В интернетах гуляют две классных, но долгих лекции Ивана Замесина о Customer Development (одна, вторая). Мы заботливо расшифровали их и превратили в лонгрид, чтобы вы могли усвоить эту ценные знания быстрее. Информация не новая — с момента публикации этих лекций Иван создал курс и написал книгу, поэтому если вам нужны более полные и свежие данные по Customer Development, лучше использовать информацию оттуда.
Иван Замесин:
- провёл 1000+ глубинных интервью;
- практик Customer Development и автор курса «как делать продукт, который клиенты будут с удовольствием покупать»;
- в 2012—2015 отвечал за интерфейс Яндекс. Картинок, вырастил метрику увеличения количества запросов на пользователя вдвое в 2015-м;
- в 2016 вместе с командой создал конструктор ботов на Фейсбук Мессенджере — Chatfuel;
- сейчас — CEO онлайн-сервиса подбора психотерапевтов Meta.
О чём поговорим ниже:
Главная причина провала продуктов
Агентство CB Insights с 2012 года собирает пост-мортем (рассказы о причинах провала) неудавшихся стартапов: сейчас у них порядка 3000 собранных историй. После кластеризации всех пост-мортемов на первом месте оказалось отсутствие потребности в продукте (причём, с заметным отрывом от других причин). В топе других «продуктовых» причин:
- цена (и монетизация);
- плохой продукт;
- игнорирование покупателя;
- актуальность продукта на данный момент.
Если суммировать, то главная причина провала проектов — отсутствие Product-Market Fit: вы делаете такой продукт, который не нужен людям, и не знаете, есть ли у пользователей интерес и потребность, кто ваши пользователи, нужна ли им очередная новая фича, какая тарифная сетка для них оптимальна — и так далее.
Обычно, когда мы начинаем делать новый продукт, мы примерно представляем, какая потребность есть у клиента. И вот мы делаем наше волшебное решение и абсолютно уверены, что после его запуска мы 100%-но попадём в эту потребность. Но в большинстве случаев получается иначе:
Но увы, обычно стартапы игнорируют такой подход, и первый фидбэк (обратная связь) по продукту у них откладывается на месяцы.
Представим: вы — стартапер с гениальной идеей, над которой работают 3 человека с зарплатой по 100 000 рублей (работают из Донбасса, поэтому так дешево). Умножаем эти расходы на 2: им нужно купить ноутбуки, кресла и снять какой-то офис, а ещё надо платить налоги, премии и всякие прочие операционные расходы. Тогда, при условии, что они год пилят продукт, первый фидбэк будет стоить вам 3 600 000 рублей. А потом вы запускаете решение на рынок, а оно оказывается никому ненужным. Или нужным, но не очень.
А теперь представим, что вы будете делать то же самое в Яндексе. Зарплата у каждого разработчика в вашей команде уже 170 000 рублей, снова умножаем на 2 (ноутбуки, кресла, налоги, премии, офисное пространство), умножаем на команду из 10 человек и на 6 месяцев — получаем, что первый фидбэк будет стоить уже 20 миллионов.
Генри Форд говорил: «если бы я слушал людей, то сделал бы более быструю лошадь». Но на самом деле Генри Форд спросил человека не про лошадь, а про его истинное желание. А тот ответил — хочу добираться до работы быстрее, чтобы не нужно было останавливать лошадей на переправе и чтобы они не гадили, а я не чувствовал неприятный запах во время езды. Форд, зная инвентарь (он знал, что есть сталепрокат и конвейер), говорит: «Я решу эту задачу так, как ты не предполагал».
Стив Джобс знал, что есть емкостные экраны, и знал, что людям нужно упрощать базовый сценарий, — исходя из этого он придумал айфон. Чтобы люди могли решить свою базовую задачу — быстрее связаться с человеком и узнать, как у него дела.
С CustDev то же самое: у человека сначала нужно выяснить мотивацию, и зная инвентарь, придумать решение его проблемы.
Что такое CustDev
Нечестное преимущество — когда Яндекс.Такси упрощает сценарий заказа такси в 10 раз, и больше не нужно куда-то звонить, висеть на проводе и ждать «машинку». Разница с реальностью или с конкурентами такая огромная, что продуктом сразу начинают пользоваться.
Customer Development — это огромный набор действий, задача которых — достать инсайты из пользователя, из рынка, из конкурента, зная которые, можно обойти конкурентов или «хакнуть» текущий базовый сценарий пользователя.
Один из самых доступных способов узнать такую информацию — интервью. Хотя есть и другие способы, но в экспериментах нужно запускать количественный опрос, а с MVP — сначала потратить ресурс на его подготовку. С интервью проще — берешь группу людей и задаешь вопросы: какая есть потребность, как они её решали в последний раз и что там было неудобного.
Глубинные интервью в Customer Development бывают двух видов:
- Проблемные — с их помощью можно выявить сценарии, обнаружить боли потребителей и узнать об их неочевидных проблемах.
- Решенческие — протестировать решение «на коленке», MVP, макет или прототип продукта на реальных пользователях, чтобы понять, насколько оно решает проблему потребителя.
Как применять Customer Development
Задача продуктолога — на каждом этапе жизненного цикла продукта получить обратную связь моментально: понятно, что не в сию же секунду, но за 2−3 дня, за неделю, а не спустя год.
Этапы Customer Development
Я научил его разговаривать с людьми, и на первых 10 интервью присутствовал — мы задавали вопрос «как вы сейчас это делаете?», чтобы понять силу потребности. Если ответ на него в духе «я страдаю, у меня целая команда сидит и денно и нощно делает это руками» — значит, потребность сильная.
Но мы услышали: «да у меня ассистент это делает» или «мне по кайфу в свободное время набивать вручную список блогеров». В итоге 6 руководителей больших агентств сказали, что у них нет такой проблемы, а уже было потрачено 80 тысяч рублей на эту историю. Результат — человек вернул инвестиции и пошёл пилить следующий проект.
Следующий этап — придумать ценностное предложение: если сделать ВОТ ЭТО, то рынок будет покупать. Опять же, вместо того, чтобы год пилить полноценное решение проблемы пользователя, можно сделать презентацию или собрать какое-то MVP на коленке и показать его нескольким людям с призывом «купи! дай мне денег прямо сейчас».
Это модель, по которой работает акселератор ФРИИ, — к ним часто приходят команды с гениальной идеей технологии, и ФРИИ заставляет идти эту технологию продавать. Создание MVP, табличка ГуглДокс, решенческие интервью подтверждения и первая продажа без продукта всего за две недели — они такие истории проворачивают пачками.
Я поговорил с 40 людьми: с первыми 20-ю я узнавал проблему, другим 20-ти я продавал решение — мол, будет такой сервис подбора психотерапевта, дай мне сейчас 3500 рублей, и мы подберём. Мне 8 из 20 опрошенных готовы были дать денег под расписку — это значит, что потребность очень сильная, при том, что люди ужасно боятся идти к такому специалисту.
MVP — это тоже Customer Development, только уже итеративное и про конкретное решение.
- нравится / не нравится,
- покупаешь / не покупаешь,
- если покупаешь, что почему,
- если не покупаешь, то почему.
Когда вы делаете новую фичу, можно ошибиться в куче вещей: например, в том, что у людей вообще есть такая потребность, или ошибиться в её реализации. Чтобы это проверить, вы идёте, показываете макет, интерфейс, MVP и спрашиваете. Если интерфейс непонятен, это помогут выявить всего два вопроса:
- Понятно ли, что это такое?
- Что ты здесь можешь сделать?
Если к вам приходит руководитель и говорит, что нужно начать работать на новый сегмент, то мы возвращаемся на первый этап — поиск потребности. Когда она найдена, делаем ценностное предложение (одно, два, три — пока не попадем в нужное), следом MVP (тоже несколько, пока не найдем «живучее») — вуаля, у вас готовый бизнес. По этому кругу вас заставит пройти любой венчурный инвестор, к которому вы приходите за деньгами на открытом рынке.
Основные принципы Customer Development
Достать можно только факты
Что вы можете узнать из глубинных интервью:
- есть ли потребность и насколько она сильна,
- как человек решает свою потребность сейчас,
- удобно ли ему,
- какие эмоции он при этом испытывает (положительные или негативные),
- инсайты нечестных преимуществ — супер-знание сценария, которого нет у конкурентов (или пока вообще ни у кого).
Никогда не получится получить правдивые предположения относительно будущего, потому что люди чертовски плохо умеют его предсказывать. Поэтому нельзя задавать вопросы в духе «а будете ли вы этим пользоваться?!» — все дают обещания, которые не собираются выполнять (а-ля «худею с понедельника», «бросаю курить к новом году», «иду в зал в следующем месяце» и так далее).
Задача ваших нейронов в момент обещания — снять тревогу, что вы какой-то не такой: толстый, неспортивный и поэтому вас никто не будет любить и бла-бла-бла. Но наша нейронная сеть не оптимизирует будущую жизнь — только текущий момент. Поэтому когда вы приходите к человеку и спрашиваете: «купишь?!», его нейронная сеть будет оптимизировать задачу «понравиться собеседнику», и говорить «да» — и не более того.
Наша нейронная сеть обычно решает всего 3 задачи (об этом подробнее в разделе о психологии первого контакта):
- дерись или беги,
- оппонент ниже или выше социально,
- хочу я его в свою стаю или не хочу (если хочу — я хочу понравиться).
Инсайт должен повторяться
Если 3 человека из 20 опрошенных сказали какую-то вещь — это абсолютно ничего не значит. В этом случае вы не знаете, у какого количества потенциальной аудитории будет так же (даже если будет, точно меньше, чем у половины). А вот если из 20 человек 13−14−15−16 говорят схожее, значит с вероятностью в 80% этот атрибут будет более чем у половины всей аудитории.
С инсайтом лучше «переспать»
Ищите точки роста и нечестные преимущества
- люди, которые ходят на терапию,
- люди, которые не ходят на терапию.
Оказалось, что те, кто ходит, что-то читали про психологию, либо у них были друзья, которые им рассказывали про психотерапию. Это инсайт. Как его применить в продукте? Если я пойду делать сервис подбора психотерапевта, конечно, таргетироваться нужно на тех, кто что-то об этом знает, и запускать какое-то вирусное продвижение на просвещение, чтобы не тратить на привлечение деньги.
Обращайте внимание на нюансы и потребности
Учитывайте особенности пользовательского сегмента
Как искать людей
1. Делегируйте поиск эйчарам или саппортам
Да, это стоит денег: три интервью — это 4−5-6 часов работы рекрутера, HR-фрилансер может стоить рублей 500−700 в час. Круто, когда с людьми можно созвониться по видеосвязи, но гораздо круче, когда они могут прийти к вам в офис.
2. Определитесь, сколько людей нужно
Если вы не знаете, на какой сегмент будете работать — руководитель просит развить новый либо вы делаете какой-то B2C-продукт непонятно для кого — ищите максимально разных людей. Нужно изучить, как люди решают потребность, и для этого нужны кандидаты, кардинально отличающиеся:
- по демографии,
- по сценариям,
- по уровню дохода,
- по местоположению и т. д.
Если вы проверяете MVP (лендинги; сценарии, собранные на коленке; макеты), вам нужны два типа пользователей: существующие (уже есть экспертиза в продукте) и потенциальные (есть потребность в продукте).
20 людей будет достаточно, если потребность несложная, или сегмент уже известен. И 10 людей — для понятного сегмента (когда примерно всё понятно, но нужно убедиться).
ABCDX-сегментация от ФРИИ
Этот прием не совсем про сегментацию — это, скорее, про то, какой сегмент поизучать, чтобы получить максимальный рост вашей аудитории. Суть: если у вас есть продукт, то в нём всегда можно выделить 4 основных сегмента — A, B, C и D.
- А-сегмент: потребность в продукте сильная, покупают быстро и много, цикл сделки короткий, вообще не напоминают о своём существовании специалистам поддержки и продажникам.
- В-сегмент: потребность в продукте высокая, готовы платить, но есть возражения. Цикл сделки средний, начинают писать специалистам поддержки.
- С-сегмент: продукт нужен слабо, задают много вопросов, адски выносят мозг специалистам поддержки и продажникам, цикл сделки длинный, платят мало и быстро «отваливаются».
- D-сегмент: адски выносят мозг специалистам поддержки и продажникам, не покупают.
- Х-сегмент: самый жирный и толстый клиент, готов платить много и долго, но ему нужен особенный продукт, которого у вас пока нет.
Чтобы узнать ваши ABCD-сегменты, нужно залезть в аналитику и сделать два списка:
- ранжированный по количеству обращений в поддержку (от минимума до максимума);
- ранжированный по средней выручке, среднему чеку, коэффициенту удержания (retention), LTV (Lifetime Value).
Дальше — фокусируете сильных сотрудников на работе с, А и В сегментом, на С и D сегмент «забиваете», а спецам поддержки говорите на обращения писать отписки вроде «спасибо, сделаем». Маркетингу ставите KPI на привлечение, А и В сегмента.
Если у вас В2C или массовый В2В-продукт, и вы не можете не работать с сегментами С и D, автоматизируйте для них продукт — уберите живые продажи и живую поддержку.