Техника компромисса в веб-разработке: как подружить потребности целевых пользователей в одном интерфейсе
Моделирование персон
Техника компромисса в веб-разработке: как подружить потребности целевых пользователей в одном интерфейсе

Недавно читатель оставил комментарий:

«Никогда не понимал, чем может помочь метод персонажей в проектировании сайта»

Давайте сразу к примерам. У нас есть программный продукт — сайт, приложение, сервис, хоть что. Программный продукт является коммерческим, так как за его разработку заказчик платит деньги. Естественно, ему хочется получить продукт с высоким КПД — т.е. чтобы целевая аудитория удовлетворенно мурлыкала, а прибыль капала на счет.

То есть у нас есть как минимум две задачи:

  1. Интерфейс должен быть удобен для пользования.
  2. Продукт должен удовлетворять интересам ЦА.

Начнем с первого. Спроектировать по-настоящему удобный интерфейс без посторонней помощи бывает довольно сложно. Есть две крайности:

Когда интерфейс проектируют сами программисты

Тогда мы, простые смертные, получаем подробнейшие меню настроек, где сорок тыщ мильонов кнопочек и полей (так ведь удобно — всё под рукой!). А на электропочту пользователю приходят загадочные «контрольные строки» в автоматически сгенерированных сообщениях... В четырех словах: программисты делают для экспертов. А кто эти существа в тигровых шкурах — не их проблема.

Когда интерфейс проектируют маркетологи

Действуя якобы в интересах пользователя, они на самом деле существенно занижают планку. То есть видят тех же неандертальцев, но сочувственно говорят: «Эти милые, неразумные существа — наши пользователи, наша ЦА! Давайте им поможем». Так получаются упрощенные до невозможности интерфейсы, где и хотелось бы слегка больше фич — но нет, кто-то побоялся вас спугнуть.

Однако, как это всегда бывает, любая ЦА — это разные люди с разными целями. Отчасти они похожи, например, все представители ЦА хотят найти на сайте нужную им модель телефона. Другой вопрос — как они будут ее искать, какими функциями сайта пользоваться и что повлияет на их выбор в итоге. Соответственно, нам нужно охватить все разнообразие целевой аудитории, не потеряв по дороге главную цель — сделать продукт удобным. Для чего и будем применять метод персон.

Создаем несколько ярких архетипов:

  1. Присваиваем нашим персонам запоминающиеся имена и фотографии.
  2. Определяем тип личности: темперамент, жизненная позиция.
  3. Пишем краткую биографию: образование, род занятий, карьера, уровень дохода и т.п.
  4. Описываем навыки: что умеет и на каком уровне — включая языки, владение компьютером и другие навыки, которые так или иначе имеют отношение к нашему продукту.
  5. Немного сентиментальностей: увлечения, какая-либо деталь, характеризующая персону.

Главный критерий — в ваших персонажей должно хотеться верить. Чтобы достичь правдоподобности, придется или провести опрос, выделив характерные особенности того или иного представителя ЦА, или поломать голову в одиночку, привлекая весь свой жизненный опыт.

Когда персоны состоялись как цельные личности — их можно применять, путем задавания «неудобных вопросов»:

  • Персона X правда будет пользоваться поиском по сайту?
  • Персона Y захочет видеть товары со скидками на главной?
  • Персона Z справится с такой формой регистрации?

И так далее. В итоге получается интерфейс, оптимизированный под потребности целевых пользователей. Не советуем «изобретать» слишком много персон — можно даже обойтись «крайними персонами», как это делает, например, 2GIS.

Метод не требует слишком уж глубокого погружения и отлично оправдывает себя на небольших проектах. Хотя и в случае с детальными маркетинговыми исследованиями, моделирование персон — это хороший способ производить быструю оценку гипотез, "отсеивать" нежизнеспособные идеи. Например, в брендинге.