Комментарии
Хотим поделиться нашим опытом организации эффективной работы, и рассказать, как одновременно повысить производительность труда и мотивированность сотрудников, сократив затраты на производство. Для нас решением этой задачи стал канбан.
Канбан в web-студии: краткий обзор и опыт внедрения
Хотим поделиться нашим опытом организации эффективной работы, и рассказать, как одновременно повысить производительность труда и мотивированность сотрудников, сократив затраты на производство. Для нас решением этой задачи стал канбан.
Сибирикс
Сибирикс
Фото с сайта: dreamstime.com

Правда этот метод уже давно и успешно используется в других отраслях.

Канбан был изобретен в машиностроительной отрасли. Его разработали в «Тойоте», как часть системы бережливого производства JIT («Just-in-time» — «Точно в срок»). И 1962 году все предприятия автоконцерна начали функционировать по принципу JIT, который стал одним из факторов успеха компании: в 2010 году «Тойота» стала мировым лидером по продажам машин, обогнав «General Motors». Метод переняли и их конкуренты. Сегодня канбан используют крупнейшие немецкие и американские компании, а также все знаменитые автоконцерны Японии.

Канбан: опыт «Тойоты»

Модель JIT стала революцией в производстве автомобилей. Отказавшись от огромных складских запасов, и перестроив процесс производства таким образом, чтобы продукция не залеживалась на промежуточных этапах, удалось добиться огромной экономии. Система канбан стала практическим инструментом реализации этого принципа.

«Кан-бан» — японский термин, который в дословном переводе значит «видимая карточка». Сначала канбан и был системой карточек, которая координировала всю производственную деятельность на заводах «Тойоты». Детали производились только по запросу, только в нужном количестве, и именно к тому моменту, когда были нужны на сборочном конвейере, а не пылились на складе. Рабочие делали запросы на нужные им детали при помощи карточек.

Что дал канбан «Тойоте»?
  • ошибки стали выявляться сразу после возникновения, на каждой из стадий производства. Это свело количество брака не просто к минимуму, а к нулю.
  • карточками пользовались все участники производственного процесса, что позволяло контролировать работу каждого, и сделать процесс более эффективным.
  • стало очень просто выявить и устранить слабые места в производственной цепочке. Стоило кому-то на предприятии не успеть выполнить положенный объем работ своевременно, как рушилась вся производственная цепочка; а поскольку в таком производстве все участники тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга, виновника можно было найти очень быстро.

Сейчас канбан видоизменился и принял новую форму — форму канбан-доски.

Доска, ведущая проекты

Мы обратились к канбан-доске потому, что она позволяет отслеживать весь процесс работы над каждым проектом. Вообще, она подходит для оптимизации производственного процесса, если если:

  • ваша компания одновременно ведет стопицот проектов, и общую картину, кто что делает, и когда это закончится — составить в общем-то проблематично;
  • разработка вашего продукта сопряжена с неожиданными изменениями в постановке задач и непредсказуемыми граблями, которые, естественно, нужно сразу устранять.

Канбан-доска — это попросту таблица с несколькими колонками. Содержание разделов может меняться в зависимости от профиля фирмы. В общем случае они такие:

  • «To do» — тут карточки со всеми задачами по всем проектам.
  • «In Progress» — тут карточки с задачами, над которыми сейчас идет работа, и которые выбираются из списка «To do».
  • «Release» — карточки, обозначающие завершенные задачи, выполнение которых требует проверки.
  • «Done» — полностью завершенные и проверенные задачи.

Такие колонки являются основными и наглядно показывают движение задачи от появления к разрешению (по мере работы над проектом соответствующая карточка передвигается по колонкам). Нам этого оказалось мало, поэтому «In Progress» превратился в несколько колонок — «Design», «Code» и т.д..

Канбан-доска может быть обычной физической доской, и висеть на стене в вашем офисе, либо можно пользоваться электронной. Как вам удобнее. Суть при этом не изменится. Мы начали с физической доски, потом перешли к электронной, а сейчас пользуемся гибридным вариантом :). Физическая доска может выглядеть так, например:

Канбан-доска кажется слишком простой? Поэтому она и эффективна. Исследователи системы канбан в более чем 80 фирмах ФРГ подтвердили, что производственные запасы с ее внедрением в производство в среднем уменьшаются в два раза, а производительность труда — в два раза вырастает.

Добавляем систему управления проектами

Если честно, в нашей отрасли одного канбана недостаточно, чтобы отследить и отрегулировать все процессы в компании. На каждом этапе отдельных задач столько, что доска получается с нереальным количеством карточек. Решение простое — надо применять канбан вместе с одной из систем управления проектами.

Выбор систем управления проектами сейчас огромный. Рассмотрим самые популярные:

Мегаплан — неплохая система для решения задач любой фирмы; не позволяет детализировать проекты, что делает ее подходящей для людей, нацеленных на продажи, и неподходящей — для тех, кто ориентирован на разработку сложного проекта. Кроме того, все модули, которые нужны для организации работы web-студии доступны только в самой дорогой версии. Дорого.

Trac — система бесплатная и открытая, главный ее плюс в том, что она веб-ориентирована (то есть подойдет для любой операционной системы, при этом покупка лицензий не требуется). Достаточно проста в использовании. Но функциональность и юзабилити нас не вполне устроили.

Rational ClearQuest — сложная в обращении система. Многократно перепроверяет лицензии, имеет слишком сложный интерфейс для простой постановки задач, добавления комментариев и отметок о выполнении (на которые только и способна система). Для установки требует огромного количества гигабайт на жестком диске. Так что тоже не подошла.

В итоге мы остановились на Atlassian Jira, которая, например, используется такими знаменитыми холдингами, как BMW, Adobe, Boeing, Yahoo.

Система универсальная, к ней есть плагины практически на все случаи. Она функциональнее и удобнее, чем Trac. Проще и разумнее, чем Rational ClearQuest. Позволяет объединить все проекты и всю информация о них, все задачи, всех сотрудников и клиентов. Заказчики имеют возможность ставить задачи круглосуточно. Для наших целей — значительно дешевле Мегаплана. Короче, почти идеальная, хотя и потребовала настройки с бубном и установки ряда плагинов.

~

Что в результате? Визуализация каждого этапа разработки сделала разработку проще и быстрее. Избавила менеджеров от необходимости все время помнить обо всех задачах по каждому проекту. Позволила значительно повысить качество. Эти инструменты мы попробовали сами и теперь используем ежедневно. Рекомендуем.