Комментарии
Мы решили узнать, как видит и переживает разработку сайта заказчик. И первым допросили директора магазина иностранной книги «Магеллан» Валентина Пахоменко — человека, который сам себе 1С настраивал.
«Не подвиг, но что-то героическое в этом есть»
Сибирикс
интервью
«Не подвиг, но что-то героическое в этом есть»
Мы решили узнать, как видит и переживает разработку сайта заказчик. И первым допросили директора магазина иностранной книги «Магеллан» Валентина Пахоменко — человека, который сам себе 1С настраивал.
Кейсы — главный жанр в сфере веб-разработки. Ими и заказчика можно привлечь, и конкурентам нос утереть, и ЧСВ себе почесать. Но есть один минус — они мало рассказывают о вкладе клиента в проект. В кейсах студия-разработчик — всегда принц, который из пылающего замка выносит аморфную принцессу-заказчика. Он шикарен, на коне, невероятно важен, а она — лишь повод для подвига (в нашем случае — для создания сайта).

Но на самом деле заказчик, его идеи и работа — половина успеха проекта. И уменьшать его роль в разработке нечестно. Поэтому мы запускаем новую рубрику — интервью с заказчиками, благодаря вкладу которых сайт получился клёвым. Узнаем, почему они решили сделать новый сайт, как участвовали в разработке и как планируют дальше развивать проект.
Поэтому больше ни слова о нас — передаём микрофон Валентину Пахоменко, руководителю магазина иностранной книги «Магеллан».
Коротко о «Магеллане»
Сфера: продажа литературы на иностранных языках, в основном — учебной; есть магазин в офлайне.
Регион: Россия, Новосибирск.
Тип проекта: интернет-магазин с интеграцией с 1С.
Целевая аудитория: юридические лица, ИП и просто любители литературы на языке оригинала.
Про разработку
У нас был довольно старый сайт, неадаптивный. Нам об этом часто говорили, а один раз кто-то даже оставил отзыв, что 21 век, а у нас сайт на мобилках не работает. Отзыв удалили, но осадочек остался. К тому же мы решили переходить на новую 1С — из-за этого функции, привязанные к сайту, всё равно полетели бы, и половину пришлось переделывать. Так что мы решили обновить сайт сразу и полностью.

Перед этим мы провели опрос, касающийся основных функций сайта. Просто чтобы понять, что в старом магазине было востребовано, что оставить, что убрать, что изменить. Спасибо нашим пользователям — более 300 человек откликнулись и потратили время на заполнение довольно длинной анкеты. Благодаря опросу 3 раздела сайта вообще были отброшены, изменился алгоритм оформления заказа, который позволил обойтись без листа ожидания, изменилось видение раздела «Избранное». С удивлением обнаружили, что дизайн старого сайта «современный», «красивый», «легкий» и «скорее приятный», хотя сами мы с этими тезисами и не согласны :)
«Я наверняка сделал всё не до конца качественно, не до конца хорошо, но, по крайней мере, это работает»
Перед началом разработки я не ожидал, что будут проблемы с интеграцией. 1С — сама по себе вещь тонкая и тяжелая. Я не понимаю, почему у такого популярного продукта так мало специалистов, которые в нём разбираются. Мы банально не смогли найти человека, который помог бы и настроил 1С для интеграции с сайтом. Поэтому эту часть работ делал я. Одинэсники, конечно, если об этом узнают, будут кричать: «Ааа, залез своими руками, ничего не знает, ещё умничает сидит!». Да, я наверняка сделал всё не до конца качественно, не до конца хорошо, но, по крайней мере, это работает. Это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.

Ещё я не ожидал, что будет так сложно перенести бонусную систему. Раньше она рулилась ресурсами старого сайта, а сейчас мы решили сделать всё по-серьезному, чтобы она интегрировалась с 1С. Но оказалось, что 1С с бонусами не работает, Битрикс — тоже, синхронизации нет, специалиста, который мог бы её настроить — тоже нет. Разработчики модуля бонусов, конечно, его поддерживают, поправляют, если нужно, но обновляют не раньше чем через 10 дней — а ты сиди жди.

В итоге сайт мы запустили в августе, а бонусы — в конце октября. И в этот период всё время, которое оставалось у меня после работы с 1С, я отвечал клиентам, что бонусы скоро будут, не переживайте, они никуда не денутся.

Также не сразу получилось перенести клиентов, которые на старом сайте использовали аккаунты с авторизацией через социальные сети. Но проблем с переносом клиентов в 1С и синхронизацией их с сайтом было для нас гораздо больше. Но мы справились. А здесь всю работу взяли на себя специалисты из Сибирикса и выполнили её, на мой взгляд, безукоризненно. Насколько это было вообще возможно.
Про результаты
Но были и приятные моменты в разработке, просто прошли они быстро и рассказать о них особо нечего. Сайт получился красивый, всё летает. Добавился фильтр — радует, что можно легко уменьшить количество книг для поиска. И ещё я до сих пор восхищаюсь тем, что когда вбиваю данные в фильтр и отправляю ссылку с результатами другому человеку, он видит то же самое, что у меня на экране. Приятно до безобразия.

Новый раздел «Избранное» — тоже любимая фишка и нами, и пользователями. Особого резонанса не было, но это нормально. Видно, что люди ей пользуются, а резонанс возникает, когда что-то плохо. По сравнению со старым сайтом раздел изменился — стал проще по функционалу, но зато пользоваться им стало удобнее.

Закладки на товары на сайте — это не просто бантик. Это полезная вещь для покупателей, которые делают регулярные покупки одинаковых товаров. Кроме того, «Избранное» — это, на мой взгляд, must-have для любого интернет-магазина. Один из сервисов, который наглядно демонстрирует разницу между онлайн и оффлайн торговлей. Всегда можно организовать личную книжную полку, точнее, целый шкаф с полками, и в случае необходимости не шарить по всему магазину, а быстро найти то, что нужно. Ну и вообще красиво получилось.
«Мы работаем с импортными книгами, а они завязаны на доллар, на фунт и на санкции»
После обновления отзывы от пользователей были разные: и позитивные, и негативные. Это понятно: люди просто привыкли — все мы помним историю с «Кинопоиском». Пользователи ждали, что в этом месте должна быть кнопка, а её — оп! — и нету. Отсюда негатив. Но они всё равно сделали первый заказ, нашли свои кнопки и сразу всё стало в порядке.

Правда, продажи через новый сайт уменьшились. Но если бы у нас был старый сайт, возможно, они уменьшились бы ещё сильнее. Дело в том, что мы работаем с импортными книгами, а они завязаны на доллар, на фунт и на санкции. Много факторов сложилось, поэтому сложно сказать, кто виноват. Но что точно — количество заказов с сайта выросло. А вот средний чек упал.
Про будущее
Мы и дальше будем развивать сайт. Сейчас планируем продавать ещё и электронные учебники — точнее, распространять коды доступа к электронным ресурсам. Там свои трудности, но, я думаю, в ближайшее время мы их решим. И у нас будет электронный контент, что соответствует времени.

Если у меня появляются претензии или предложения по сайту — я сразу обсуждаю это с разработчиками. Идеи приходят в процессе тестирования, когда мы лазаем по другим интернет-магазинам. Или мы сами понимаем, что стоит поправить в процессе выполнения заказа, как сделать его удобнее.

Но я не думаю, что мы предлагаем много улучшений — это ведь естественные вещи. Сайт — кусок нашего бизнеса, достаточно весомый, и он увеличивается. Практика показывает, что если остановиться и перестать что-то делать с ним, и в офлайне продажи падают. Всё тихо умирает.

Сайт — не игрушка, а бизнес-инструмент. Это такой же магазин, как и в офлайне. Поэтому надо смотреть за разработкой, во всё влезать и совать свой нос.
~
Вот такая история. Как видите, в разработке «Магеллана» никто аморфной принцессой не был — заказчик сам яро боролся за успех проекта. Вполне успешно, мы считаем.

Вы ещё здесь? Ну, раз так, черкните-ка коммент или проголосуйте в социалочках, как вам такая рубрика. И предлагайте, заказчиков каких проектов нам пригласить в следующих выпусках :)