перевод свежих статей о digital
Суть работы ПМ-а, как правило, описывается очень расплывчато, и непонятно, что действительно означает быть классным проект-менеджером. Это также связано с тем, что в разных сферах деятельности работа ПМ-а имеет свои специфику. Но обладая фундаментальными знаниями и навыками, хороший ПМ сможет быстро приспособиться почти к любой сфере.
Что делает проект-менеджер
Основная задача — управлять командой дизайнеров, программистов, продажников и маркетологов так, чтобы удовлетворить потребности пользователей. А еще справляться с огромным потоком информации, учитывать интересы всех сторон, работая с большим количеством людей. Это и делает работу ПМ-а такой сложной.
Главные обязанности ПМ-а:
- Стратегия. ПМ разрабатывает стратегию, которая гарантирует внедрение продукта с учетом всех тонкостей бизнес-процессов пользователя.
- Менеджмент. Проект-менеджер осуществляет декомпозицию задач, разбивая их на более мелкие. С помощью таких систем, как Agile, PERT и Critical Path, ПМ-ы управляют долгосрочными и краткосрочными целями.
- Руководство. Проект-менеджер является связующим звеном между заказчиками, командой разработчиков и пользователями. Он должен обеспечивать взаимодействие так, чтобы все точки зрения были рассмотрены и проанализированы, а затем отсортированы по приоритетам.
3 качества успешного ПМ-а:
- Любовь к знаниям. Крутые ПМ-ы — умные. Они быстро учатся, используют новые технологии, чтобы привлечь пользователей и решить проблемы клиентов. Они задают правильные вопросы и находят правильные ответы.
- Широкий кругозор. Крутые ПМ-ы — творческие. Они думают, выходя за рамки, и находят абсолютно новые решения проблем.
- Преодоление ограничений. Крутые ПМ-ы — упорные. Они толкают компанию за пределы зоны комфорта.
Но самое главное —действительно хорошие проект-менеджеры должны обладать фундаментальными знаниями. Супер опытный ПМ — Мартин Эриксон определил это как пересечение между бизнесом, технологиями и UX.
Бизнес/рентабельность
Менеджер проектов должен поглощать огромное количество информации о бизнесе: различные исследования, тенденции рынка. Это позволит видеть общую картину и понимать, какие ресурсы нужны для достижения цели. Именно поэтому глава Амазона , Джеф Безос, начинает каждую встречу с шестистраничных памяток в повествовательной форме. Нужно иметь четкое представление о сфере в целом, чтобы написать их убедительно. Это позволит мыслить более критично, о том как продукт будет вписываться в общую картину.
Технологии меняются со скоростью света, и чтобы поспевать за ними, нужно непрерывно обучаться, например, на онлайн-курсах.
Хороший ПМ должен быть голосом клиента. Прототипы и особо важные для клиента метрики помогут ПМ-у принять правильное решение. Они помогут представить концепцию и основной функционал, не тратя при этом огромное количество времени.
Рассмотрим 5 ситуаций, когда действительно пора «увольнять» клиента и способы, как сделать это тактично.
1. Проблемы с оплатой
Как это сделать
Будьте прямолинейны в отношении оплаты. Клиент должен знать, что вы ожидаете оплату в срок, и если оплаты не будет, вам придется прекратить отношения. Будьте готовы предоставить отчеты о датах выставления счетов и выплат для разбирательств, если это потребуется.
2. Постоянное расширение проекта
Всегда есть клиент, который, хочет большего. Больше фишек, больше дизайнерских идей, еще одну версию в другом цвете. Такие клиенты стоят много времени и денег! Ничего плохого, если это случается иногда, но клиент, который бесконтрольно расширяет границы проекта, может стать проблемой. Как правило, такие дополнительные услуги не оплачиваются.
Неважно, насколько вам нравится этот клиент, вы должны сразу поговорить с ним об этом. Если ваши доводы подействовали, вы можете добавить в контракт дополнительные пункты и пересчитать смету. В противном случае лучше расстаться с ним.
Как это сделать
Если вы уже говорили об этом с клиентом, но всё бесполезно, смело пересчитывайте сумму за все дополнительные услуги и не делайте ничего бесплатно. После этого готовьтесь к одному из двух вариантов:
- Клиент любит вас и готов к оплате. Это даст вам шанс сохранить отношения.
- Клиент уйдет от вас, и это будет выглядеть не как его «увольнение», а как взаимное расставание.
3. Несовпадение вкусов
Как это сделать
Откровенно скажите клиенту, что вы не подходите ему из-за разных предпочтений в дизайне. Постарайтесь порекомендовать ему несколько дизайнеров, которые будут более подходящими.
4. Неэтичное или оскорбительное поведение клиента
С такими клиентами нужно сразу же прекращать отношения.
Как это сделать
В таких ситуациях всегда оставляйте «бумажный след». Сохраняйте запросы, которые вам не нравятся и ваши ответы, следите за любыми оскорбительными письмами. Скажите, что пытались сохранить позитивные, профессиональные отношения, но понимаете недовольство клиента, поэтому хотите прекратить совместную работу. Если работа, которую оплатили, осталась незавершенной, обязательно предложите возмещение, чтобы быстрее разойтись.
5. Вы ненавидите проект
Это может произойти, если задачи слишко примитивные или, наоборот, вырывают вас из зоны комфорта. Например, вы веб-дизайнер, но вам нужно печатать плакаты.
Если вас напрягает каждое задание в проекте, нужно расставаться с клиентом.
Как это сделать
Объясните клиенту, что вы не можете удовлетворить его потребности. Дайте время на поиск нового исполнителя (как правило, 1−2 месяца). Это хорошее напоминание для вас и для клиента, что для разных задач нужны разные исполнители.
Итак, каким должен быть следующий шаг? Бежать, сломя голову, в кабинет начальника, прерывать важный звонок и пытаться объяснить непродуманную идею? Или несколько месяцев делать презентацию из 85 слайдов с исчерпывающими данными, пока вы в конце концов не бросите ее?
На самом деле вы должны остановиться где-то посередине. Конечно, вы хотите больше времени посвятить исследованиям, но если идея действительно важна для вас, нужно действовать своевременно.
Неважно насколько масштабная идея или какую должность вы занимаете (даже если вы генеральный директор). Главное, убедить хотя бы одного человека в компании, что она действительно хороша.
Сделайте домашнюю работу
Вы должны четко определить проблему и способы ее решения. Пройдитесь по списку вопросов, чтобы точно понять, с чем вы имеете дело.
- Проблема
- Проблема влияет только на вас или ещё и на ваших коллег?
- Что насчет клиентов? Ваша идея направлена на внутренние процессы или на внешние?
- Знает ли босс про вашу идею? Что было, когда этот вопрос поднимался в предыдущий раз?
- Что потеряет компания, если не воплотить идею в жизнь?
- Какой приоритет у исполнения идеи от 1 (лучше начать работать над этим в ближайшем будущем) до 5 (работа застопорилась)?
- Решение
- Какое решение вы предлагаете?
- Какие ресурсы вам потребуются (бюджет, время, помощь)?.
- Влияет ли решение проблемы, а других? Как?
- Какую пользу можно получить, решая эту проблему?
- Рассуждения (только для вас)Вы должны осознавать ценность идеи. Что делать, если ее никто не поддержит? Она настолько крутая и новаторская, что вы уйдете из компании туда, где сможете воплотить ее в жизнь? Или это то, что вы хотели бы осуществить, но можете подождать какое-то время?
Вступите в «Красную команду». Не переживайте, это не так страшно, как звучит :)
Что ж, домашнее задание сделано :)
Достойно оформите работу для максимального эффекта
Хотите печальную новость? Много хороших идей не были приняты, потому что были неправильно представлены.
Лучший способ эффектно преподнести идею — рассказать историю. Все любят слушать истории, тем более так проще уловить суть сказанного. Не нужно быть крутым рассказчиком, достаточно хорошо структурировать свою речь.
Отличный лайфхак — использовать ABT-формулу (And, But, Therefore — И, Но, Поэтому).
(детали) НО (проблема)
Поэтому (супер-идея)
Начните с простого факта, который никто не сможет оспорить.
Я работаю в компании уже 5 лет.
Затем начните разогревать слушателей с помощью деталей.
И за это время мы с командой работали более, чем с 500 клиентами и принесли доход больше 5 миллионов долларов.
Теперь переходите к проблеме.
Но настоящий процесс ограничивает нас. Мы можем работать еще быстрее и приносить больше дохода.
А сейчас самое время представить свою идею.
Поэтому я предлагаю начать пользоваться платформой HelloSign. Она значительно сократит время на подписания контрактов. Чем быстрее мы работаем, тем выше будет уровень нашей выручки. Как думаете, мы сможем реализовать это на следующей неделе?
Ни у кого не возникнет вопросов, зачем вы что-то предлагаете, если вы так преподнесете свою идею. Останется только ответить на вопросы. Это не составит для вас труда, ведь вы уже выполнили домашнюю работу. Несколько советов, которые пригодятся для ответов на вопросы:
- Четко свяжите свою идею с целями компании.
- Определите ключевые и заинтересованные лица.
- Проявите сочувствие к проблеме босса.
- Скооперируйтесь с вашим боссом, сделайте это командной работой.