Комментарии
Какую информацию придётся указывать и появится ли дополнительная ответственность у владельцев агрегаторов
Новые правила
для сайтов-агрегаторов
с 01.01.2019
Какую информацию придётся указывать и появится ли дополнительная ответственность у владельцев агрегаторов
19 июля 2018 года Госдума приняла закон N 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». Он вводит ранее отсутствующее в российском законодательстве понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)» и возлагает на владельцев агрегаторов определенные обязанности и ответственность. Вот только эксперты говорят, что получилось как в известной поговорке «хотели как лучше…». Что пошло не так и к чему стоит готовиться владельцам таких сайтов — читайте ниже.
С чего всё началось
Как ни странно, с Убера. Он был одним из первых приложений-агрегаторов, и благодаря нему даже ввели термин «уберизации» — под ним подразумевают использование диджитал-платформы, объединяющей клиентов и поставщиков услуг.

Цель таких платформ — создание дополнительной стоимости для бизнеса в глазах потребителей. Раньше было нормальным обзвонить несколько служб такси, прежде чем найти свободный автомобиль, висеть на линии, пока диспетчер выкрикивает по нескольку раз твою улицу и ждать звонка 10 минут о подтверждении заказа и ещё одного о том, что «машинка подъехала». Теперь вместо нескольких посредников есть всего один Убер. Или Яндекс.Такси. Или любой другой сервис, связывающий заказчика и исполнителя услуг напрямую (те же Airbnb или YouDo).
Uber
Airbnb
YouDo
Яндекс.Такси
И если в 2009, когда Убер только появился, этот подход был новаторским, то нынешние покупатели избалованы: их уже не удивить приложениями, сокращающими временные издержки на поиск товаров или исполнителей услуг. Более того, это становится ежедневной потребностью.
Зачем был нужен закон
До принятия закона не было четкой правовой регламентации относительно деятельности агрегаторов. Их нельзя было идентифицировать как классических продавцов, поскольку те не несли никакой ответственности за несоблюдение прав потребителей и могли пренебрегать указанием информации о продавце/изготовителе/исполнителе, реализуемых товарах и предлагаемых услугах.

В первую очередь, это не нравилось самим потребителям, поскольку агрегатор выступал как посредник, который просто связывал продавца и покупателя и разводил руками, если что-то шло не так. К кому тогда обращаться? По идее — к продавцу или конечному исполнителю, но если информации о нём на сайте агрегатора минимум, то и спрашивать не с кого.

И хотя по факту потребитель при пользовании подобным сервисом фактически соглашается на «кота в мешке», удобство берёт верх: такие сервисы ищут клиента/исполнителя и предоставляют ему информацию о продукте/услуге, помогают договориться о сделке, контролируют её исполнение и отвечают за расчёты между сторонами.
Новый закон: ожидания и реальность

Ожидалось, что закон введёт понятие агрегатора и обяжет такие сервисы отвечать за:
— возврат денег при отказе потребителя от договора;
— достоверность размещенной информации о поставщиках/исполнителях.

Агрегатор информации о товарах/услугах — организация или ИП, владеющая приложениями и сайтами, которые позволяют потребителю ознакомиться с предложением продавца/исполнителя по поводу купли-продажи, заключить с продавцом/исполнителем сделку и предварительно оплатить товар/услугу через сервис-агрегатор.

Поправки к закону обязывают агрегаторов по просьбе покупателя указывать следующую информацию об изготовителе/поставщике товара/услуги:

  • фирменное наименование,
  • место нахождения (адрес),
  • режим работы,
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица,
  • ФИО, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве ИП.

В отношении ответственности не всё так чётко:
Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре/услуге или продавце/исполнителе несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие дезинформации.
Но при этом он не отвечает за недостоверность информации о товаре (услуге), если та была размещена на сайте сервиса или в приложении в точной формулировке от продавца/исполнителя без изменений.
При этом по-прежнему все претензии по исполнению обязательств по сделке купли-продажи предъявляются к исполнителю/продавцу — он несёт административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность. И тогда получается, что если прописать определенным образом процесс публикации информации, то агрегаторы снова ни за что не отвечают :)

Если же потребитель захочет вернуть сумму предоплаты за товар/услугу, он может предъявить требование к владельцу агрегатора. Деньги он обязан получить в течение 10 дней при соблюдении условий:

 — предварительно оплаченные на счет владельца агрегатора товар/услуга не были переданы/оказаны потребителю в срок;
 — потребитель отправил владельцу агрегатора уведомление об отказе от оплаты сделки из-за задержки сроков продавцом/исполнителем.

Вместе с этим потребителю еще и нужно предоставить подтверждение о том, что он уведомил непосредственного продавца/исполнителя об отказе от сделки. Но закон говорит, что пользовательское соглашение между потребителем и агрегатором может включать пункт о том, что агрегатор заберет право уведомлять продавца/исполнителя об отказе от сделки на себя.
Я — владелец сайта-агрегатора. Что делать?

1. Запросить у поставщиков товаров и услуг нужную информацию и поискать для неё место на своём сайте:

  • название компании,
  • ФИО исполнителя,
  • режим работы,
  • адрес,
  • ОГРН/ОГРНИП.

2. Быть готовым возместить убытки из-за размещения недостоверной информации.

3. Быть готовым вернуть предоплату, если товар/услуга не были предоставлены клиенту в срок.
Закон вступает в силу с 1 января 2019 года, и ещё есть время подготовиться. Например, адаптировать свои сервисы и приложения под новые требования и реализовать дополнительный функционал для упрощения коммуникации по претензиям от потребителей. Не знаете, с чего начать? Пишите — обсудим!