Комментарии
В номере: сколько миллионов долларов стоит эмоциональное выгорание сотрудников компаниям. И что делать, чтобы на нём сэкономить. А также как выделиться на фоне конкурентов и стать UX-копирайтером.
Ланч-тайм 138: краткий перевод свежих статей о digital
Сибирикс
Ланч-тайм 138: краткий перевод свежих статей о digital
В номере: сколько миллионов долларов стоит эмоциональное выгорание сотрудников компаниям. И что делать, чтобы на нём сэкономить. А также как выделиться на фоне конкурентов и стать UX-копирайтером.
#598
Как стать UX-копирайтером
Фото: ixd.prattsi.org
Компании, которым нужен UX-копирайтер, ищут в идеале UX-дизайнера, который ещё и пишет неплохо. Понятное дело, таких немного. Да и вообще хорошие копирайтеры чаще идут в рекламу, а не в дизайн.

Но спрос на UX-тексты растёт, желающих стать UX-копирайтером всё больше. Так как это сделать? Давайте разберёмся, что нужно знать и делать в первую очередь.

Читайте. Много.

UX-копирайтинг — союз двух дисциплин: дизайна и уверенного копирайтинга. Так что вперёд, за книги.

Книги и сайты о пользовательском опыте (осторожно, английский!)

Книги и сайты о копирайтинге

Старайтесь не отклоняться от базовых вещей, прописанных в этих книгах. Не поддавайтесь бредовым интернет-статьям типа «Как рерайтить тексты в более конверсионные». Их авторы думают о кликах, а не о пользовательском опыте. И иногда даже пытаются обмануть нас.
Не отмечайте, если хотите получать письма о новинках, обновлениях, специальных предложениях и скидках
Вот пример текста, цель которого — запутать пользователя. Кто-то дал неряшливому маркетологу слишком много власти.
Получай все крутые сделки и предложения — подпишись на нашу рассылку! Варианты ответов: Давай сделаем это. // Нет, спасибо, я люблю упускать сделки
Видите это «люблю упускать сделки»? Ещё один паттерн плохого копирайтинга: «кликшейминг» — стыдись, что не кликнул. Тупая манипуляция, никакой фантазии. Пользователи вряд ли поведуться, но точно разозляться.

Ходите на митапы

Неважно, где вы работаете. В любом случае вам нужно налаживать контакты. Полюбите митапы — встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке. Следите за темами, которые на них обсуждаются, и за словами, которые при этом используются. И так как на копирайтерских митапах развелось много маркетологов, ходите лучше общаться с UX-дизайнерами.

Обращайте внимание на хорошие решения и сохраняйте их

Учитесь у тех, кто лучше. Обращайте внимание на UX-копирайтинг в его естественной среде обитания. Спрашивайте себя, почему автор написал именно так. Почему Твитер убрал «Избранное» и заменил его обычным лайком? Почему заголовки на кнопках с призывом к действию у Нетфликса в разных местах различаются?

Хорошие примеры — простые, понятные и выделяются на фоне остальных. Они не должны быть персональными и нахальными. И вот пример с MailChimp.
Обычно у MailChimp сильный, дерзкий голос. Но здесь он не нужен — это важное сообщение, которое каждый пользователь должен понять с первого прочтения.

Соберите портфолио

На этом этапе типичный вопрос: «Из чего собирать портфолио, если у меня нет работ?». И тут есть несколько вариантов.

1. Нет работ — сделайте. Многие дизайнеры вдохновляются и делают редизайн существующих сайтов и приложений, которые потом добавляют в портфолио. Так же может поступить UX-копирайтер. Сообщение Амазона показалось бьющим мимо цели? Перепишите! И добавьте в портфолио.

2. Помогите друзьям. Обратите внимание на друзей, у которых есть сайт, блог, канал на Ютубе — что угодно. UX-копирайтинг везде пригодится.

3. Применяйте UX-копирайтинг в текущей работе. Проще это делать тем, кто работает в сфере дизайна. Если это не про вас — походите по отделам, предложите свою помощь.

4. Попросите покритиковать. Не имеет значения, что в итоге попало в ваше портфолио: реальные проект или концепты. Попросите покритиковать их. Найдите подходящий канал в Слаке или коммьюнити на Реддите и запросите обратную связь. Только будьте к ней готовы — может быть больно.

Наберитесь терпения (хотя тут больше про дисциплину)

Обучиться новой профессии за одну ночь не получится, особенно если профессия эта — UX-копирайтинг. Всё-таки в ней соединяются целых два направления. И не получится, прочитав пару книг и сделав два концепта, получить работу в Гугле. Собирайте портфолио. Ходите на митапы и слушайте, как работают люди. И задавайте вопросы.
Вывод: Всё моднее быть не просто кем-то, а кем-то с приставкой UX. Копирайтеры, теперь вы знаете, как презентовать себя ;)
Вы сэкономили 7 минут.
#599
Эмоциональное выгорание — проблема компании, а не сотрудника
Эмоциональное выгорание — распространенное явление. И компании привыкли считать, что это проблема сотрудника. Но они ошибаются.

За лечение последствий эмоционального выгорания американские компании ежегодно выплачивают больницам 125-190 миллионов долларов. Но убытки еще серьёзнее, если учитывать снижение продуктивности, текучку кадров и потерю талантливых сотрудников.

Руководители должны что-то делать со стрессом на рабочем месте, который провоцирует выгорание: с загрузками, нестабильностью, рутиной.

Обычно, если продуктивность сотрудника снижается, виноват в этом не он, а организация. Если посмотреть на компании с высоким показателем эмоциональных выгораний, мы увидим общие для всех черты:

  • излишние сотрудничества;
  • слабый тайм-менеджмент;
  • тенденция перегружать способных сотрудников работой.

Из-за них у сотрудников не хватает времени концентрироваться на сложных задачах или придумывать идеи. У них даже нет времени, чтобы восстановиться.

Излишние сотрудничества

Излишние сотрудничества характерны для компаний, где много лиц и отделов, принимающих решения. Значит, придётся пройти через бесконечное количество встреч и конференций в скайпе, чтобы убедиться, чтобы все высказались и пришли к единому решению. Часто на встречи с ЛПР приходится выезжать из офиса. Всё это делает рабочий день рваным, непродуктивным.

Другая крайность — мультизадачность. Она изматывает также, как прерывистый рабочий день. Если вы занимались одним делом, и вам пришлось переключиться на другое — оба вы закончите на 25% позже. А чтобы снова погрузиться в задачу, от которой вас отвлек емэйл, потребуется 15 минут.

Чтобы уменьшить эмоциональное выгорание сотрудников, компании должны сократить количество лиц и отделов, принимающих решения. Также нужно исследовать и узнавать, что сотрудники думают о своей работе. Может, они помогут определить, что какие-то собрания можно проводить реже и с меньшим количеством людей.

Возможно, вам помогут организационные изменения. Например, внедрение agile может мотивировать команду.
Фото: paleoaholic.com
Слабый тайм-менеджмент

Многие работники уходят, потому компания требует от них слишком многого. Они не могут повлиять на корпоративную культуру. Не могут переносить или пропускать ненужные им встречи. И в итоге не успевают делать полезные дела и выгорают.

Но лидеры могут это изменить. Убедите руководство, что, если отказаться от привычных, но бесполезных инструментов, компания получит выгоду. Расскажите, какие убытки приносит эмоциональное выгорание сотрудников — скорее всего, они просто не знают реальных масштабов последствий.

Найдите, что пожирает время сотрудников в вашей компании: встречи, переписки или онлайн-коллаборации. И оптимизируйте процессы.

Также важно, чтобы работник мог сам контролировать своё расписание. Автономия сотрудников повышает их продуктивность. Они чувствуют контроль над ситуацией, не отвлекаются по мелочам и в итоге испытывают меньше стресса.

Тенденция перегружать способных сотрудников работой

Компании доверяют предварительным расчётам и редко проверяют, укладываются ли в них работники. Отсюда возникают перегрузки.

Опаснее всего перегружать ключевых работников, хотя именно с ними это чаще всего и происходит. Исследования показали, что средний менеджер тратит один день в неделю на переписку и два — на встречи. А талантливый менеджер — и того больше.

Аналитические инструменты, которые помогают планировать нагрузку, также должны отслеживать переработки. И эти данные должны заставить руководство задуматься, как оптимизировать активность перерабатывающих менеджеров и снизить опасность их выгорания.

Когда компании займуться проблемой выгорания сотрудников, их затраты уменьшатся. А работникам станет легче жить. И в итоге — все в выигрыше.
Вывод: Компании должны относится к сотруднику не как к ресурсу, а как к человеку, которого нужно холить и лелеять. И тогда наступят мир, дружба и жвачка. А текучка и стресс останутся только в учебниках истории. Вы сэкономили 10 минут.
#600
Вы не особенный: как выделиться на переполненном рынке
Простите, что так грубо, но ваша мама была не права. Вы не особенный. И бизнес, которым вы занимаетесь, тоже. В мире куча веб-студий, которые предлагают те же услуги, что и вы, по той же цене. И говорят одно и тоже. И даже сайты у них похожи.
Даже профессионализм вам не поможет — есть куча компаний, которые работают просто убойно, но продолжают сражаться за клиентов. Чтобы выделиться, вам нужно сделать три вещи:

  • найти специализацию;
  • построить репутацию;
  • сфокусироваться на клиентском сервисе.

Найдите специализацию

Чтобы выделиться в толпе, уменьшите её размеры. Другими словами, уменьшите число своих конкурентов. И лучший способ это сделать — выбрать специализацию. Например, станьте профессионалом в разработке сайтов для медицинских учреждений.

Такое решение может показаться парадоксальным. Как увеличить количество клиентов, если отказываться от потенциальной работы? На самом деле, это не обязательно. Если времена трудные — беритесь и за любые задачи. Но маркетинговые каналы, в том числе сайт, измените так, чтобы специализация чётко считывалась.
Есть два вида специализаций: работать с продуктом или с видом клиентов. Например, можете сделать своей фишкой разработку сайтов на Битриксе. Или сконцентрируйтесь на аудитории — как в примере про медицинские учреждения. Чтобы понять, что — ваше, загляните в своё портфолио и подсчитайте, чего там больше.

Но специализация — не панацея. У вас всё равно будут конкуренты, и, чтобы выделиться на их фоне, придётся много работать. В первую очередь — над репутацией.

Постройте репутацию

Существует мнение: делай хорошо и клиенты сами тебя найдут. Это неправда.

Сарафанное радио, штука, конечно, важная. Но его недостаточно, особенно в первые годы существования компании. Поэтому вам нужна репутация.

Недостаточно сделать сайт, где написано, какие вы классные. Эти слова нужно уметь доказать. Покажите, что вы — эксперты. Ведите блог, пишите книги, выступайте на конференциях. Пользуйтесь каждой возможностью, чтобы показать, что вы умеете. И так вы получите репутацию эксперта в своём деле.

Вам потребуется время, чтобы построить репутацию. Многие агентства ведут блог, но бросают из-за скудного количества читателей. Многие спикеры, которых не пригласили но одно мероприятие, отказываются выступать вообще. Так экспертом себя не зарекомендуешь. Пишите в блог каждую неделю, пробивайтесь на конференции. Не сдавайтесь.

Но и репутация вам не поможет, если ваши клиенты не счастливы. Поэтому переходим к третьему пункту — отношению к заказчикам.

Сфокусируйтесь на клиентском сервисе

Если вы хотите быть конкурентоспособным — нужно делать качественные работы. Но если цель — выделиться, вам придётся достигнуть исключительного уровня клиентского сервиса.

Представьте, что вы пришли в шикарный ресторан с хорошей кухней, но официант грубит, и вообще у него рубашка не выглажена. Вы бы обрадовались? Вряд ли. Поэтому сервис крайне важен.
Качественный сервис начинается с хорошей коммуникации. Это самое слабое место многих интернет-агентств и веб-дизайнеров, потому что они концентрируются на проекте, а не на клиенте.

Мало говорить клиенту, как продвигаются дела. Иногда нужно говорить даже о том, что ничего не происходит — чтобы он не начал волноваться. И говорите о возможных проблемах — лучше подготовить к ним, чем говорить «Да не переживайте, у нас всё под контролем», а потом налажать. И главное — разговаривайте с клиентом. Звоните, ходите на встречи. Не зацикливайтесь на переписке — клиент должен видеть в вас человека.

И перестаньте беспокоиться о своём сайте.

Дизайнеры постоянно хотят в нём что-то изменить. Считают, это поможет бизнесу. Но маленький косяк не делает погоды, поэтому пусть дизайнеры занимаются более полезными вещами. А сайт сделайте простым и с акцентом на специализации.
Вывод: Формула «Хорошо делай — хорошо будет» работает не всегда. Если конкуренция кусается, приходится подключать хитрость и местами понты. Вы сэкономили 10 минут.
Чтение — занятие похвальное, но вот прямо сейчас вам лучше перестать и выйти на улицу. Всё-таки весна, ребят. Гуляем! :)