Не бросайтесь с места в карьер, затеяв модернизацию сайта: вы рискуете выплеснуть ребенка вместе с водой
Модернизация сайта: 12 вещей, которые нужно уточнить заранее
Сибирикс

Модернизация сайта: 12 вещей, которые нужно уточнить заранее

Не бросайтесь с места в карьер, затеяв модернизацию сайта: вы рискуете выплеснуть ребенка вместе с водой
Об этом предупреждает Sush Kelly, дизайнер и разработчик из Великобритании — в своей статье «12 Questions To Ask Before Redesigning a Website» он предлагает удобный контрольный список вопросов. С его помощью вы не потеряете важных элементов дизайна и не допустите типичных ошибок. Особенно рекомендуем разработчикам и дизайнерам. Владельцы сайтов, тоже можете вчитаться:

1. А что там по гайдлайну?

Редизайн сайта компании, уже нажившей себе узнаваемый бренд, должен быть продуман до мелочей и соответствовать всем необходимым критериям, заложенным в гайдлайне. Безусловно, у дизайнера есть возможность окинуть фирменные цвета и логотип компании свежим взглядом, вдохнуть в них новую жизнь — однако основополагающие принципы трогать не стоит, бренд должен остаться узнаваемым.

У небольших компаний, безусловно, свободы больше — тут уж нужно ориентироваться на запросы самого клиента. Стоит спросить его мнения: что именно и как нужно изменить на сайте.

2. Стоит ли сохранять визуальную иерархию?

Даже грамотно разработанный сайт может легко устареть визуально. При этом на нем может быть отлично проработан способ подачи материалов. Не ломайте логику сайта и не отказывайтесь от работающих механизмов только ради модернизации. Если у вас на руках хороший дизайн и хороший сайт — вам нужно только немного его доработать.

3. А поддерживает ли хостинг то, что вы хотите реализовать?

Итак, вы работаете с сайтом, размещенным на определенном хостинге — вам нужно учесть его особенности на этапе подготовки к редизайну. Не все серверы могут поддерживать плагины и технологии, необходимые для вашей работы. Часто это касается нужного окружения: например, вам нужна поддержка .NET, а на хостинге доступен только PHP. В таком случае будьте готовы перенести сайт на другой хостинг — конечно, если ИТ-отдел клиента даст вам на то разрешение.

4. Хочет ли клиент и дальше пользоваться старой CMS?

Как правило, владелец сайта далек от технической стороны вопроса и вовсе не желает переучиваться (он ведь уже заучил механизм добавления материалов, зачем ломать систему, правильно?). Часто предложение сделать новый сайт на новой и супер-удобной CMS заказчики встречают в штыки.

При этом CMS может быть самописной или очень устареть и нуждаться в обновлениях — так что клиенту в любом случае потребуется время, чтобы привыкнуть к новому интерфейсу. Ваша задача — убедить клиента отдать предпочтение популярной CMS, которая сможет существенно в дальнейшем облегчить его жизнь и сохранить деньги.

5. Накопилось много контента, который нет смысла переносить?

Во-первых, переносить всё-таки стоит. Это показатель работы компании, ее опыт и развитие. Во-вторых, в некоторых случаях клиенты будут просто счастливы, если вы своими силами (или силами стажеров) поможете им с «переселением». Единственное — надо позаботиться об актуальности контента.

Также проверьте, есть ли возможность импортировать данные в новую базу данных, не выходя за разумные пределы бюджета. Часто это позволяет съэкономить десятки и даже сотни часов работы контент-менеджера.

6. Какие преимущества получит компания, выбрав ваше техническое решение?

Главное свойство сайта для заказчиков — окупаемость. Они ждут если не экономической выгоды, то определенных преимуществ: дополнительной стабильности, расширения «территории влияния», развития компании в целом. Сработает ли ваше техническое решение на достижение этих целей?

Если вы не уверены в своей компетенции — не беритесь за проект (особенно в тех случаях, когда программировать нужно на малознакомом вам языке). В некоторых случаях лучше отказаться от работы, сказав: «Я бы рад помочь вам с вашим проектом, но…»

7. Как быть со старым кодом?

Чаще всего его проще выбросить, чем пытаться вносить изменения. Во-первых технологии быстро устаревают, предел — 5 лет. Во-вторых, чтобы забрать в работу чужой код, надо провести его ревью и разобраться с архитектурой. Надо запланировать рефакторинг (обновление с учетом современных реалий). Такой подход возможен, но зачастую он значительно дороже написания кода с нуля.

8. Как изменить пользовательский интерфейс?

Тенденции в веб-разработке меняются так же стремительно, как и появление новых устройств и способов выхода в интернет. Если раньше вы стремились «впихнуть» весь нужный контент в один экран, дабы избежать скроллинга, то сейчас отказываетесь от внутренних разделов в пользу одностраничников и параллакса. Планшеты развили в пользователях страсть постоянно прокручивать страницы.

Выбрать нужный пункт в сложном меню, набранным мелким шрифтом, может быть довольно непросто, особенно если вы пытаетесь попасть по этим ссылкам на экране своего планшета. Так что вам стоит оценивать ключевые демографические характеристики потенциальных пользователей: выходят ли они в интернет при помощи мобильных устройств или же большинство по прежнему пользуется IE? Выяснить это не помешает — в этом вам поможет аналитика сайта. Результаты могут вас удивить:)

9. Нужно ли менять структуру сайта?

Изучение способа подачи контента в сочетании с аналитическими данными также может быть весьма кстати. Посмотрите статистику за прошлые годы — и станет понятно, какой материал пользователи считают важным. Его-то и стоит поставить на первый план в структуре сайта.

10. А у вас есть доступ к исходникам?

Вам доверили сайт, сделанный из скомпилированных файлов? Или у вас есть доступ только к окончательной версии сайта, а клиент пожимает плечами, услышав об исходных файлах? К сожалению, такая ситуация не редкость. Решение одно — делать проект с нуля, причем в идеале начиная именно с этапа аналитики.

11. Как SEO может изменить сайт?

Не забывайте про метаданные и другие инструменты SEO, уже реализованные на сайте. Из-за них сервис может выглядеть ужасно, но именно сео позволяет сайту удерживать топовые позиции. Для вас это будет настоящим провалом — если модернизация сайта негативным образом скажется на его продвижении. Подумайте, как сохранить все необходимые решения, а также позаботьтесь о редиректах, если адреса страниц будут меняться.

12. Может, для реализации вашей задумки уже появились новые технологии?

Поменять устаревшие технологии на современные — почти всегда отличная идея. Оно того стоит: сайт будет хорошо отображаться на современных устройствах и работать быстрее. Например, Flash много лет не поддерживается, но все еще встречается на некоторых сайтах. Только опять же — помните о пользователях и привычных им устройствах: убедитесь, что новая реализация заработает у подавляющего большинства ваших клиентов.
Прежде, чем погрузиться в дизайн и верстку — задайте себе эти 12 вопросов. Это именно те основные вещи, без которых не стоит приниматься за редизайн. Предлагаем вам дополнить этот список, чтобы разработать контрольный перечень вопросов в помощь дизайнерам и кодерам. Делимся опытом и обсуждаем в комментариях.