Комментарии
В каких случаях пользователь психанет из-за новой открытой вкладки, а в каких вздохнет с облегчением
Внимание! Сейчас откроется ссылка
Сибирикс

Внимание! Сейчас откроется ссылка

В каких случаях пользователь психанет из-за новой открытой вкладки, а в каких вздохнет с облегчением

Стандарт не открывать внутренние ссылки в новом окне или вкладке браузера во имя юзабилити существует аж с 1999 года. По сей день этот стандарт поддерживается. И в целом это справедливо:

  • Чем больше открыто окон и вкладок, тем больше захламляется информационное пространство пользователя.

  • Новые окна и вкладки дезориентируют — сложно сообразить слету, что открылось что-то новое. На мобильных устройствах еще хуже — когда вы переходите на новую страницу, предыдущая уходит из поля зрения вообще.

  • На мобильных устройствах пользователи едва ли смогут продуктивно управлять несколькими окнами и вкладками

  • В новых окнах и вкладках нельзя нажать кнопку «Назад» и быстро вернуться на предыдущую страницу. Приходится делать несколько дополнительных действий, чтобы вернуться к предыдущему контенту — это долго, это раздражает, это будет делать только очень замотивированный пользователь.

Но! Все же есть веская причина открывать страницы в новом окне — когда пользователю нужно возвращаться к контенту на одной вкладке, выполняя задачу в другой. Тогда можно работать в двух окнах при условии, конечно, что эти два окна отображаются на экране рядом друг с другом.

Почему обычно делают открытие ссылки в новой вкладке:

1. Это ссылка на другой тип контента

Но есть нюанс: предполагается, что пользователь пользуется определенным типом контента всегда одинаково, но это не совсем так. Например, PDF-файлы. Часто PDF-файлы открываются в отдельном окне, чтобы их можно было быстро распечатать. Но порой длиннющие PDF-файлы нам нужны просто для чтения (например, это инструкции). И открывать каждый такой файл в новой вкладке (особенно с мобильного телефона) неудобно. Там нет кнопки «Назад». Пока вы найдете нужный мануал, вы уже проклянете все на свете из-за всех этих операций «закрыть ненужный PDF — найти стартовую страницу — открыть следующий PDF». А вот при работе за компьютером новые вкладки сильно облегчат поиск.

2. Нужно задержать пользователя на сайте

Это вполне оправданно, если вы даете со своего сайта ссылку на пруфы или справочный контент на другом ресурсе. Например, если дать ссылку на спецификацию на сайте производителя из карточки товара вашего интернет-магазина, и открыть ее в том же окне — пользователь может и забыть, где именно хотел купить товар, пока ее читает.

В то же время метод довольно спорный в других случаях. Да, если вкладка сайта остается открытой, шанс выше, что пользователь еще раз заглянет на сайт (ну, раз уж открыто — гляну-ка еще раз). Но тут важно помнить что:

  • необоснованно добавить пользователю дополнительное окно или вкладку — значит увеличить ему нагрузку по управлению информацией (порой это раздражает);

  • в случае с файлами — часто пользователи переходят в новое окно или вкладку, чтобы выполнить свою задачу, и возвращаться потом на сайт нет необходимости.

В любом случае, потребности, ожидания и реакции пользователей не зависят от формата файла или типа ссылки (внутренняя или внешняя). Это связано с контекстом, задачами пользователей и их дальнейшими действиями с контентом, размещенным по ссылке.

Факторы, которые следует учитывать

Реакция пользователей на открытие ссылок в новой вкладке или окне зависит от нескольких факторов:

Контекст. Тех пользователей, которые выполняют повседневные задачи, гораздо меньше беспокоят новые вкладки или окна браузера, чем пользователей, которые находятся в условиях высокой нагрузки или срочности задач.

Устройство. Пользователи мобильных устройств больше раздражаются, когда ссылки открываются в новых вкладках, поскольку они не могут нажать кнопку «Назад» для возврата к предыдущему экрану, а доступ к предыдущей вкладке затруднен.

Задача. То, что страница открывается в новом окне или вкладке, хорошо воспринимают пользователи, которым нужно:

  1. Сравнить один и тот же контент на разных вкладках или в окнах браузера. Например, контент-менеджер может редактировать веб-страницу из административной панели в одной вкладке и использовать предварительный просмотр страницы в другой. Открывать предварительный просмотр в новой вкладке — это логично и удобно.
  2. Объединить информацию из разных вкладок или окон. Например, вам нужно заполнить форму, которая состоит из десятков полей. Есть шаблон заполнения — его то и логично открыть в новой вкладке, чтобы пользователь мог заполнять форму и подсматривать в него. Две таких страницы рядом — это мега удобно.
  3. Использовать несколько вкладок, чтобы сравнивать товары/услуги. Например, пользователю нужен новый телевизор. Он заходит в каталог. Он не знает, что хочет купить, ему нужно подумать, повыбирать, посмотреть разные варианты. В таком случае, если детальная страница товара будет открываться в новой вкладке, то можно легко сравнивать телевизоры и быстрее принять решение о покупке.
  4. Использовать исходную вкладку в качестве отправной точки. Например, мы все это делаем, когда используем папку Google Диска. В ней лежат ссылки на различные формы и документы. Каждый документ открывается в новой вкладке. Если это не то, что нам нужно, мы ее закрываем и оказываемся вновь в папке, чтобы найти тот самый.

Во всех этих случаях пользователи будут закрывать дополнительные вкладки, когда они уже будут не нужны, а не нажимать кнопку «Назад». Здесь уместно открывать ссылки в новой вкладке.

Сложно угадать, кто как будет использовать контент по ссылке, поэтому можно использовать контекстные сообщения и/или иконку, чтобы пользователи знали, что если они нажмут на эту ссылку, будет новое окно или вкладка. Предупреждение снимает возможное раздражение от нового окна — пользователь знает, что откроется еще одна вкладка, и результат будет ожидаем.
открыть ссылку в новом окне
Пример: открывающиеся в новом окне или на новой вкладке ссылки помечены с помощью значка и описывающего текста. Источник

PDF-файлы и другие документы

Когда нужная информация оформлена в PDF-файлы, документы Word, электронные таблицы и файлы презентаций, мы скорее расстраиваемся, чем радуемся. Вместо того, чтобы разместить контент непосредственно на странице, нам подсовывают ссылки. Резкое переключение контекста раздражает.

Если контент таких документов ну никак нельзя разместить на странице, вот что можно с ними придумать:

1. Дать возможность загрузить файл и редактировать его у себя на компьютере.

В некоторых случаях этот подход может быть более рациональным, чем открытие PDF-документ в браузере. Однако открывать ли PDF-файл на той же вкладке или в новой полностью зависит от того, что пользователю нужно с ним делать. В общем, лучше не давать читать PDF-файлы на экране. PDF хорош для печати документов и все.

2. Открывать ссылки на PDF-документы в новых вкладках только для десктопной версии сайта.

Обычно людям нужно объединить информацию в PDF-файле с информацией на исходной вкладке, поэтому им часто приходится переключаться между ними. Или просто распечатать PDF-файл. В любом случае, когда задача выполнена, никто не будет возвращаться на исходную страницу, а просто закроет вкладку с PDF-файлом. Если ваши пользователи в основном пользуются мобильными устройствами и без PDF никак, то открывайте его на той же вкладке, чтобы им было легче вернуться.

Так что делать в итоге

Для начала внимательно изучите контекст пользователя, текущую задачу и его шаги для решения этой задачи — проведите юзабилити-тестирование.

В целом, старайтесь по большей части открывать ссылки на одной вкладке или в одном окне браузера. Однако если вы предполагаете, что открытие новой вкладки или окна может помочь пользователям в решении их задач — действуйте. Но не переусердствуйте с открытием ссылок в новых вкладках или окнах браузера просто потому, что вы думаете, что пользователям они могут понадобиться в определенных случаях.


Статья подготовлена на материале Opening Links in New Browser Windows and Tabs.