Прикрутить модуль на «1С-Битрикс» из «Маркетплейса» — дело простое. Разобраться с последствиями — уже сложнее: они могут быть совершенно непредсказуемыми. Что делать? Читать страшные истории в этой статье и быть готовым ко всему.
Модули для Битрикса: почему происходит именно так
Регрессия: программный код основан на множестве нелинейных взаимодействий, количество которых зависит от величины проекта. Любой дополнительный модуль может нарушить работу не связанных с ним компонентов.
Это нельзя спрогнозировать
У нас это решается так: на тестовую сборку устанавливаются нужные модули, сайт тестируется и заливается на рабочий хостинг, когда нет конфликтов и все работает. В некоторых проектах для предотвращения регрессии применяется автоматическое тестирование.
Бесплатный сыр в «Маркетплейсе» Битрикса
В разделе «Для интернет-магазина» 429 модулей, 123 из которых бесплатны. В десятке популярных расширений — онлайн-консультант, инструмент для экспорта в Excel, генератор прайсов, расчет стоимости доставки и рассылка sms.
Почему создаются бесплатные модули для Битрикса?
- Пиар для продвижения платных продуктов. В «Маркетплейсе» есть раздел «Другие модули этого разработчика».
- Прибыль от продажи расширенных версий модуля. Так, например, делает JivoSite — онлайн-консультант.
- Тестирование на котиках с последующим выпуском платного модуля — исправленного и допиленного.
- Кастомизация — заточка бесплатного модуля под нужды конкретного клиента за отдельную плату.
К чему может привести установка чего попало (слабонервным не читать)
- Временная утрата работоспособности сайта.
- Снятие сайта с гарантии из-за вмешательства в код.
- Платное устранение багов. Не всегда дешевое.
Страшные истории про сторонние модули
История первая
Один заказчик установил бесплатный модуль, не рассказывая об этом студии, и сайт перестал стабильно работать. Гарантия на него уже не распространялась — налицо вмешательство в код, о бесплатном устранении багов речи быть не могло.
После долгих выяснений и споров сошлись на повторной заливке сайта с версии студии — за счет клиента. Результат — бесплатный модуль оказался не таким уж бесплатным.
История вторая
Другой заказчик установил пробную версию Fresh Shop, но расширение не работало. Анализ показал, что причиной тому является установленный ранее бесплатный модуль для работы с комментариями — он вступил в конфликт с Fresh Shop.
Студия предложила выбор, достойный храбрых — удалить бесплатный модуль или не пользоваться Fresh Shop. Последний победил.
Что делать?
Вариантов всего три.
- Для общительных — ставить сторонние модули, жаловаться на них в поддержку «Битрикса» и писать комментарии в «Маркетплейсе».
- Для отважных — ставить сторонние модули на свой страх и риск, а потом доплачивать студии за исправление содеянного.
- Для рассудительных — ставить проверенные модули.
Как определить нормальное расширение?
- В «Маркетплейсе» есть комментарии. Их стоит просматривать — если есть явные недочеты, пользователи о них напишут.
- Спросите студию, которые делала ваш сайт, стоит ли устанавливать тот или иной модуль — по крайней мере, узнаете о возможных последствиях.
«Маркетплейс» — это площадка для свободного размещения. Качество приложений проверяется, но такая проверка не способна предусмотреть всех тонкостей взаимодействия модулей. Как в примере выше — по отдельности два приложения действуют корректно, а вместе — никак.