Стажировка
Как слепить из студента менеджера проектов
Мы впервые провели стажировку по программе для PM-ов. Профи воспитать не получилось, но эксперимент стал полезным и для стажёров, и для нас.
Стажировки — полезная для всех сторон штука. На ней студенты понимают суть реальной работы, пробуют силы, учатся ценить себя. Это помогает им сопротивляться потоку рутины, который может унести в какой-нибудь колцентр или на позицию «подай-принеси». И очевидна польза для студии — самые классные студенты остаются работать у нас. Поэтому мы регулярно проводим стажировки — это лето не исключение.
В конце июня пришли к нам три девушки. Закончили третий курс технического университета по специальности «Прикладная информатика» и решили пройти практику, чтобы было о чём писать диплом. Но кодить категорически отказывались. А что именно хотели — не знали сами. Покрутив, повертев и оценив кандидаток, мы решили сделать с ними кое-что новое, чего сами раньше не делали. Да. Мы бросили их на сложный и ужасный путь менеджеров проектов.
В конце июня пришли к нам три девушки. Закончили третий курс технического университета по специальности «Прикладная информатика» и решили пройти практику, чтобы было о чём писать диплом. Но кодить категорически отказывались. А что именно хотели — не знали сами. Покрутив, повертев и оценив кандидаток, мы решили сделать с ними кое-что новое, чего сами раньше не делали. Да. Мы бросили их на сложный и ужасный путь менеджеров проектов.
Миссии программы стажировки PM-ов:
1. Научить разумному, доброму и вечному: отличать хорошее от плохого, думать, типографировать и т.д.
2. Научить практическим вещам, о которых не узнаешь в универе. Как искать баги? Как общаться с заказчиком, которому нужно не вставить, а встроить логотип? Как жить после этого?
3. Посмотреть, сможет ли человек работать у нас в обозримом будущем.
4. Собрать и систематизировать литературу и упражнения для прокачки скила PM.
1. Научить разумному, доброму и вечному: отличать хорошее от плохого, думать, типографировать и т.д.
2. Научить практическим вещам, о которых не узнаешь в универе. Как искать баги? Как общаться с заказчиком, которому нужно не вставить, а встроить логотип? Как жить после этого?
3. Посмотреть, сможет ли человек работать у нас в обозримом будущем.
4. Собрать и систематизировать литературу и упражнения для прокачки скила PM.
У нас есть регламент для PM-ов, карта компетенции, но не было четкой структуры и конкретных упражнений, как прокачивать тот или иной навык. Вернее, часть таких упражнений была у меня в голове, часть в эверноуте, кое-что в блоге, что-то в гугл-документах.
Когда я готовил программу для стажировок, получилось собрать курс молодого бойца, пройдя который толковый и сообразительный человек приблизится к скилам PM-а максимально быстро. Кроме того, каждому стажеру я дал куратора из опытных менеджеров проектов. Это позволило PM-ам вспомнить материал и отточить свои навыки.
Когда я готовил программу для стажировок, получилось собрать курс молодого бойца, пройдя который толковый и сообразительный человек приблизится к скилам PM-а максимально быстро. Кроме того, каждому стажеру я дал куратора из опытных менеджеров проектов. Это позволило PM-ам вспомнить материал и отточить свои навыки.
Владимир Завертайлов
CEO&Founder
Менеджер проектов — супермен, многорукий Шива и человек-швейцарский нож веб-студии. Он разбирается в аналитике, тестировании. Может ручками поправить, если на сайте что-то покосилось, а программиста нельзя вырывать из «потока» (и после — получить за это по голове, ибо надо руководить, а не править своими ручками). Может успокоить паникующего клиента и дожать сомневающегося. Воспитать такого за месяц, скорее всего, нереально, но попробовать стоило.
Воспитание PM-ов
Этап первый. Требовательность
Это этап тестов, заполнения карты компетенции и выполнения задач на проверку скила. Стажёры вспоминают, что умеют, а мы к ним присматриваемся.
Требовательность — базовый навык. Прокачивать его сложно и долго. Если у человека он отсутвует — мы максимум можем показать, как именно прокачивать. Речи о том, чтобы за неделю мы научили людей быть требовательными, не было. Я бы за это не взялся, т.к. требовательность нужно воспитывать с самого себя, и времени нужно полгода-год.
Владимир Завертайлов
CEO&Founder
На первый этап отводится 7 дней. Уже на второй день мы начинаем закидывать в стажеров базовые знания, без которых в вебе и Сибириксе делать нечего: курсы контент-менеджера 1С Битрикс, «Ководство», базовые принципы тестирования и лекции про центрирующие парадигмы.
Девушки делают html-страничку о себе. Мы учим их писать отчёты и задавать оценки.
Девушки делают html-страничку о себе. Мы учим их писать отчёты и задавать оценки.
Этап второй. Основы веб-грамотности
Когда фундамент заложен и утрамбован, начинаем строить на нём каркас менеджера проектов.
Те самые html-странички, которые были на тяп-ляп сделаны на второй день стажировки, показываем уже прокачавшимся девушкам. Они рефлексируют и причёсывают их, применяя полученные знания. Параллельно изучают семантическую вёрстку и читают «Чёрную книгу менеджера». На всё — три дня.
Те самые html-странички, которые были на тяп-ляп сделаны на второй день стажировки, показываем уже прокачавшимся девушкам. Они рефлексируют и причёсывают их, применяя полученные знания. Параллельно изучают семантическую вёрстку и читают «Чёрную книгу менеджера». На всё — три дня.
Этап третий. Аккаунтинг
Менеджер проектов в первую очередь умеет общаться с людьми. И если с аналитиками, программистами и дизайнерами всегда можно договориться, с заказчиками дела обстоят сложнее. Они могут истерить и жаловаться по пустякам, и даже вразумляющий подзатыльник не поможет. Во-первых, потому что менеджер проектов любит заказчика и ни за что не поднимет на него руку. Во-вторых, через скайп до него не дотянуться.
Чтобы обрабатывать возможные вспышки гнева заказчиков, нужно пройти суровую школу аккаунт-менеджера. Только мы не рассчитали с суровостью и двухдневный этап растянулся на неделю. И вошёл в историю студии как самая ненавистная часть стажировки.
Чтобы обрабатывать возможные вспышки гнева заказчиков, нужно пройти суровую школу аккаунт-менеджера. Только мы не рассчитали с суровостью и двухдневный этап растянулся на неделю. И вошёл в историю студии как самая ненавистная часть стажировки.
Хотя начали мы мягко. Научили девушек ставить голос, обрабатывать заявки от потенциальных заказчиков и составлять смету. Выдали подробный скрипт диалога, по которому работают наши аккаунт-менеджеры.
Но всё это мало помогло на практике, когда стажёры разыгрывали диалоги с «заказчиком». Сотрудники студии изображали для них хорошего и плохого клиента. Столкновение неокрепших девушек с последним закончилось синяками и шишками на самооценке.
И хотя по грандиозному плану стажёры должны были общаться с реальными лидами, до этого не дошло. Девушки пережили слишком много боли. Зато заметно прокачали навык общения.
Но всё это мало помогло на практике, когда стажёры разыгрывали диалоги с «заказчиком». Сотрудники студии изображали для них хорошего и плохого клиента. Столкновение неокрепших девушек с последним закончилось синяками и шишками на самооценке.
И хотя по грандиозному плану стажёры должны были общаться с реальными лидами, до этого не дошло. Девушки пережили слишком много боли. Зато заметно прокачали навык общения.
Да, это был печальный и неожиданный для меня фейл. Наверное, причина — завышенные ожидания. За пару месяцев до этого я научил грамотно разговаривать аккаунта за 2-3 дня. Но теперь боюсь, что это более многогранный скилл, чем мне казалось в начале подготовки программы. Мы старались, но финальное испытание — разговор по реальным лидам с реальными заказчиками — пришлось отменить.
Владимир Завертайлов
CEO&Founder
Этап четвёртый. Аналитика
Аккаунтинг провалился. Мы смирились с этим и не стали тормозить программу, а переключились на следующий этап — показали стажёрам основы аналитики. Времени обучить этому в полном объёме у нас не было (как и цели) — мы прошлись по вершкам, без углубления в метрики и анализ. Поковырявшись в агрегации требований и прототипах, девушки собрали свой сайт в Тильде. Итог — стажёры сделали симпатичный и продуманный проект своими руками (и никакого кодинга — как договаривались).
Итоги
Вот мы отучили стажёров, потратили месяц летних каникул и десятки часов их кураторов. А ради чего? Ради записи в зачётной книжке? Строчки в будущем резюме? Мы считаем, что главное — они прочувствовали, что такое реальная работа. И поняли, что им нравится делать. Но лучше узнать, что думают сами стажёры — отзывы в студию!
Екатерина
Мне было интересно стажироваться. Я много нового узнала — чему не учили в универе. В политехе мы почти не сталкивались с созданием сайтов, с html, больше времени уделяли С++. Сайты изучали только один курс на первом семестре.
В Сибириксе мы научились работать с новыми программами. Я еще не решила, кем буду, но, мне кажется, на первом этапе эти навыки пригодятся в работе, помогут куда-то устроиться.
В Сибириксе мы научились работать с новыми программами. Я еще не решила, кем буду, но, мне кажется, на первом этапе эти навыки пригодятся в работе, помогут куда-то устроиться.
Екатерина
У вас я узнала много нового — кажется, больше, чем за три года в политехе. И всё понравилось, даже аккаунтинг. Он получался плохо из-за недостатка опыта и репетиций, но всё равно это было что-то новое и интересное.
Я надеюсь, что полученные на стажировке знания пригодится мне в дипломе. И в будущей работе, я думаю, тоже. Даже больше, чем то, что нам преподают в универе. Именно кодить по специальности я не хочу, а здесь поняла, что мне нравится заниматься тестированием.
Было неожиданно, сколько нам давали информации и сколько с нас требовали потом. Некоторые одногруппники начали практику раньше, и у них все по-другому: наставник дал задачку, ничего не рассказал и ушёл. Они меньше времени проводят на практике — полдня, но просто сидят там и ничего не делают. А нас учат, мы очень многое узнали.
Я надеюсь, что полученные на стажировке знания пригодится мне в дипломе. И в будущей работе, я думаю, тоже. Даже больше, чем то, что нам преподают в универе. Именно кодить по специальности я не хочу, а здесь поняла, что мне нравится заниматься тестированием.
Было неожиданно, сколько нам давали информации и сколько с нас требовали потом. Некоторые одногруппники начали практику раньше, и у них все по-другому: наставник дал задачку, ничего не рассказал и ушёл. Они меньше времени проводят на практике — полдня, но просто сидят там и ничего не делают. А нас учат, мы очень многое узнали.
Дарья
Мы поняли, как строится работа веб-студии, какие здесь есть профессии, кто чем занимается. Мы немного поучились на менеджеров, на тестировщиков, на аккаунтов. Про эти профессии мы даже не слышали раньше и не знали, в чём их суть. Мне больше всего понравилось, чем занимается QA-специалист.
На четвёртом курсе у меня вряд ли получится совмещать учёбу с работой, но потом я хочу реализовать полученные знания и навыки в работе.
На четвёртом курсе у меня вряд ли получится совмещать учёбу с работой, но потом я хочу реализовать полученные знания и навыки в работе.
P.S. Не менеджерами едиными
Одновременно с девушками на стажировку вышел молодой человек Вадим, который обучается по прошлогодней программе для программистов. Она длится два месяца, так что пока итоги подводить рано. Хотя то, что программу зря оставили без изменений, уже чувствуется.
Я не начинающий: у меня есть теоретическая база, я занимался дома, работал на фрилансе. И программа, которую давал мне куратор, была лёгкой. В ней много теории, которую я знаю. Я больше повторял, а не узнавал новое.
Вадим
Стажёр
Но у нас есть время, чтобы исправиться.
Вадим, вот ты попал после этих слов вообще! У тебя ещё месяц. Я тебя за язык не тянул :)
Владимир Завертайлов
CEO&Founder
Если ты сильный, ловкий, умелый и дочитал до этого места, потому что думаешь о стажировке у нас — вот тебе знак. Хватит сомневаться, отправляй резюме — хуже не станет. Самый плохой вариант — мы не ответим (хотя стараемся отписаться всем). А самый крутой — будешь работать в одной из лучших веб-студий России, узнаешь, на что способен, и выйдешь от нас с новой завидной строчкой в резюме.
Если что, прокачаться тебе поможет книга Владимира Завертайлова «Настольная книга project-менеджера. Что нужно знать, чтобы управлять IT, digital и другими проектами с учетом российских реалий». Книга доступна на сайте издательской группы ЭКСМО.