Комментарии
В вебе не хватает напористых и всепонимающих продавцов-консультантов, которые возьмут за ручку и покажут подходящие товары. И продадут кучу сопутствующих к ним. Зато вместо них есть сервисы, которые следят, запоминают и обучаются давать персональные рекомендации — о них и поговорим.
Роботы и нейросети знают, что нужно клиенту
Сибирикс
хэндбук заказчика

Роботы и нейросети знают, что нужно клиенту

В вебе не хватает напористых и всепонимающих продавцов-консультантов, которые возьмут за ручку, поймут боли и покажут подходящие товары. И продадут кучу сопутствующих к ним. Зато вместо них есть сервисы, которые следят, запоминают и обучаются давать персональные рекомендации — о них и поговорим.
Пока вы чистите куки и устанавливаете эдблок, Большой Брат тихо хихикает и записывает все ваши действия в блокнотик. А потом — БАЦ! — набрасывается в самом внезапном месте. Обычно в виде таргетированной рекламы.

Вообще проблем с «персонализированной» рекламой в интернете три:

  1. Она следит и поджидает ВЕЗДЕ.
  2. Она всё помнит. Даже то, что три месяца назад вы искали варежки. Ну и что, что май на дворе? Купи варежки!
  3. Её формирует для нас робот и, прямо скажем, он туповат. Если вы на сайте интернет-магазина проявили интерес к утюгу, он это запомнит. И даже если вы этот утюг сразу купили — реклама не раз всплывёт на сайтах, а вы всё равно получите письма от магазина с новыми акциями на этот же товар. Ведь это так логично: клиент купил один утюг —> он любит утюги —> ему нужно больше утюгов.

В рекомендациях и предложениях роботы проигрывают человеку, и больше остальных от этого страдают интернет-магазины. Им не хватает аналога офлайн-консультантов, которые делают страшные глаза и уверяют, что один мальчик не купил плёночку для телефона и разбил его на второй день. И таким образом продают напуганным покупателям вместе с телефоном защитную плёнку, страховку и набор крошечных отвёрток для ремонта.
Фото: memecaptain.com
В CMS есть базовые модули рекомендаций, но не без минусов: заполняются они ручками и для всех пользователей выглядят одинаково — никакой персонализации.

Но ниша недолго пустовала: появилась стайка специально выдрессированных роботов, которые анализируют потребности и предпочтения пользователей, и на их основе предлагают адекватные товары в нагрузку. К утюгу — гладильную доску, например.

Мы прошерстили наши кейсы, посмотрели, с кем работают коллеги, и собрали сервисы, которые могут в персональные товарные рекомендации. А значит, повышают конверсию и увеличивают средний чек интернет-магазинов.
Retail Rocket
1. Что умеет. Производить массовые персонализированные рассылки, персональные триггерные рассылки. И то, ради чего мы здесь собрались — создаёт персональные товарные рекомендации по 10 сценариям.

В разработке сервиса участвовал сотрудник, который строил подобные системы на Озоне и Викимаркете — пионерах товарных рекомендаций. Является негласным лидером рынка — все остальные сервисы сравнивают обычно с Retail Rocket.
2. Способы подключения. Через API и виджеты.

Сайт Retail Rocket гордо сообщает, что настройка сервиса займёт всего 15 минут времени младшего IT-специалиста. Это, скажем мягко, лукавство. Сколько сисадминов получило по ушам из-за этого пункта — думать грустно. По опыту наших разработчиков, на установку и настройку Retail Rocket уходит 2-4 часа, когда знаешь, что делать. Если у вас это впервые, а интернет-магазин большой и сложный, как Орматек — может уйти до 8 часов.

3. Цена. Min: Есть бесплатный тариф для маленьких интернет-магазинов (до 10000 посетителей и 250 заказов месяц, до 1500 товаров в базе).

Max: Для средних магазинов (до 50000 посетителей и 500 заказов месяц, до 15000 товаров в базе) цена услуги — 7100 рублей в месяц. Если сайт крупнее — условия оговариваются персонально, в сторонке.

4. Демо. Есть — первые 30 дней пользования сервисом бесплатны.

5. Работает на сайтах: Орматек, Связной, Enter, Техносила и т.д. Любителям растущих процентов и поднимающихся графиков рекомендуем заглянуть в блог Retail Rocket — там кейсы, цифры и прочая математика успешных людей.
REES46
1. Что умеет. Рассылки классические: триггерные и дайджестные. И их web-push варианты с процентом открываемости 90%. Есть офлайн-рекомендации — ваш телефон пикнет и подскажет, что вы можете купить вещь прямо сейчас, если в этот моменты вы проходите мимо магазина (слава геолокации!). А ещё персонализация поиска и ненавязчивые напоминания о брошенной корзине.

И, конечно, товарные рекомендации. REES46 предлагает разные алгоритмы для 9 категорий интернет-магазинов (одежда, туризм, электроника и т.д.) и предоставляет готовые решения для каждой.
2. Способы подключения. С помощью готовых модулей для CMS или через API. Инструкции на трёх языках прилагаются.

3. Цена. Для каждой услуги — отдельный тариф. А так как REES46 предлагает дофига услуг — нам проще дать ссылку на полный список. А здесь рассмотрим стоимость только товарных рекомендаций.

Min: Самый простой — универсальный бесплатный тариф. Он предлагает стандартную схему товарных рекомендаций без учёта отрасли магазина. Зато никаких ограничений по количеству посетителей и заказов.

Max: Если хочется, чтобы рекомендации учитывали специфику магазина — можно подключить тариф «Отраслевой» от 4000 рублей в месяц. А крупные магазины могут сразу заплатить 4’000’000 за внедрение сервиса и пользоваться товарными рекомендациями на полную катушку.

4. Демо. Можно сказать, что есть — на тарифе «Отраслевой» первый месяц пользования не оплачивается.

5. Работает на сайтах: ЦУМ, Экспедиция, myToys и др.
Crossss
1. Что умеет. По словам представителя сервиса, Crossss не просто даёт товарные рекомендации, а персонализирует сайт. Персональные рекомендации дополняют адаптивные витрины, адаптивный контент и персонализированный поиск. Ещё сервис ведёт сбор лидов, создаёт триггерные и персонализированные рассылки.

Время от времени Crossss устраивает соревнования с Retail Rocket. Пик их пришёлся на 2014 год, но кто круче, сказать всё ещё сложно. Crossss пишут, что они. А в Retail Rocket с этим не согласны. Кому верить — решайте сами :)
2. Способы подключения. Сайт сервиса обещает, что интеграция проста, как амёба. Не нужен даже «младший IT-специалист» — достаточно добавить волшебный кусок кода на все страницы и передать специалистам Crossss список товаров (обычно в формате YML), а остальное они сделают сами. Если это так — аплодируем стоя. Но есть подозрение, что это тоже пиз(зачеркнуто) лукавство, как и «15 минут» у Retail Rocket. Но сами не пробовали — если у вас был опыт работы с Crossss, ждём в комментариях.

3. Цена. Min: Минимум за персонализацию сайта — 940 рублей в месяц.

Max:
Если на сайте от 5000 до 10000 уникальных посетителей в день — 19200 рублей в месяц, больше — оговаривается персональный тариф. Персонализация рассылок оплачивается отдельно.

4. Демо. Первые 30 дней — бесплатно.

5. Работает на сайтах: Чистомир, Jenavi, Be Mad и др.
Similar4
1. Что умеет. Предлагает товары не по принципу «клиент смотрит книгу — предложу ему закладку». Similar4 анализирует фотографию товара и подбирает похожие на неё, совпадающие по максимальному количеству признаков. То есть к красной сумке вам предложат больше красных сумок.

Есть виджет для товаров, отсутствующих на складе — он предлагает похожие, чтобы клиенты не ждали и не стучали кулачками в ожидании привоза. Также Similar4 позволяет проводить поиск товаров по цвету, даже если этот параметр не прописан текстом и не задан в CMS — сервису достаточно проанализировать картинку.

Задача виджета — увеличить количество просмотренных страниц и время пребывания посетителей на сайте.
2. Способы подключения. Можно запросить скрипт виджета и вставить его на сайт или настроить доступ через JSON-API. В прямом доступе документации нет — всё только после получения платы за установку.

3. Демо. Сервисом можно пользоваться бесплатно первые 2 недели.

4. Цена. Min: Есть отдельная цена за подключение (от 6000 рублей) и ежемесячная абонентская плата (от 5300 рублей).

Max: Если у вас крупный магазин, в котором более 10000 товаров и за месяц создаётся более 1’000’000 поисковых запросов, абонентская плата отсутствует, а стоимость подключения оговаривается индивидуально.

Превышение лимита поисковых запросов оплачивается отдельно.

5. Работает на сайтах: spaseebo.ru и olant-shop.ru. Остальные сайты, указанные на странице примеров, перешли на другие сервисы.
ISKRA CRM
1. Что умеет. Создаёт персональные рекомендации и показывает их на сайте и в триггерных рассылках. Анализирует пользователя (пол, возраст, финансовые предпочтения и т.д.), его поведение и подстраивает сайт конкретно под каждого. Если клиента нужно задобрить (а сервис обучен это чувствовать) — предлагает скидки и купоны. Для разных типов сайтов разработаны специальные алгоритмы, всего их 15.

CRM запоминает поведение пользователей и вычисляет их рейтинг лояльности. Позволяет вести учёт покупателей: составлять рейтинги транжир и скряг, добавлять к ним комментарии. Следить за теми, кто находится на сайте прямо сейчас.

С помощью ISKRA CRM можно находить популярные и, наоборот, неинтересные пользователям товары, анализировать отток клиентов и другие показатели — сервис состыковывается со стандартными системами аналитики.
2. Способы подключения. С помощью JavaScript API — нужно добавить код на каждую страницу сайта, а после импортировать каталог товаров в формате YML или CSV. Сервис обещает, что это займёт не более 30 минут.

На некоторых тарифах предоставляется доступ к API.

3. Цена. Min: До 9999 посещения в месяц — 3000 рублей в месяц.

Max: От 50000 посещений — 12000 рублей в месяц. Для корпораций стоимость оговаривается отдельно.

4. Демо. Бесплатно можно провести A/B тестирование функционала в течение месяца.

5. Работает на сайтах:
Rockland, Кулинарная школа № 1.
~
Вы, наверное, и не ожидали, сколько сервисов желают вам успехов, повышения продаж и суммы среднего чека. Посмотритесь к ним внимательнее — может, их-то вам и не хватает.