и у вас тоже. Просто вы пока об этом не знаете.
Туалетное делегирование запрещено!
Сибирикс
наши процессы

Туалетное делегирование запрещено!

Мы отловили причину многих факапов — туалетное делегирование. Страшная гадость, живёт во всех коллективах, и у вас тоже. Просто вы пока об этом не знаете.
Никогда ещё Глебываныч, руководитель типографии, не был так близок к провалу. Сроки горят, завтраки для клиентов уже заканчиваются и тут — позвонил уставший от всего этого заказчик. Тот, который приносит 40% дохода типографии. Глебываныч приготовился к словесной порке и мысленно попрощался с выгодным сотрудничеством. Но во время разговора виртуозно вывернул ситуацию в свою пользу, успокоил заказчика и даже допродал печать календарей на 2 года вперёд.

Довольный собой, жизнью и ярким летним солнышком, Глебываныч пошёл отметить всё это сигаретой. А в курилке встретил подчинённых, которые дымили от безысходности — дедлайны поджимают, работы — вагоны, нервные заказчики едят мозг менеджерам.
Зашёл в курилку расслабленный Глебываныч, только затянулся — и началось.
— Глебываныч, — начала менеджер Машенька, — мне «Цветы Урала» звонят каждые пять минут, я уже не могу. Я им говорю, что у нас ЧП, всё будет через неделю, как и договаривались, а они не слушают и требуют разговора с вами. Позвоните им, ммм, пожалуйста!..

— Да не вопрос, Машенька, — согласился Глебываныч, чувствуя, что сейчас может разрулить любой конфликт.

— Ой, Маш, а у меня как раз на плакате для «Цветов Урала» опять принтер сломался, — подхватил печатник Серёжа, — Глебываныч, сделаете с этим что-нибудь? Как же типография без принтера, ну?

— Ну... — намечающийся список задач в голове руководителя начал вытеснять приятные воспоминания недавнего триумфа.

— Блин, цветы же надо заказать! У Кати день рождения завтра, — вспомнила дизайнер Настенька, — а секретарь в отпуске. Глебываныч, кто этим займётся? Вы сами или кому-нибудь из нас поручите? Я могу, если что, только на почту напишите, чтобы я не забыла.

Глебываныч подавился дымом, кивнул, потушил недокуренную сигарету и пошел в кабинет задумчивый и печальный, стараясь не выронить из головы задачи, которые на него навесили в курилке.
Что имеем: руководитель воспользовался заслуженной паузой в работе, но налетели подчинённые, загрузили его задачами и добавили головняка. В итоге Глебываныч не отдохнул и набрался сил, а, наоборот, даже приуныл.

Из-за того, что руководитель не взял в курилку бумагу и ручку (кто же знал, что там состоится импровизированная планёрка?) — не записал задачи и забыл про сломанный принтер. Просто вылетело из головы. Из-за этого типография не успела закончить три заказа в срок и получила три негативных отзыва. А Глебываныч ещё и виноватым себя чувствует — ему же говорили, а он забыл, дурак!

Вот они, болезненные последствия туалетного делегирования.
А что это такое?
Туалетное делегирование — это когда сотрудника в неформальной обстановке (в курилке, туалете, на кухне или прогулке с собакой после работы) коллеги нагружают задачами. Задачами правильными, нужными. Но когда человек к этому морально не готов и сконцентрирован на том, чтобы НЕ работать. Из-за этого он может забыть даже факт того, что его о чём-то просили. И ещё виноватым останется. Коллеги же, которые задачу выдали, чувствуют, что свой долг выполнили.
Таким образом, у туалетного делегирования три обязательных условия:

  1. задача выдаётся в неформальной обстановке;
  2. задача выдаётся по адресу и корректно;
  3. поставивший задачу сотрудник считает, что выполнил свою миссию и повторять в рабочем пространстве уже не будет.
Туалетное делегирование встречается в любых коллективах, от Газпрома до семьи (мама попросила помыть посуду, когда сына был в разгаре онлайн-боя — как же это запомнить?) И всегда заканчивается обидами и расшатыванием авторитета озадаченного.

Так что практиковать такое делегирование — дело тухлое. Часть задач постоянно будет теряться. Уважение к человеку, которого задачами нагружают, тоже. Поэтому если у себя в компании вы заметили, что подчинённые делятся задачами в нерабочее время или в нерабочем месте, боритесь с этим.
Решение
С туалетным делегированием нельзя искать компромиссы — либо его нет, либо в компании бардак.

У себя мы начинаем борьбу с плаката на двери туалета, как раз по дороге на кухню. Простого, чёткого, чтобы мысль въелась в подкорку и шевелилась каждый раз, когда хочется присесть на уши спокойно обедающему руководителю студии или менеджеру проектов.
Если сотрудника поймали на попытке всучить задачу в нерабочей обстановке, первый раз его ждёт разговор и совет почаще перечитывать плакат. Второй раз — неприятный разговор и индивидуальный плакат на рабочем месте. Если это не помогает и сотрудник продолжает заниматься туалетным делегированием, тут уже ничего не поможет. Можем лишь посоветовать ему выйти в окно и не возвращаться, пока не поймёт, что он делает не так.

Но до третьего раза не доходит.
Туалетное делегирование — очень тонкая вещь. Подчиненный может подойти с ВОПРОСОМ (дескать, как мне быть с компанией А) — руководитель отмахнется фразой «надо подумать». И тут подчиненный получит моральное право считать, что ситуацию с компанией А теперь разруливает его руководитель. Итог: через пару дней подчиненный с чистой совестью подойдёт и спросит «Глебываныч, как там с моим ВОПРОСОМ дела?» Спасибо, что не «Как там с моим ПОРУЧЕНИЕМ дела». Это самозахват полномочий. За такое надо бить, и бить — жёстко!

Владимир Завертайлов
CEO & Founder
Главное — выявить проблему, если она есть. А бороться с туалетным делегированием просто — адекватные сотрудники, если в курсе такой беды, прекрасно себя контролируют и задачи выдают только в рабочее время.

А как вы обедаете, ходите в туалет, курите, гуляете? Не озираетесь ли по сторонам в страхе, что встретите коллегу и получите задачей по затылку? Если есть такое, то держите плакатик. Распечатайте у себя и повесьте в офисе. Сделайте первый шаг к решению проблемы — признайте, что проблема есть, и посвятите в это коллег.
UPD
В отличие от пересаживания обезьян, туалетное делегирование работает в две стороны. Делегировать можно не только руководителю, но и сам начальник может бросить мимоходом «У меня идея! Круто бы было, чтобы у нас на проекте была такая-то фича!» Подчиненный кивнет, скажет «Да, реально прикольно». Итог: начальник считает, что задача поставлена. Подчиненный — что просто поговорили. Через некоторое время обоих ждет большой облом.