Комментарии
Сегодня на CMSmagazine была статья. Кто не читал — рекомендую посмотреть полностью. Теперь по сути статьи. Проблема понятна — профукали три тендера. И есть вероятность повторить этот опыт многократно. #Пичалька.
Re: Тендерный манифест — наш ответ Чемберлену

Сегодня на CMSmagazine была статья. Кто не читал — рекомендую посмотреть полностью. Теперь по сути статьи. Проблема понятна — профукали три тендера. И есть вероятность повторить этот опыт многократно. #Пичалька.

Владимир Завертайлов
Владимир Завертайлов
Фото с сайта: yaplakal.com

Хотя скорее это походило на жалобный стон о помощи, в целом, проблема имеет место быть. Теперь немного прокомментирую:

У автора явно накипело. Поздравляю! Тут есть несколько простых правил для хороших брендменеджеров от Red Keds:

redkeds

  1. Приглашая агентство в тендер, запросите как можно больше документации для проведения квалификации. Чем больше у вас на руках будет документов, тем скорее вы поймете насколько креативное агентство аккуратно в документообороте.
  2. Не давайте ответа по решению о прохождении в тендер минимум месяц. Это позволит вам понять насколько агентство хочет с вами работать.
  3. Приглашайте не меньше 10 агентств на тендер. Это обеспечит вам хороший выбор из разных творческих идей. Все рекламные агентства любят соревноваться.
  4. Не бойтесь отказаться от всех предложенных вариантов и агентств и устройте тендер заново.

Кто не читал — рекомендую посмотреть полностью.

Теперь по сути статьи. Проблема понятна — профукали три тендера. И есть вероятность повторить этот опыт многократно. #Пичалька.

Но автор не дает ответа на два казалось бы очевидных вопроса, которые по-любому появятся у аффилированных лиц:

  1. Кто виноват?
  2. Что делать?

На счет «Кто виноват» — скажу сразу: однозначно виноваты АГЕНТСТВА. Это вы сами позволили создать ситуацию, когда вы вынуждены работать за бесплатно. Заказчик, если у него есть шанс использовать дармовую работу, просто обязан этим шансом воспользоваться. Это хорошо и выгодно для его бизнеса. А он должен заботиться именно о своем бизнесе, а не о вашем. Ваш бизнес им по большому счету по барабану. Вас очень много на рынке, разница между агентствами зачастую в паре кликов мышкой по выдаче гугла. Вы прогибаетесь — готовьтесь к тому, что вас будут прогибать.

Теперь на счёт второго вопроса: что делать? Почти-что кажется, что автор дает ответ на этот вопрос. Но советы носят неконкретный характер. «Хорошо было бы если бы заказчики четко ставили цели проекта». Да, было бы не плохо! Мы таки уже согласны, начинайте...

Что конкретно я должен взять и сделать на конкретном тендере, чтобы мне стало хорошо? Какое конкретное действие? Какой конкретно план работ для решения тендерной проблемы?

Ок, я тоже не знаю правильного ответа. Но могу поделиться опытом — в нашем регионе такой фигни нет. Была, да кончилась. Разберу подробнее.

В нашем небольшом (это важно) крае не так много web-разработчиков, которые способны делать качественные проекты. Можно пересчитать по пальцам. Как только кто-то из «крупных» местных начинал «мутить тендер» — об этом сразу знали все игроки рынка. Заказчика можно было обсудить с коллегами по icq, или обменяться историями о нем уже потом, за кружечкой-другой пива.

Про некоторых «тендерщиков» было доподлинно известно, что они страшные тягомоты и с ними лучше не работать. Это снижало риск «вляпаться» в проект. И самое главное — никто не делал бесплатной работы. Все, всего три необходимых составляющих:

  1. Встречаться в off-line (не важно — на конференциях, или за барной стойкой), обсуждать on-line тендеры, заказчиков. И заказчики должны быть в курсе, что такие обсуждения есть, и что выкаченный на тендер проект — будет обсуждаться. Благо — площадок для общения агентств — предостаточно (RIW и Tagline вот скоро!).
  2. Не делать бесплатных макетов. Это — демпинг, он лечится либо картельным сговором (см. пункт 1 — цинично, но зато правда), либо уходом в бесконкурентные ниши (тема для отдельного разговора, ага). На весеннем теглайне я стал нечаянным свидетелем, как Алексей Персианов (ADV) до хрипоты доказывал, что в тендерах нельзя дешеветь и прогибаться. И он, чёрт возьми, прав!
  3. Повышайте качество. Агентствам, которых нет ни каких в рейтингах, и качество портфолио которых — не комильфо просто обязаны испытывать проблемы на тендерах, ага.

Это сработало в городе в 750.000 душ, вполне возможно сработает и в пятнадцатимиллионнике.

Еще аспект. В статье не было, но это где-то рядом. ОТКАТЫ. Мне реально смешно, когда я встречаю свою бывшую сотрудницу, уехавшую продавать сайты в Москве, и она мне на полном серьезе говорит, что получить проект без отката — нереально. Это ж чушь полная. Это еще хуже, чем прогибаться, рисуя бесплатные эскизы. В разы хуже. Давая откаты вы наёбываете владельца бизнеса, а именно с ним (а не с временным наемным менеджером) в долгосрочной перспективе вам нужно сохранять отношения. Выходите на лицо, принимающее решения на стороне заказчика, он кровно заинтересован в успехе проекта и половина ваших тендерных проблем — пропадет.

И последний момент, на который неплохо бы обратить внимание. Это отношение заказчиков к web-разработчикам. Вот цитатка (источник):

avatar
Елена Бреслав

Пикантно, однако, что качество работ не гарантируется ни в дорогом, ни в дешевом случае, а срыв сроков и надолго стал в этой сфере нормой. Также как будто не видно проблем с заказчиками — исполнители независимо от расценок утверждают, что к ним стоят очереди, и судя по их нагловатому неторопливому поведению, таки и впрямь стоят. В том числе, стоит очередь из тех, чей проект еще реализуется, он не закончен и не запущен, а исполнители начинают уже новые проекты новых заказчиков. Им незаконченное надоедает, не будучи сданным. С позиций маркетинга ситуация отчетливо напоминает рыночный пузырь: спрос опережает предложение, на фоне этого разрыва растут цены и страдает качество, производители-поставщики наглеют, в отрасль лезут дилетанты, которые много просить не решаются, но качество у них еще хуже цен. Пожалуй, появление в отрасли большой массы дилетантов, пусть дешевых, но таких, которые без пузыря сюда вообще не рискнули бы приблизиться, — самый яркий симптом происходящего.

Понимаете? С позиции заказчиков все совсем по-другому. Не «Заказчик разбалован» (как утверждает автор), а агентства и студии «наглеют». Это ИХ позиция. Они, не зная внутреннюю кухню, вправе так думать. Внятные и прозрачные процессы (например, SCRUM или Lean Software Development) построены у единичных разработчиков. У большинства — бизнес в коротких штанишках.

Не надо обвинять клиентов и пытаться их изменить. Кончайте нытьё. Начните с себя. Улучшайте именно свои процессы и именно свое качество, и сами не рвитесь работать за бесплатно. И все у вас получится.

P.S. Работать за бесплатно — страшный грех. Спасибо, всем, кто осилил текст.