Ланч-тайм 198: краткий перевод свежих статей о digital
В номере: матчасть в дизайне и новшества в поиске Гугла (и на что это может повлиять)
#730
Математика дизайна: Фибоначчи, фракталы и многогранники
Обычно люди делятся на 2 категории: те, кто крут в дизайне и искусстве, и те, кого хлебом не корми — дай решить математическую задачку или покопаться в научных дебрях. Считается, будто навыки, нужные для творчества, никак не связаны с навыками, необходимыми для аналитики. И хотя математика — орешек, который расколется далеко не каждому, не стоит думать, будто в искусстве ей нет места — симметрию ещё никто не отменял. И кстати, не только её — вот несколько понятий, которые активно используются дизайнерами (возможно — неосознанно).
Последовательность Фибоначчи
Последовательность Фибоначчи
Последовательность Фибоначчи — последовательность чисел 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и 55 и далее. Каждое следующее число является суммой двух предыдущих (все же читали Дэна Брауна, да?).
Причем тут искусство? Представьте, что каждое число является формой — например, единица представляет собой квадрат размером 1 дюйм. Тогда 55 — это 55-дюймовый квадрат. Сочетанием этих квадратов можно получить так называемое золотое сечение. Его можно найти на картине с Моной Лизой и в классической и современной архитектуре.
Причем тут искусство? Представьте, что каждое число является формой — например, единица представляет собой квадрат размером 1 дюйм. Тогда 55 — это 55-дюймовый квадрат. Сочетанием этих квадратов можно получить так называемое золотое сечение. Его можно найти на картине с Моной Лизой и в классической и современной архитектуре.
Но и веб-дизайнеры пользуются золотым сечением в своих проектах — для них даже калькулятор особый придумали — калькулятор PHI. Он помогает определить расположение элементов относительно друг друга: например, укажет, где расставить другие элементы вокруг логотипа и какого они должны быть размера.
И веб-дизайном золотое сечение не ограничивается — его можно применить к любому дизайн-проекту. Фактически, это соотношение (уменьшение чисел в последовательности Фибоначчи, стремящейся к нулю), создаёт идеальную спираль.
Многие работы Леонардо да Винчи подчинены этому закону, и даже человеческое лицо почти вписывается в эту догму. Некоторые люди считают, что в эмблеме Apple тоже присутствует последовательность Фибоначчи, но эксперты оспаривают это утверждение.
Фракталы
И веб-дизайном золотое сечение не ограничивается — его можно применить к любому дизайн-проекту. Фактически, это соотношение (уменьшение чисел в последовательности Фибоначчи, стремящейся к нулю), создаёт идеальную спираль.
Многие работы Леонардо да Винчи подчинены этому закону, и даже человеческое лицо почти вписывается в эту догму. Некоторые люди считают, что в эмблеме Apple тоже присутствует последовательность Фибоначчи, но эксперты оспаривают это утверждение.
Фракталы
Фракталы — повторяющиеся закономерности, которые могут быть созданы с помощью математики, но встречаются и в природе.
Особенность фракталов в том, что повторяющийся рисунок виден независимо от масштаба. Это свойство называется само-подобием, и оно бывает разным: паттерн может быть абсолютно идентичным при изменении масштаба, либо узоры могут быть близки друг другу, но не идеально (квази-подобие).
Фракталы можно создать с помощью особого ПО или математических формул, а в природе они встречаются среди кристаллов, снежинок, клеток крови, цитрусовых фруктов, волн, диапазонов гористых районов и линий сбоев, в ДНК и в окрасе животных.
В искусстве самый известный случай использования фракталов — картины Джексона Поллока. Но выявить фрактальность его работ удалось только при помощи компьютерного анализа — визуально линии кажутся довольно случайными.
Особенность фракталов в том, что повторяющийся рисунок виден независимо от масштаба. Это свойство называется само-подобием, и оно бывает разным: паттерн может быть абсолютно идентичным при изменении масштаба, либо узоры могут быть близки друг другу, но не идеально (квази-подобие).
Фракталы можно создать с помощью особого ПО или математических формул, а в природе они встречаются среди кристаллов, снежинок, клеток крови, цитрусовых фруктов, волн, диапазонов гористых районов и линий сбоев, в ДНК и в окрасе животных.
В искусстве самый известный случай использования фракталов — картины Джексона Поллока. Но выявить фрактальность его работ удалось только при помощи компьютерного анализа — визуально линии кажутся довольно случайными.
Джексон Поллок в процессе создания картины
Диджитал и анимация тоже используют фракталы как основу. Например — фоновые паттерны на сайтах. Считается, что повторяющиеся узоры одновременно успокаивают и кажутся эстетически приятными.
Поликлетов Канон
Поликлетов Канон
Поликлет был известным греческим скульптором — его считают одним из отцов классического греческого скульптурного стиля, который можно увидеть во многих музеях по всему миру.
Но его заслуги не только в этом — также он создал «Канон», или эталон симметрии мужской скульптуры. Он считал, что все части тела, появляющиеся в скульптуре, должны быть четко отделены друг от друга и распределены математически. Например, размер первой костяшки мизинца будет основой пропорции для всего пальца, а палец будет пропорционален ладони — и так далее.
Его вклад в определение идеального баланса в скульптуре по-прежнему оказывает влияние на все сферы искусства и дизайна.
Многогранники
Но его заслуги не только в этом — также он создал «Канон», или эталон симметрии мужской скульптуры. Он считал, что все части тела, появляющиеся в скульптуре, должны быть четко отделены друг от друга и распределены математически. Например, размер первой костяшки мизинца будет основой пропорции для всего пальца, а палец будет пропорционален ладони — и так далее.
Его вклад в определение идеального баланса в скульптуре по-прежнему оказывает влияние на все сферы искусства и дизайна.
Многогранники
Многогранник — трехмерная структура, состоящая из набора многоугольников, соединенных вдоль ребер. Многогранники присутствовали в искусстве и дизайне на протяжении веков.
Например, картина Сальвадора Дали «Тайная вечеря» изображает Иисуса и его учеников в додекаэдре — разновидности многогранника. Многогранники встречаются у Дали и описываются Альбрехтом Дюрером. Эти структуры можно увидеть в мозаиках и других формах искусства, где используются общие геометрические узоры — в том числе, и в веб-дизайне.
Математика в дизайне и других формах искусства
Даже если художники и дизайнеры не пользуются математическими формулами в работе, в результатах этой работы все равно прослеживается математический след. Если вы заметили симметрию, геометрические узоры, баланс или пропорции на сайте — здесь есть математический принцип.
Даже способ отображения текста на экране может включать математические принципы. Например, принцип читабельности — когда текст лучше воспринимается, если вокруг много свободного пространства.
Например, картина Сальвадора Дали «Тайная вечеря» изображает Иисуса и его учеников в додекаэдре — разновидности многогранника. Многогранники встречаются у Дали и описываются Альбрехтом Дюрером. Эти структуры можно увидеть в мозаиках и других формах искусства, где используются общие геометрические узоры — в том числе, и в веб-дизайне.
Математика в дизайне и других формах искусства
Даже если художники и дизайнеры не пользуются математическими формулами в работе, в результатах этой работы все равно прослеживается математический след. Если вы заметили симметрию, геометрические узоры, баланс или пропорции на сайте — здесь есть математический принцип.
Даже способ отображения текста на экране может включать математические принципы. Например, принцип читабельности — когда текст лучше воспринимается, если вокруг много свободного пространства.
Вывод: теперь отговорки вроде «я гуманитарий!» для дизайнеров не прокатят — учите матчасть, господа!Вы сэкономили 7 минут.
#731
Новый формат ссылок в выдаче Гугла показывает больше контента
New format for Google Sitelinks shows more site content in search results
Гугл тестирует, а может, уже запустил всерьёз новую фичу в результатах поиска, с которой пользователь видит больше контента с сайта без необходимости переходить по ссылкам.
И если раньше дополнительные ссылки показывались синеньким внизу, теперь они выводятся более подробно и выглядят как выпадающий список. Их можно развернуть и прочитать результаты — вот как это работает:
И если раньше дополнительные ссылки показывались синеньким внизу, теперь они выводятся более подробно и выглядят как выпадающий список. Их можно развернуть и прочитать результаты — вот как это работает:
Разница в выдаче раньше и сейчас. Для русскоязычного поиска тоже работает — попробуйте набрать в строке поиска API, например.
Нажав «показать больше» или щелкнув по определенной дополнительной ссылке, можно увидеть больше контента с сайта по этой теме — прямо в результатах выдачи Гугла:
Почему это имеет значение? Это может изменить показатели кликабельности из гугл-поиска. Если люди будут видеть больше контента непосредственно в результатах выдачи, возможно, что они будут кликать по ссылкам меньше. Или больше. На самом деле — хз, поскольку сложно сказать, как поведет себя этот показатель в связи с новшеством. Так же было и с расширенными сниппетами в поиске Гугла: некоторые исследователи говорят, что эта фича привела к росту кликабельности, а другие считают — что к потерям кликов.
Вывод: ваш SEO-специалист к обеду пятницы сделал все дела и тихонько попивает чай, читая соцсети? Кажется, ему прибавилось работы для аналитики. Вы сэкономили 3 минуты.
«Ну наконец-то!» — теплое чувство от усвоения свеженького ланча разливается по вашему телу. Мы знаем, вы скучали :) До встречи в пятницу!