В номере: как перфекционизм сводит с ума и почему целевые персоны не работают
Ланч-тайм 171: краткий перевод свежих статей о digital
Сибирикс
Ланч-тайм 171: краткий перевод свежих статей о digital
В номере: как перфекционизм сводит с ума и почему целевые персоны не работают
#681
Плохие новости – перфекционизм захватывает мир
По данным ВОЗ 300 миллионов человек по всему миру страдает от депрессии, 60 миллионов от биполярного расстройства, 21 миллион от шизофрении, 50 миллионов от деменции и это далеко не полный список. Печально то, что большая часть из них – молодежь – надежда общества.

"Поколение снежинок", повзрослевшее в начале 2000-х, выросло супер-чувствительными и уверенными в своей исключительности. Всему виной стремление к совершенству. Молодые люди ставят высокие требования к себе и остальным. Они хотят быть совершенными – достичь огромных успехов в учебе, построить отличную карьеру, создать идеальную семью, стать примером для подражания. Они верят в это и глубоко заблуждаются.

Совершенство – недостижимо. А те, кто в это не верит, неизбежно попадают под угрозу неудачи и психологического давления. Они становятся буквально одержимы победой и каждый раз ждут похвалы за проделанную работу. Так они чувствуют свою значимость. Они слишком много думают обо всем: о своих несовершенствах, о том, что случилось или могло бы случиться. Им всегда тревожно и стыдно, если они не соответствуют своим собственным ожиданиям.

Есть специальная многомерная шкала Хьюитта-Флетта, которая показывает уровень перфекционизма у испытуемого. Она включает в себя перфекционизм:

  • ориентированный на себя (self oriented)
  • ориентированный на других (socially oriented)
  • социально предписанный (socially pre-scripted)

40 тысяч студентов с 1989 по 2016 год из Америки, Канады и Великобритании проходили этот тест. И результаты неутешительны. Лидирует шкала требовательности к себе, догоняет ее социальная требовательность и далее идут завышенные ожидания к остальным.

В последнее время ожидания общества выросли в два раза по сравнению с остальными элементами шкалы. Это объясняет, почему люди стали чаще страдать от тревожности, панических атак, депрессий, социальных фобий и мыслей о самоубийстве. Результаты показывают, что перфекционизм разрушителен и опасен.


Ошибка слабость

Страх неудачи – основная причина погони за совершенством. Экзамен, дедлайн на работе, переговоры с партнерами, собеседование или даже свидание – прекрасная возможность с треском провалиться для перфекциониста. А все из-за нереальных "стандартов", которые они сами себе придумали. Сделал не на 2000%, значит слабак и недостаточно старался! Раз ожидание не совпало с реальностью, наступает стресс, а за ним и более серьезные проблемы со здоровьем.

Поэтому, когда ваши озабоченные идеальностью сотрудники мнутся и нервничают из-за надвигающихся задач, помогите им перенести их внимание с катастрофических возможностей того, что может пойти не так, на то, что они могли бы извлечь в процессе выполнения. Перекалибруйте их цели и наблюдайте за людьми, чтобы вовремя помочь увидеть стрессовые события как возможности для их развития.


На идеале свет клином не сошелся

Перфекционистам нужна помощь. Они не могут самостоятельно распознать, какая цель реально выполнима, а какая – нет. Так и придумываются завышенные стандарты, ночи напролет проходят за работой, выходные – без отдыха, а в итоге неудача? Это разрушает самооценку.

Пропагандируйте рядом с такими сотрудниками настойчивость, гибкость и трудолюбие. Это желаемые качества и не приходят с опасениями, которые не зависят от идеальности достижений. Давайте порой многозначные задачи, которые можно решить по-разному — главное, избавить таких людей от паралича, который возникает, если их цель — совершенство, а не какая-то более приземленная и разумная цель.


Перфекционист-прокрастинатор?

Нереальные цели стоят на пути к успеху. Еще одно препятствие – склонность откладывать сложную работу на потом. Если на горизонте маячит неудача, то продвигаться вперед к задачам повышенной важности становится трудным – риск сплоховать особенно велик. Тут и начинается хождение вокруг да около. И вот надвигается дедлайн, а вместе с ним размышления и страдания, которые наносят ущерб психике.

Если вы видите, что страх неудачи привёл сотрудников в ступор, и они никак не могут взяться за задачу, помогите им поделить её на небольшие управляемые шаги.

Начало работы — самая сложная часть. Для старта можете напомнить им о прошлом опыте и успехах — только не превращайтесь в злодея, который всех «пинает», требует результатов и критикует, так толку не будет.
Вывод: Вам может казаться, что ваши сотрудники трудолюбивы и самоотверженны, а на самом деле это психованные невротики, зацикленные на недостижимых идеалах. Присмотритесь к их поведению, пока они не слегли в больницу. Вы сэкономили 4 минуты.
#682
Почему целевые персоны не работают
Персоны – это типичные представители вашей целевой аудитории. Это собирательный образ, который появляется в ходе исследования деятельности компании. Обычно персоны выглядят так:
Так как модель обобщенная, то их часто неправильно понимают и используют. От этого многие компании разочаровываются в этом методе аналитики, и вот почему:


"Это бессмысленно"

Часто такое случается, если уже был неудачный опыт использования целевых персон. Но как любой негативный опыт, это не должно означать, что целевые персоны никуда не годятся. Просто учтите это в новом исследовании.
«Да и так всё понятно!»

Часто даже трудно начать исследование целевых персон, поскольку руководство не видит в этом толка. "Мы уже знаем, кто наш потребитель" – можно услышать от босса.
Да, это так — руководитель не вчера родился, и рынок знает давно. Но не стоит воспринимать целевых персон как обобщение уже изученного — этот метод также поможет скорректировать текущие представления о потребителях: пока нет упорядоченной системы, всей картины не видно, и принимать взвешенные решения сложно.

Анализ целевых персон иногда влечет неприятные открытия: вы, возможно, удивитесь, что всё это время создавали продукт, который больше нравится вам, чем реальному потребителю.


«Они далеки от реальности»

Иногда команда аналитиков заигрывается и создаёт идеальных целевых персон, которых хоть в рамку на стену вешай — только беда в том, что те не имеют ничего общего с реальностью.
Чтобы стейкхолдеры поняли толк от использования целевых персон, они должны увидеть реальную связь продукта с потребителем. Самый полный анализ проводится с участием конечного пользователя — иначе будет непонятно, кто стоит за конечными персонами. Подключите стейкхолдеров к процессу и отправляйте им ежедневные отчеты о проделанной работе. Помогите понять на ранней стадии, как ваши исследования раскрывают целевые группы потребителей и как это исследование поможет создать максимальную ценность продукта или услуги.


«Это ещё зачем?»

Провели исследование, собрали персон, полюбовались и убрали на дальнюю полку. Так часто получается, когда никто толком не знает, как их эффективно использовать в своих проектах.
Не все знают, какой от них толк и как их правильно применять. Научите стейкхолдеров этому сами, объясните пользу от использования их в проектах. Продолжайте говорить о них на собраниях сами и вовлекайте в обсуждение остальных. В конце концов, наличие персон и вера в них – это уже 90% успеха.

Проведите серию мастер-классов, где расскажите сотрудникам о целевых персонах, откуда они берутся и как их использовать. Научите их, как выбирать персонажей, писать чек-листы для тестов юзабилити и как применить данные аналитики к целевым персонам.


«Какой от них толк, если они не универсальны?»

Вы могли подумать, что один раз исследовали ЦА, и можно успокоиться: лепить их во все отчёты и ссылаться на данные, где ни попадя. Нет, целевые персоны должны использоваться с определенной целью.

Часто люди настойчиво используют неправильные инструменты для своих нужд — например, хотят (повторно) использовать целевых персон, созданных в совершенно другом контексте. Это как пытаться вставить куб в круглое отверстие.
Пример — целевые персоны, созданные для банка:
  • Широкомасштабные маркетинговые персоны: маркетинговая команда заказала набор персонажей для предложения банковских продуктов вроде сберегательных и расчетных счетов, или ипотечных кредитов. Цель, как и сфера применения этих персон, — очень широка. А значит, и информация об этих людях будет очень общей, но в целом полезной для маркетинга — например, поможет грамотно сообщать преимущества продукта потенциальным клиентам.
  • Целевые персонажи UX: отдел разработки заказал набор персонажей с учетом опыта оплат у клиентов с текущими счетами. Цель и сфера применения — важны, потому что информация о персонах положительно повлияет на дизайн взаимодействия и пользовательский опыт новой функции оплаты счето

А теперь представьте, что вы будете предлагать кредиты тем, кому неудобно оплачивать счета, а функционал для оплаты счетов делать для тех, кто интересуется ипотекой или вкладами. Вот-вот.
Если вы узнали себя в этих ситуациях, это повод задуматься и проанализировать, что пошло не так. А если вы только планируете использовать метод целевых персон для своего бизнеса — не повторяйте этих ошибок.
Вывод: Ваша компания 100 лет на рынке, а потребителя завоевать так и не удалось? Уделите особое внимание целям и нуждам ЦА. В этом как раз и поможет не абстрактное представление о всех клиентах в целом, а вполне конкретные домохозяйка Маша, менеджер по закупу Петя и бизнесмен Саша. Вы сэкономили 6 минут.
Теперь вы знаете как уберечь своих супер-усердных сотрудников от нервных расстройств, а еще можете возглавить отдел аналитики :)