В номере: что говорит наука о доверии в рабочей обстановке и что можно перенять у Китая Западу (и это уже происходит) для лучшего опыта электронной коммерции
Ланч-тайм 294: краткий перевод свежих статей о digital
Сибирикс

Ланч-тайм 294: краткий
перевод свежих статей о digital

В номере: что говорит наука о доверии в рабочей обстановке и что можно перенять западным компаниям для лучшего опыта электронной коммерции у Китая
907

Научное объяснение возникновения доверия в рабочей обстановке

Доверие на рабочем месте не зависит от авторитета или должности: есть свидетельства того, что доверие — это продукт благодарности, признания и понимания. И это доверие ведет к большей эффективности, сплоченности и желанию нравиться — все это может улучшить и преобразить рабочую обстановку. Всему виной окситоцин.

Окситоцин — это гормон, отвечающий за социальные и романтические связи и создающий приятное ощущение, которое ассоциируется с человеком, который его вызывает. Комплексное исследование 2017 года показало, что словесная благодарность у 129 пар взрослых людей привело к значительному увеличению окситоцина.

Эксперты о доверии на рабочем месте

Пол Зак — автор книги «Фактор доверия: наука создания высокопроизводительных компаний» и хорошо известен своим опытом в области доверия в рабочей обстановке. Он также является профессором психологии, менеджмента и экономики в Клермонтском аспирантском университете и является директором-основателем Центра нейроэкономических исследований.

В своем исследовании он обнаружил, что сотрудники в организациях с высоким уровнем доверия более продуктивны, у них больше энергии на работе, они лучше взаимодействуют со своими коллегами и дольше остаются со своими работодателями, чем люди, работающие в компаниях с низким уровнем доверия. Они также меньше страдают от хронического стресса и более довольны своей жизнью. И эти факторы способствуют повышению производительности.

Окситоцин влияет на совместную работу в команде и построение хороших рабочих отношений, что приводит к большему доверию на рабочем месте. Вот как это работает.

Окситоцин помогает нам лучше работать вместе

Окситоцин не только делает млекопитающих (в том числе людей) более любвеобильными. В целом это делает нас более чуткими и доверчивыми — и то, и другое является ключом к сотрудничеству.

Доверие в работе часто игнорируют, несмотря на исследования, посвященные его важности. Мы считаем, что, поскольку мы не можем выбирать коллег и руководителей, то неважно, нравятся ли они нам или нет. На самом деле, команда, чьи отношения основаны на уважении и доверии, с гораздо большей вероятностью будет продуктивной и новаторской на рабочем месте. Из 1202 опрошенных взрослых трудоспособного возраста в США 23% заявили, что предложили бы больше идей и решений, а 21% заявили, что были бы готовы работать дольше, если бы доверяли своим руководителям.

Одна из самых удивительных особенностей окситоцина заключается в том, что этот инстинкт «привязанности» помогает нам распознавать социальные сигналы.

Проще говоря, активация и усиление этого гормона помогает нам общаться с другими. Иногда это случается случайно, но мы также можем создать условия для доверия на работе.

Окситоцин помогает командам расти, как и структура управления

Также исследовательская группа Пола Зака показала, что все, что вам нужно сделать, чтобы повысить окситоцин собеседника, — это доверять ему и дать понять, что доверяете. Лучшим решением для руководителя будет дать сотруднику свободу в его работе. Это звучит нелогично, но это показывает, что руководитель доверяет, и этот знак доверия на рабочем месте также помогает обеспечить удовлетворенность сотрудников на работе.

И это ключ к удержанию сотрудников.

Однако должно быть ясно определено, кто за что отвечает. Трудно укрепить доверие на рабочем месте, если кто-то не полностью понимает свои обязанности и цели.

Как укрепить доверие в своей команде

Важно открыто общаться. Еще важнее не изолировать своих сотрудников, особенно «креативщиков», которые обычно интроверты. Это также может сыграть огромную роль в удержании сотрудников и удовлетворении их работой.

Лучший способ укрепить внутреннее доверие команды и способствовать производству окситоцина — это дать им почувствовать, что их работа ценится. Вот несколько способов сделать это:

  • Сообщайте о показателях результата. Менеджеры должны делиться четкими критериями результатов с остальной частью своей команды. Прозрачность общего видения и прогресса компании показывает людям, как и почему важна их работа.
     
  • Планируйте встречи с коллегами и членами команды. Все должны быть знакомы, чтобы быть более открытыми для совместной работы. Чтобы укрепить эти связи, также важно оставлять место для более эмоциональных разговоров, чем о работе.
     
  • Обеспечьте кураторство. Руководители — это скорее «тренеры». Их общая роль заключается в предоставлении рекомендаций, что означает только конструктивную обратную связь.

  • Отдохните со своей командой. Конечно, это не должно происходить в избытке (или в офисе), но это отличная возможность познакомиться со своими товарищами по команде. А еще алкоголь способствует выработке окситоцина :)
Вывод: если вы внесете небольшие изменения в то, как ваша команда общается, и это укрепит доверие на работе, то это может иметь долгосрочное положительное влияние на вашу команду и поддерживать общий поток окситоцина. Перевели, чтобы вы сэкономили минут 30.
908

Чем опыт электронной коммерции в Китае отличается от Западного?

екоммерс в китае
В Китае находится крупнейший в мире рынок электронной коммерции, два крупнейших в мире интернет-магазина (JD.com и Alibaba) и более 900 миллионов интернет-пользователей. Маркетинг и продажи в Китае — заманчивые перспективы для любой западной компании электронной коммерции.

Но сфера электронной коммерции в Китае, хотя и имеет сходство с западной, все же своеобразна: с другим набором потребительских ожиданий, тенденциями и способами взаимодействия с брендами. Понимание этих различий — первый шаг к построению успешной стратегии для китайского рынка.

Ecommerce в Китае также все больше похожа на то, как будет выглядеть будущее электронной коммерции на западе. Такие западные гиганты, как Facebook, подсматривают стратегии у китайских собратьев и пытаются воспроизвести их на своем рынке.

Итак, какие новые тенденции ecommerce в Китае начинают появляться на западе.

Земля онлайн маркетплейсов

В Китае находятся одни из самых прибыльных онлайн-рынков в мире, и огромная часть транзакций электронной торговли в Китае происходит на этих платформах. Согласно рейтингу 100 лучших онлайн-площадок Digital Commerce 360, из пяти крупнейших мировых рынков электронной коммерции по валовой стоимости товаров (GMV) от сторонних продавцов три базируются в Китае: Taobao, Tmall и JD.com, занимая первое место, № 2 и № 4 соответственно. Два других, Amazon (№ 3) и Ebay (№ 5), базируются в США.

Mobile, mobile, mobile

Это, вероятно, самый известный факт об интернет-привычках в Китае. Он лежит в основе многих других тенденций.

Все делается по через мобильный телефон — ни ноутбуков, ни компьютеров. Ключевой момент, который нужно понять — все делается в приложении.

Роль сообществ и сарафанного радио

Чтобы подчеркнуть различия между типичным «путем покупателя» в Китае и западного потребителя, проиллюстрируем шаги, которые мог бы предпринять китайский потребитель, если бы он был, например, матерью, покупающей детское молочное смесь на Taobao.

Этот «путь покупателя» может длиться до 12 месяцев; детские молочные смеси — это «очень большая тема» в Китае, и потребитель должен тщательно изучить и рассмотреть все перед покупкой. Примечательно, что каждый шаг на пути к покупке отмечен каким-то социальным доказательством или информации из сообщества: от приложений «мать и ребенок» и рекомендаций друзей и семьи в начале «пути» до вопросов в профиле сообщества и отзывов клиентов. Так пользователь приближается к совершению покупки.

Клиенты ожидают, что будут иметь дело напрямую с брендом или даже с фабрикой, когда дело касается ответов на свои вопросы о продукте. Когда они нажимают кнопку в приложении, чтобы общаться с кем-то, то нельзя использовать искусственный интеллект или робота — нужно, чтобы взаимодействие происходило с человеком, который отвечает на определенные вопросы.

Скорость ответа также имеет решающее значение при таком взаимодействии, поскольку потребители ожидают ответа от представителя службы поддержки клиентов «в течение одной или двух секунд» (!).

Высокие ожидания потребителей

Хотя весь путь электронной коммерции может занять несколько месяцев или даже год, скорость и удобство лежат в основе ожиданий китайских потребителей, особенно потребителей, живущих в городах. Китайские потребители будут ожидать доставки своей продукции в тот же день, а также бесплатного подарка. Чтобы выделиться, бренды должны иметь потрясающие образцы, невероятные визуальные эффекты, а процесс покупки сверхбыстрый.

Китайские приложения для электронной коммерции также стремятся предложить максимально удобный опыт работы со всем, что доступно для потребителя, в одном месте. У Taobao, Tmall и JD.com есть «мини-программы», тип облегченного «приложения в приложении», впервые предложенный WeChat.

Конечным результатом этого является то, что китайским потребителям не нужно выходить из основного приложения электронной коммерции, чтобы получить доступ к приложениям для обмена сообщениями, форумам или социальным сетям, предлагая еще один уровень удобства и одновременно облегчая их поиск продукта, который они в конечном итоге купят.

11.11 День холостяков — фестиваль шоппинга

Основным направлением китайской электронной коммерции являются фестивали шоппинга, самый крупный и яркий из которых 11 ноября в День холостяков. Первоначально неформальное мероприятие, посвященное празднованию китайских одиночек и впервые наблюдавшееся в 1993 году, Alibaba воспользовалась этим событием в 2009 году и запустила фестиваль онлайн-покупок, чтобы побудить продавцов начать продажи на Tmall, который был чуть более год в то время.

Перенесемся в 2020 год, и День холостяков превратился в торговый фестиваль с глобальным влиянием, более значительный, чем Amazon Prime Day или даже Черная пятница, где каждое последующее событие побивает рекорды последнего. В 2020 году в «Дне холостяков» участвовало более 800 миллионов клиентов, при этом на пике мероприятия в секунду размещалось 583 000 заказов; Cainiao Network, логистическая компания Alibaba, обработала в общей сложности 2.32 миллиарда заказов на доставку.

Более 470 брендов превысили общую сумму в 100 миллионов юаней (14.9 миллиона долларов США) во время мероприятия, в том числе ряд западных брендов: Adidas, Apple, Estée Lauder, L’Oréal, Lancôme и Nike.

Живая коммерция и ключевые лидеры мнений

Большая часть влиятельной культуры Китая сосредоточена на прямой трансляции или так называемой живой коммерции: союз прямой трансляции и электронной коммерции. По сути, китайские лидеры мнений проводят прямые трансляции и демонстрируют продукты, отвечают на вопросы в режиме реального времени.

Например, QVC — американская сеть бесплатного эфирного телевидения, ведущий канал шопинга, «магазин на диване». Это сочетание электронной коммерции и прямой трансляции действительно растет в геометрической прогрессии — на всех индивидуальных платформах электронной коммерции. У Taobao и Tmall есть свои собственные сервисы прямой трансляции, как и у JD.com, Pinduoduo, Mogu (сайт социальной коммерции, ориентированный на моду и один из пионеров живой коммерции), Xiaohongshu (платформа социальной коммерции, ориентированная на предметы роскоши) и многие другие.

Как и на западе, лидеры мнения Китая могут быть разных уровней: от не очень известных с числом подписчиков от нескольких тысяч до 20 000 до мега-влиятельных с миллионами или десятками миллионы фолловеров.

Живая торговля также является быстрорастущей тенденцией в сельских регионах Китая, когда фермеры используют платформы для прямой трансляции, чтобы продемонстрировать и продать свежие продукты и домашний скот. Платформы электронной коммерции, такие как Taobao и Pinduoduo, вложили средства в программы поддержки и обучения сельских фермеров развитию бизнеса в сфере стриминга, особенно во время пандемии Covid-19, когда бизнес многих фермеров оказались под угрозой.

Как эти тенденции влияют на запад?

Как упоминалось ранее, многие западные бренды и организации уже участвуют в таких тенденциях, как День холостяков, или вступают в партнерские отношения с гигантами электронной коммерции Китая. Например, Лувр в октябре запустил флагманский магазин на Tmall в сотрудничестве с Alifish, платформой онлайн-лицензирования Alibaba. Алифиш работал над выявлением самых влиятельных произведений искусства в музее и в сотрудничестве с крупными китайскими и международными брендами разработал такие предметы, как компактные тени для век и сумки, вдохновленные теми работами, которые китайские потребители могли купить на Tmall.

Британский музей вступил в аналогичное партнерство с Alibaba в июле, в рамках которого был организован виртуальный тур в прямом эфире на Taobao и Fliggy, платформу для путешествий Alibaba, с выставленными на продажу культурными продуктами.

Более того, тенденции китайской электронной коммерции начинают переходить на запад: в первую очередь, это тенденция живой коммерции. Amazon теперь предлагает как прямые трансляции, так и видео, а «живые покупки» недавно уже появились в Instagram и Facebook. В рамках мероприятия, посвященного дебюту онлайн-шоппинга, Facebook в партнерстве с брендом женской моды Anne Klein выпустил серию из четырех мероприятий, посвященных шоппингу, которую организовала внучка основателя Джесси Гри Рубинштейн.

Западные социальные сети также становятся все более популярными для покупок — еще одна явно китайская тенденция. В Китае социальные платформы часто предлагают функции электронной коммерции и наоборот, а теперь на западе Facebook, Instagram, Pinterest, YouTube и TikTok начали интегрировать функции электронной коммерции в свои платформы, в основном через партнерство с Shopify.

Китайская концепция «суперприложения», в которой отдельные приложения играют «в одной песочнице» с широким спектром других услуг и функций (через упомянутые ранее «мини-программы»), постепенно переходит на запад.

Facebook все чаще имитирует эту настройку, не только с запуском покупок в реальном времени, но и путем интеграции функций обмена сообщениями в Facebook Shops, чтобы потребители могли напрямую обращаться к бренду с вопросами или обращаться за поддержкой в процессе покупки.
Вывод: мы бы посоветовали провести собственное исследование. Узнайте, что происходит в Китае, и используйте это как источник вдохновения для создания собственных будущих стратегий электронной торговли. Перевели, чтобы вы смогли сэкономить час-другой.
У нас в офисе вовсю бушуют тайные Санты. Очень рекомендуем сие мероприятие — настроением заряжает на весь день!