Комментарии
Как отличить сайт компании-двойника от реальной организации, чем опасны такие фирмы-подделки и как защитить своё доброе имя
Атака клонов
Как бороться с двойниками в интернете
Вы сделали крутой сайт, но в интернете появился ваш двойник. Такое случается — «клоны» копируют успехи известных компаний, мешают им зарабатывать, уводят клиентов и портят репутацию.

В этой статье мы расскажем, как отличить двойник от оригинала и как бороться с подделками.
Чем опасны сайты-двойники
Все хотят получать качественные товары и услуги. Сайты-двойники мешают это делать.

Например, двойники оказывают услуги низкого качества, пользуясь раскрученным именем компании. Вы доверяете известному бренду, полностью вносите предоплату, а на выходе получаете продукт, сделанный школьником на коленке или поддельный китайский товар.

Например, у интернет-магазина минеральных теней необычных цветов есть несколько сайтов-двойников со скопированным названием и ассортиментом. Продукцию там продают поддельную, да и дизайн сайтов не впечатляет.

Во-вторых, двойники могут вообще не оказать услугу — просто собирают предоплату и перестают отвечать. Наши коллеги из Nimax сталкивались с этим, нечто подобное было и у нас.

Красноярск :)
Другая опасность — сайты используют имя известной соцсети или банка, чтобы собирать данные карточек и личную информацию пользователей для будущих махинаций. Чтобы этого избежать, остерегайтесь фишинговых ссылок из сомнительных источников.
Что проверить у сайта
Дизайн и содержимое
У крупных интернет-магазинов и компаний обычно красивый дизайн, нет ошибок в описаниях товаров и статьях, все работает ровно и плавно. Сайты-двойники скопировать такой дизайн не в состоянии, поэтому могут выглядеть неаккуратно, тормозить и подвисать.

Домен
Убедитесь, что вы написали его правильно, он короткий, в нем нет лишних букв и цифр. Забейте домен в поиск — возможно, вы увидите информацию от владельцев официального сайта или отзывы от других обманутых людей.

Отзывы
Характерный признак дешевого клона — блок с отзывами, куда отзыв добавить нельзя.

Отзывы есть, а формы для их отправки — нет
Группы в соцсетях
Найдите Вконтакте или Facebook самую многочисленную группу с названием компании и посмотрите, куда ведут официальные ссылки.

Ссылку, по которой вы попали на сайт
Если вы забиваете название компании в поисковик, перейдите лучше по реальной, а не по рекламной ссылке. Известны случаи, когда сайты-двойники покупали рекламу, и в выдаче в итоге оказывались выше оригинала.
Чем плохо для бизнеса
Отток клиентов и посетителей
Сайты-двойники вредят посещаемости сайта — они появляются в ТОПе по схожим запросам и притягивают посетителей и клиентов, которые уже были готовы обратиться к оригинальной компании.

Кстати, эта проблема касается и информационных сайтов. Клиентов у них обычно нет, но вот посетителей может стать меньше, особенно если сайт копируется полностью. А это означает падение в поисковой выдаче и уменьшение денег за рекламу.

К счастью, с полным копированием материалов с вашего сайта можно бороться при помощи сервисов Яндекса — тогда в поисковой выдаче вы всегда будете выше ваших «клонов».


Подрыв доверия к сайту и компании
Это опасность даже серьезнее, чем потеря клиентов. Если сайт-двойник оказывает недобросовестные услуги, вскоре на форумах и отзовиках могут появиться гневные комментарии пользователей. Вот только ругать они будут двойника, а название компании будет ваше.

Есть примеры таких случаев не из Интернета, но они очень показательные. На Украине существует огромное количестве страховых компаний-клонов. Например, там существовало две Украинских страховых группы: первая — дочерняя компания всемирно известной Vienna Insurance Group, вторая — непонятная контора, которую к тому же лишили лицензии. Когда о лишении лицензии заговорили в СМИ, оригинальная фирма оказалась под ударом. Да и до этого директор оригинальной компании отмечал, что негативный имидж дублера сильно подпортил им репутацию.


Воровство интеллектуальной собственности
Это момент не всегда критичный, но очень неприятный. Человек может вести авторский блог или сайт, а клон просто будет копировать с него данные и выдавать за свои. Иногда это просто обидно, а иногда плохо для репутации, доходов и жизни самого владельца.
Примеры копирования
Известны случаи, когда заявление о двойниках помогало в суде. Например, Компания Audi через арбитражный суд Москвы запретила компании Gemini Limited использовать доменное имя audi.ru. На сайте не было никакой информации, но он перенаправлял на другой сайт, продающий автомобильные товары.

Такой «клон» есть, наверное, в каждом городе России
Еще один случай относится не к Интернету, а к реальной жизни, но тоже подходит под тему двойников. Рядом со Сбербанком открылось кафе с названием «Сбербар», похожим логотипом и шрифтом. Они официально зарегистрировали название, так что здесь все было законно, но из-за близости к самому банку и схожего стиля оформления Сбербанку удалось выиграть иск. Кафе переименовали в «Депозитарий», а вскоре вовсе закрыли.

Также недавно интернет-магазину Termokit запретили использовать товарный знак насосного оборудования Grundfos. Кстати, такого решения добилась компания по борьбе с плагиатом в интернете Brand Monitor. Так что для борьбы с сайтами-двойниками теперь существуют целые организации, которые не только помогают заблокировать двойников, но и выявляют их путем мониторинга интернета.
Как защитить имя
Итак, ваш сайт скопировали. Что делать?

Есть несколько досудебных методов:

  1. Попробуйте отправить владельцу сайта письмо о том, что вы планируете подавать на него в суд за нарушение ваших авторских прав и использование схожего домена. Это работает редко, но попробовать стоит.

  2. Следующий шаг — направление письма владельцу хостинга или регистратору домена. Работает, только если на сайте осуществляется мошенническая деятельность, и то не всегда.

  3. Потом можно написать письмо в техподдержку Яндекса. Если приложите доказательства мошенничества или воровства, они могут заблокировать двойника в поисковой выдаче.

Также есть способ уникализировать ваш материал — загружать все новые статьи и товары в инструмент «Оригинальные тексты» в Яндекс.Вебмастере. Тогда вы будете признаваться владельцем материала даже до индексации, и в ТОПе будет находиться именно ваш сайт.

Если этих мер недостаточно, следует обратиться в суд. Юристы рекомендуют подавать заявления в Федеральную антимонопольную службу, в суд и в полицию. Тема заявления — незаконное использование товарного знака, нарушение авторских прав. Для этого желательно, чтобы у вас был зарегистрирован товарный знак.

В общем, бороться с сайтами-двойниками можно — сегодня в суде решения принимаются чаще всего именно в пользу компании-оригинала. А пользователям остается только быть внимательнее и несколько раз проверять сайт перед заказом товара или услуги.
Если вы владелец компании — не забывайте публиковать тексты в Яндекс.Вебмастер для подтверждения их оригинальности. При обнаружении двойника постарайтесь заблокировать его через хостинг или Яндекс, а в случае неудачи — обратиться в суд. Если вы планируете покупать товары и услуги — проверьте дизайн, домен, отзывы и ссылки. Не приобретайте контрафакт — вы достойны большего.