Когда мы уже сможем подбирать точные размеры онлайн и почему обувным интернет-магазинам везет больше
Виртуальные примерочные. Что с ними не так?
Сибирикс
Виртуальные примерочные.
Что с ними не так?
Когда мы уже сможем подбирать точные размеры онлайн и почему обувным интернет-магазинам везет больше
Еще 5−7 лет назад казалось, что за виртуальными примерочными — будущее ритейла. В стартапы типа Dressformer инвестировали по 3 миллиона евро. Время шло, инвесторы требовали от проектов отдачи, но все, чего удалось добиться — создать симпатичную, но бесполезную игрушку, которая совсем не впечатляла.
На сайтах Kira Plastinina, Bosco, Sela, которые в свое время внедряли виртуальные примерочные, сейчас снова только старая-добрая таблица размеров. А у большинства стартапов, про которые можно почитать в обзорах той давности, продаются домены. Что пошло не так?
Ожидания и реальность
Разработчики не смогли преодолеть слишком большие противоречия между ожиданиями и реальностью.
Ожидания: пользователь сканирует свое тело со всеми своими особенностями

Реальность: пользователь задает рост и некоторые объемы на 3d аватаре
Ожидания: пользователь примеряет на свою фигуру оцифрованную одежду и оценивает, как она на нем сидит.

Реальность: На 3d аватар, как на мокап, натягивается изображение одежды, и это не дает реального представления о посадке.
Интересно, что проблемой на пути разработчиков стали не технологии (технологически обе эти задачи можно было решить), а специфика модной индустрии. Чтобы оцифровать одежду, требовались лекала. Но лекала — это сердце компании. Каждый бренд разрабатывает годами свои лекала, на базе которых строится вся одежда, и держит их в строжайшем секрете. Если лекала украдут — марку можно полностью копировать. Разработчики честно искали выход — пробовали оцифровать не лекала, а саму одежду, но из-за эластичности тканей погрешность была слишком высокой.

Вывод напрашивался сам собой: оставить идею виртуальных примерочных для одежды и развивать виртуальные примерочные для обуви. Обувь, как правило, имеет жесткую форму, а, значит, оцифровать ее можно с минимальными погрешностями. В этом направлении разработчики, действительно, делают успехи.
Виртуальная примерка обуви
Для виртуальной примерки обуви нужно создать 3d модель внутреннего объема обуви и 3d модель ног покупателя. И сопоставить их друг с другом.

3d модель внутреннего объема обуви

Гонка российских стартапов за успех в этой нише началась с разных подходов к оцифровке внутреннего объема обуви:

Оцифровка колодок
Этим путем пошла компания Try.Fit, которая работала в тестовом режиме с Эконикой и Ralf Ringer. Но внутренний объем — это не только колодка, у каждой обуви есть свои особенности: материалы, декоративные припуски, направления выкроек. Видимо, поэтому сейчас ни на сайте Эконики, ни на сайте Ralf Ringer нет никаких предложений по виртуальной примерке обуви.

Оцифровка самих моделей обуви
Этот путь выбрали компании Imigize и FITTIN и, похоже, не ошиблись. Сотрудники Imigize отсканировали уже тысячи моделей в сети спортивных магазинов RunLab, а сотрудники FITTIN предлагают партнерам (например, ECCO) обучать команду на аутсорсинге. Один сканировщик обрабатывает 5 моделей в час. Так что 5 сканировщиков за 5 дней могут отсканировать 1000 моделей обуви. И на сайте RunLab, и на сайте Ecco сейчас есть предложения по виртуальной примерке обуви — тестовые периоды прошли успешно и сети магазинов заключили с сервисами договоры на коммерческое обслуживание. Так что каждый может воспользоваться этими виртуальными примерочными, оценить удобство сервиса и его точность.

3d модель ног покупателя

Создание 3d модели ног покупателя тоже можно разделить на два подхода: стационарный и мобильный.

Стационарный подход
Ногу сканируют с помощью сканеров в магазине. Они позволяют быстро построить точную модель ноги, но требуют, чтобы покупатель хотя бы раз пришел в оффлайновую точку и отсканировал ноги. А такая возможность на сегодняшний день есть только у жителей Москвы и Санкт-Петербурга.
Мобильный подход
Ногу сканируют с помощью камеры смартфона в специальном приложении. Здесь придется повозиться — сделать несколько кадров каждой ноги в определенных положениях. Процесс может занять минут пятнадцать.
Мобильных сервисов для примерки обуви сейчас хоть отбавляй и все они кажутся похожими друг на друга, но если копнуть глубже, станет понятно, что они очень разные и большинство из них не имеет никакого отношения к измерениям. Например, в январе 2019-го белорусский стартап Wannaby запустил приложение дополненной реальности, которое тоже обещает, что позволит примерить обувь из интернет-магазина в реальном времени. Приложение крутое, в основе разработки — технологии компьютерного зрения и рендеринга, но, по факту, оно не решает проблему с подборкой размера (а значит и возвратом товара). Это, скорее, фановое приложение, в котором можно наложить изображение любой модели кроссовок на свою ногу так же, как накладываются косметика и ювелирные украшения в аналогичных приложениях.
Но если с Wannaby можно хотя бы оценить, нравятся вам кроссовки или нет, то есть приложения, которые заявляют о том, что делают модель ноги, но вместо ноги просто подставляют шаблон. Как это узнать: отсканируйте кружку — если приложение выдаст модель ноги, стоит задуматься.
Интеграция
У компаний FITTIN и Imigize есть разные предложения для интернет-магазинов обуви. С каждым партнером обсуждаются индивидуальные условия, которые зависят от масштабов бизнеса и степени интегрированности.

Сама интеграция происходит в несколько этапов:

  1. Заключение договора с сервисом, в котором прописываются бесплатный тестовый период и дальнейшая комиссия с проданной пары обуви.
  2. Сканирование обуви и загрузка карточек товаров в кастомизированное приложение.
  3. Установка виджета на сайт, после чего на каждой детальной странице товара появится кнопка «Примерить online» или «Подобрать размер». Один раз пользователю нужно будет зарегистрироваться в кастомизированном приложении, где он сделает несколько снимков ног. После этого система запомнит его и в интернет-магазине после нажатия на кнопку будет рекомендовать тот или иной размер для каждой модели обуви, учитывая ее внутренний объем.
  4. Предоставление доступа к административной панели.
  5. Обучение сотрудников.
Технологии
FITTIN — это инновационная smart система, которая включает в себя:

  • Приложение для сканирования ног пользователей при помощи смартфона;
  • Технологический комплекс для объемного сканирования обуви изнутри;
  • Интерфейс виртуальной примерочной;
  • Программное обеспечение;
  • Облачное хранилище;
  • Нейронную сеть;
  • Omnichannel коробочные решения для партнеров;
  • Маркетинговые инструменты и бизнес-решение для Fashion E-commerce.
Все компоненты системы созданы и запатентованы в России.

О технологиях Imigize рассказал CEO компании Валерий Черник.
Проблемы
Использовать мобильное приложение для сканирования ног — все еще не самая простая задача. Некоторые снимки приложение будет отвергать как некорректные и их придется переделывать, иногда по несколько раз. Компании пытаются решить эту проблему — снимают подробные видеоинструкции, в которых объясняют, как сканировать ноги, обеспечивают круглосуточную техподдержку для пользователей и работают над тем, чтобы сделать этот процесс максимально простым.

Вторая проблема — сопоставление. Мало сделать точные 3d модели ноги и внутреннего объема обуви, нужно еще, чтобы сервис грамотно их сопоставлял, учитывая кучу факторов, и безошибочно рекомендовал идеальный размер. Этот вопрос решается сам собой — нейронные сети самообучаемы и с каждым новым пользовательским опытом размеры подбираются все точнее и точнее.
Будет ли когда-нибудь что-то подобное для одежды?
Компания Imigize обещает, что запустит виртуальные 3d примерочные и для одежды. Как ей удастся решить вопрос с оцифровкой эластичных тканей, остается тайной, впрочем, как и сроки реализации проекта. Но те примерочные, которые существуют сейчас, в подметки не годятся примерочным для обуви. Единственное, где их не стыдно сегодня использовать — это одежда, в которой пользователя интересует не посадка, а цвет. Например… та-да-да-да! павлопосадские платки. На сайте павлопосадских платков это действительно работает — пользователь может загрузить свою фотографию и примерить на себя задрапированный платок в самых разных принтах. И вся корявость процесса — то, что платок приходится подгонять по фигуре и нельзя получить реального представления о том, как он соотносится с телом, не имеет значения. Размеры указаны — 125 на 125. Этого достаточно. Самое главное, что у каждого платка — индивидуальный пестрый узор, который, несмотря на всю свою красоту, и правда может не подойти. Так что в этом случае виртуальная примерочная по-настоящему помогает пользователю сделать правильный выбор и уберечь производителя от возврата товара.