Комментарии
Эта технология создавалась в 2015-м для быстрого мобильного серфинга. Продукт открытый и бесплатный. Страницы загружаются — не успеешь глазом моргнуть. Но при всех плюсах, систему не устают критиковать. Разберемся, что с ней не так.
AMP — прибавить скорости или проблем?
Эта технология создавалась в 2015-м для быстрого мобильного серфинга. Продукт открытый и бесплатный. Страницы загружаются — не успеешь глазом моргнуть. Но при всех плюсах, систему не устают критиковать. Разберемся, что с ней не так.
Большой процент людей мира любит залипать в мобильниках и не любит ждать. Сайт не загрузился за 3 секунды? 40% посетителей закроют эту сонную страницу и никогда на нее не вернутся без острой необходимости.

Вместе с тем, постоянно растут сложность и «тяжесть» сайтов, а также объем контента, потребляемого со смартфонов. При этом на карте России и мира осталось довольно много мест, куда еще не добрался проворный 4G-стандарт (он же LTE).
4G карта мира с сайта Open Signal
Решив сделать сетевое пространство лучше и доступнее для всех, компания Google запустила проект AMP для мобильных устройств с медленным интернетом.

Accelerated Mobile Pages (AMP) — технология ускоренных веб-страниц, созданная независимыми разработчиками, но активно продвигаемая Гуглом.

AMP — это предельно урезанные и облегченные версии обычных сайтов. Чаще всего на таких страницах остается в живых только самый основной контент. Все остальное — комментарии, виджеты, реклама, дизайнерские фишки и прочее — отдается в жертву скорости загрузки или добавляется на ускоренную страницу с разными ограничениями.

Так выглядит один и тот же сайт в обычной и AMP - версиях:
Минимальный контент и небольшой вес — это лишь одна составляющая быстрой загрузки сайта. Помимо этого, Google кэширует ускоренные страницы и сопровождает их до клиента, выступая в роли CDN. Даже при самой низкой скорости передачи данных страницы будут грузиться в любой точке Земли за доли секунды.

Кроме быстрой загрузки, есть другие плюсы использования технологии. AMPированные сайты гораздо чаще обычных попадают в топ поиска Google (недавно он стал учитывать фактор скорости при ранжировании).

Одна из форм выдачи ускоренных страниц в поисковых результатах — карусель с горизонтальной прокруткой. Попасть в эти фреймы — мечта и удача для многих сайтов.
Ссылки из карусели открываются быстрее вспышки молнии. Как это возможно? Секрет в том, что все эти страницы уже загружены Гуглом в фоновом режиме. И любая из них моментально отобразится по клику.

Чаще всего, при наличии у сайта версии AMP мобильные пользователи попадают на нее автоматически. Но посетитель может попасть на AMP-страницы также с ПК или ноутбука. В некоторых случаях для этого требуется добавить к URL символы /amp/. Но не всегда это может помочь, иногда доступ к легкой версии сайта осуществляется только воле разработчиков.
Включается amp-версия по условию, которое запрограммировано на сайте. Не только по /amp/, может и по ?amp=y или по другому домену (например, site.ru - только полные версии, m.site.ru - только amp-версии страниц) и т.д.

Иван
Руководитель отдела разработки Сибирикс
Второй крупнейший информационный гигант в России — Яндекс — тоже подключился к инициативе быстрого мобильного контента и предложил собственную разработку Яндекс.Турбо.
На лайт-страницах Яндекса тоже нет ничего «лишнего». Обычно это текст, сжатые картинки и немного статичной рекламы. Можно добавить Яндекс.Музыку, Карту или сжатое видео с YouTube. Разработчики Турбо обещают, что их мобильные страницы в 10 раз легче обычных и в 15 раз быстрее их. Весь контент Яндекс также хранит на своих серверах и использует для его выдачи собственную сеть доставки.
На части страниц нашего сайта мы реализовали не только Google. AMP, но и Яндекс.Турбо. Это разные технологии, но принципы где-то похожи: нужно готовить облегченные версии страниц. Много проблем с этими технологиями при интеграции сайтов с Tilda. Сама технология сейчас выглядит скорее как костыль. Какого-то явного, ощутимого профита вы вряд ли получите. А вот поддерживать проекты становится несколько сложнее.

Владимир
Руководитель студии
Тем не менее, Яндекс индексирует гугловские AMP (правда, в общем порядке без привилегий) и включает их в выдачу.
За что не хвалят AMP
Быстрая загрузка и «место на карусели» — серьезные преимущества. Но, к сожалению, ими ограничивается список достоинств этой технологии. В остальном — это не менее серьезные проблемы и разочарования.
Недодизайн и недовозможности
Ускоренные страницы «анатомически» сделаны из привычных HTML-тегов. Некоторые из них немного видоизменены. Например, IMG преображается в AMP-IMG и пр. Еще одна особенность — их количество и разнообразие сильно ограничены (особенно по части JavaScript). А это значит, что готовые ускоренные страницы сильно урезаны по функционалу и оформлению. Дизайн, красота, привлекательность внешнего вида — это не про них. Их довольно сложно сделать уникальными и брендовыми. Интерактивность? — Забудьте. Творчество можно выключить, оно здесь не пригодится.
Оформление обычной и AMP-страницы
Гугл обещает, что при необходимости некоторые элементы можно «прикрутить» вручную или плагинами. Но даже такая скрипучая «настройка» AMP не добавит сайту настроения и изысканности. Максимум, поможет включить на страницу некоторые недоступные по умолчанию объекты. Например, видео, гифки, блоги, рекламные объявления. Правда, придётся потрудиться и поразбираться, чтобы нужные блоки появились на сайте. На официальной странице AMP размещены коды для вставки комментариев, рекламы и других типов данных. Ссылки на похожие или рекомендованные публикации можно оформить статичным блоком — на их верстку в AMP ограничений нет.
Сложности с аналитикой
Сильное падение показателей статистики после подключения AMP — обычное явление. Думаете, всему виной «уродливый» неполноценный сайт, который лишили красоты ради скорости? Нет (хотя не будем полностью исключать и этот пункт).

Дело в том, что данные о посещениях ускоренных страниц не передаются в отчеты Яндекс.Метрики и Google Analytics. У страниц AMP (в отличие от обычных) нет кодов отслеживания статистики. Хотите все знать — придется добавить их вручную. Процедура не самая быстрая и простая, без навыков программирования с этим не справиться. Но при этом обе популярные системы аналитики дают подробные инструкции для разработчиков (здесь вход для сторонников GA, сюда идти любителям Метрики).

Яндекс отмечает, что ряд функций аналитики для APM все равно будет недоступен: целевой звонок, электронная коммерция, вебвизор, отслеживание нажатий кнопки «Поделиться».
Украденный трафик
Впрочем, даже после качественной интеграции метрик на сайт AMP, показатели посещаемости ваших страниц будут болтаться у нуля. Не потому что ваш контент не смотрят — проблема кроется в хитрости Гугл. В чем уловка?

Вы создали легкую страницу, соблюдая все условия для AMP, Гугл ее проверил и одобрил.

Теперь представим, что пользователь ищет какую-либо информацию с мобильного.
Маленький серый значок молнии перед ссылкой означает, что страница ускоренная и создана специально, чтобы на нее заходили именно такие юзеры со смартфонами. Жмем. Переходим к контенту.
Смотрим на адресную строку, а там google.com… Чтобы попасть на основной сайт-источник, надо еще постараться нажать куда надо с первой попытки. Подсказываем: сначала на скрепку, а затем на появившуюся ссылку. Кликать сразу на адрес сайта — ничего не произойдет, а «многоточие» выкинет вас в справочный раздел Гугла по просмотру AMP-контента.
Не без труда добытая исходная ссылка
Хотя, прямо говоря, большинство пользователей не станут напрягаться с переходом к оригиналу, для них главное, что информация получена.

Что в итоге? Гугл довольно потирает руки, ведь:

  • Юзер потребляет содержимое из его кэша, не покидая страницу поиска.
  • Ускоренные страницы теряют свой заслуженный трафик, даря его Гуглу.

Взамен на это:

  • Юзеры получают мгновенную загрузку нужного контента.
  • Владельцы сайтов радуются высоким позициям в поисковой выдаче и месту в «карусели».

Возможно, при этом все были бы довольны, но есть еще один подводный камень. Вместе с исчезающими прямыми ссылками пропадают доходы от рекламы, размещенной на страницах AMP. Раз новости потребляются с сайта Гугла, то и рекламу там Гугл тоже показывает свою, отнимая деньги у владельцев контента. Это просто грабеж какой-то!

Есть еще одна опасность скрытых ссылок. Для многих google.com — уважаемый и надежный источник информации. Но при отображении страниц AMP под своим именем, он не может проверить их содержимое. Есть вероятность, что эту уязвимую точку системы могут использовать злоумышленники. Например, продвигать таким образом фейковые, провокационные и прочие материалы, к которым неопытный пользователь может отнестись серьезно, видя авторитетный сайт в адресной строке.

Все проблемы технологии, описанные в этом разделе, характерны также для турбостраниц Яндекса.
Критиковать или смириться?
На сегодняшний день опубликовано 1,5 миллиарда страниц в разметке AMP. Весь этот массив оптимизирован специально для Google, проиндексирован им и отображается преимущественно его пользователям с его серверов. По сути, можно говорить о целой экосистеме AMP, приносящей создателю огромные прибыли. При этом Google продолжает «изображать» заботу о мобильных пользователях и позиционировать проект как open-source.
AMP — это проект, поддерживаемый Google, и они могут свободно устанавливать любую модель управления, которую считают подходящей. Но когда я слышу, что AMP описывается как открытый, управляемый сообществом проект, он кажется мне невероятно проблематичным, и это больше, чем небольшая тревога. Я думаю, что AMP лучше всего назвать номинально открытым исходным кодом. Это корпоративная инициатива, основанная на открытых веб-технологиях и распространяемая на них.

Итан Маркотт
Дизайнер и разработчик, сотрудничающий с крупнейшими изданиями и проектами
За годы работы у технологии AMP накопилось довольно много недоброжелателей. Пока некоторые из них постят «злые» статейки, находятся и те, кто обращается напрямую к «его величеству Google». Например, группа разработчиков и сеошников из разных стран опубликовала открытое письмо (полная версия доступна по ссылке):
Мы представляем группу людей, искренне заинтересованных в эффективном развитии сети интернет. Нас объединяет то, что мы сильно обеспокоены проектом «Accelerated Mobile Pages» (AMP), который очень активно продвигает поисковая система Google. По ее собственным заявлениям — исключительно для улучшения пользовательского опыта в сети. Дело в том, что создание AMP-страниц негласно удерживает посетителей под крышей http://ampletter.org/ материнского домена Google. Таким образом, поисковик фактически похищает трафик других веб-ресурсов. В конечном же счете, в масштабах всего мира проект AMP максимизирует и без того невероятное доминирование этой поисковой системы в интернете.

В конце концов, интернет — это не Google, и никогда не должен им стать!
Пока одни бьются с гигантом за справедливость, другие готовы жертвовать аналитикой, интерактивностью, разнообразием контента… Они не против потерять даже собственное лицо (оно же URL) ради места в карусели главных историй.

Изданию «The Guardian» не только удалось продвинуть в топ свои AMP-страницы, но и сделать из них в поиске Гугла собственную карусель свежих публикаций.
Эту фишку с удовольствием приняли многочисленные читатели, полюбив нажимать «молнию» на странице поиска. Таким образом, через некоторое время AMP-страницы стали приносить компании 60% мобильного трафика. Это огромная цифра, ведь в среднем этот показатель у крупных клиентов Google равен 10−15% (согласно подсчетам Define Media).

The Guardian не скрывают, что вложили колоссальное количество сил и средств, чтобы придать ускоренным страницам необходимый для них вид. Для работы над AMP пришлось даже нанять в команду 11 новых сотрудников, которые занимаются настройкой, доработками и обслуживанием «молний». Они потратили много месяцев, чтобы «оживить» ограниченные AMP-страницы отличительными брендовыми элементами, добавить в них рекламу и навигацию. В ближайших планах — сделать в формате ускоренных страниц не только статьи, но и живые блоги, галереи и другой контент.
AMP добавляет сложности проекту. Каждый новый разработчик должен узнать об AMP и его ограничениях. Несмотря на все эти затраты, мы считаем, что AMP — это хорошая вещь для нас. Обеспечение хорошего взаимодействия с пользователем — одна из самых важных вещей, которые мы делаем.

Наталия Балтазар
Разработчик программного обеспечения в Guardian News&Media

Их возможностям и упорству можно позавидовать. К сожалению, не все компании могут позволить себе подобные инвестиции в AMP, особенно если результат труднопрогнозируемый.

Какие могут быть варианты, если вы сомневаетесь, нужен ли вам AMP:

  • Создать качественный адаптивный сайт, используя все существующие способы повышения его быстродействия. Вряд ли вам удастся обогнать по скорости загрузки гугловские закешированные страницы, но зато вас не коснутся их многочисленные недостатки.
  • Разработать отдельно две версии одного сайта. Одну «классическую» — для больших экранов и мобильников, не использующих поисковую систему Google; другую — AMP без сложных дополняющих интеграций.

Что делать, если вы решили стать частью гугловского братства молниеносцев:

  • Определиться, адаптировать под AMP вашу существующую веб-страницу или создавать с нуля новую. Для того и другого случая будет очень полезными официальные рекомендации по быстрому старту.
  • Те, кто начинает с чистого листа, могут воспользоваться специальным шаблоном. Кто преобразовывает старое в новое — почитать рекомендации к требованиям страниц.
  • Готовую страницу нужно проверить на соответствие условиям AMP. Есть несколько способов это сделать, но самый простой — ввести URL в специальное поле. Когда нужно проверить сразу некоторое количество страниц, удобнее будет установить плагин для браузера Google Chrome.
  • Подготовить AMP к обнаружению поиском Google.

Для подключения турбо-страниц на Яндексе, воспользуйтесь инструкцией. Или смотрите видео:
После этих шагов вы становитесь обладателем ускоренной страницы. Но поздравлять пока не будем, лучше посочувствуем :) Впереди еще долгий путь по настройке и установке необходимых элементов. К сожалению, не владея программированием, этого сделать не получится. Но есть и хорошая новость — разработчики AMP подготовили довольно много статей, видео и рекомендаций, которые помогут на каждом этапе.

«Брать или не брать?» — непростой вопрос. AMP — интересная технология, но подойдет не для всех задач. Для больших и сложных проектов это вряд ли станет удачной заменой полноценному сайту. Если нужно быстро донести до пользователя простой контент — AMP будет лучшим решением.