Как определить местоположение посетителя сайта
Найди меня
Сибирикс
Найди меня
Как определить местоположение посетителя сайта
Предугадывать желания клиента уже недостаточно — теперь хорошо бы знать заранее, где он находится. Для этого придется немного пошпионить. Чего не сделаешь, чтобы повысить качество пользовательского опыта. Хорошая новость: клиенты сами не против делиться своим местоположением, если понимают, в чем польза. Расскажем, кому и зачем нужна геолокация посетителей сайта, какими способами ее добыть на десктопе и мобильных, и как не заблудиться в процессе.

Каким сайтам необходима геолокация пользователей

Геолокация гостей сайта — хлеб насущный для всей электронной коммерции. Особенно если речь о компаниях с филиалами в нескольких регионах. Опираясь на местоположение пользователя, сайт показывает только релевантную информацию: контакты офисов в его городе, наличие товара на складе, ближайшие пункты выдачи, цены на товары и доставку с учетом региона и т. д.

Для бизнеса, который расположен только в одном городе, нужна более точная локация пользователя — в идеале адрес, но подойдет и примерный радиус. Так можно быстро выдать список удобных точек, в которых есть выбранный товар. Например, подсказать, из какой аптеки поблизости забрать заказ.

Без геолокации не обойтись: агрегаторам и информационным порталам, которые помогают найти ближайшие магазины, рестораны, кинотеатры и другие объекты; такси и курьерским доставкам.

Конечно, можно просто попросить клиента указать свой адрес вручную. Но автоматизация процесса делает опыт взаимодействия с вашим сайтом приятнее.

Варианты определения геолокации посетителя страницы

Чем меньше пользователь сделал кликов на сайте, тем он довольнее. Поэтому самым идеальным вариантом определения был бы автоматический. Если бы такой способ обладал высокой точностью, то превратился бы в страшный сон параноика — кликаешь по ссылке, а на другом конце знают номер твоего дома.

Несмотря на big data и то, что корпорации уже знают про нас больше, чем мы про себя сами, приватность геолокации пока свято охраняется. Это не прихоть отдельных компаний, а международный стандарт. Поэтому без согласия пользователя доступен только один автоматический вариант — определение локации по IP. Он же — самый приблизительный из возможных.

Все, кто угрожает оппонентам в комментариях вычислить их по IP, лукавят. Таким образом, по открытым данным, можно определить только регион или город гостя страницы. Но и тут иногда бывают осечки.

Как работает автоматическая геолокация по IP

IP-адрес — это уникальный адрес в определенной сети. Когда пользователь переходит на сайт, в качестве его IP-адреса выступает IP-адрес провайдера, через которого он зашел в интернет. Существуют базы IP-адресов, в которых информация об адресах связана с их предполагаемым местоположением. Сайт с определением локации «на входе» автоматически обращается к этой базе, а она в ответ предполагает регион или город посетителя. В некоторых случаях система ошибается, например, если у пользователя включен VPN. Поэтому лучше перестраховаться и спросить, правильно ли вы определили город, а также добавить опцию выбора из списка.

Отлично, если вы объясните, зачем вообще задаете такой вопрос. Так делают редко, но те, кто делают — молодцы.
правильный и неправильный MVP
Сразу указали, что от региона зависит стоимость. Полезно: посетитель сразу понимает, что ваш интерес не праздный
Если не разобраться сразу с городом, то клиент может увидеть телефоны из другого региона или обмануться наличием товара на складе. В таком случае он либо просто уйдет, либо запутается и расстроится.

Стоит ли пользоваться встроенными модулями для CMS

Для автоматического определения локации предлагают встроенные модули почти для всех CMS. Например, множество вариантов для Битрикс. Обещают пользу и удобство, но по факту такой модуль может сломать вам сайт. Даже если технически всё будет безопасно, то одним плагином вы все равно не обойдетесь. Понадобится интерфейс для подтверждения города и его замены; прописанная логика поведения сайта для разных городов — иногда нужно поменять только телефоны и адреса, а иногда — содержание большей части страниц. Без программиста всё это не организовать.

Определение локации по данным Geolocation API

Теперь мы выходим на дорогу данных, которые без разрешения пользователя не получить. Автоматически более точные данные о местоположении не передаются, посетитель сам должен «подписаться» под тем, что не возражает поделиться своей геолокацией.

Пользоваться этой технологией можно и с десктопа, но особой точности не ждите. Ноутбук или стационарный компьютер обычно сами не знают о своем местоположении, поэтому согласие пользователя мало что изменит — передавать-то особо нечего. Вы получите примерно те же сведения, что и при автоматическом определении по IP.

Все свои возможности Geolocation API раскрывает только с мобильного устройства (подойдет смартфон или планшет). Здесь при получении согласия посетителя, вы сможете определить его геолокацию с точностью до дома. Вариантов «вычисления» координат несколько — через вышки сотовой связи поблизости (Cell ID), по данным от WIFI или GPS. Чтобы получить максимально точную геопозицию пользователя, имеет смысл проверять данные по убыванию точности:
1
Сначала GPS. Если у пользователя он включен или сохранились актуальные данные о местоположении, то локация определяется именно так. Точность на высоте — GPS делится конкретными координатами пользователя, а не пытается угадать, где же он.
2
Включен Wi-Fi — адрес вычисляется по его положению. Запрос идет к базам данных Wi-Fi. Точность ниже, чем в первом варианте. Локацию можно определить в радиусе 100 метров.
3
Мобильные станции помогают, когда нет других данных. Упор тоже на базы вышек мобильной связи. Здесь радиус еще шире — около километра.
4
IP-адрес выручает, если с данными совсем скромно. Вы получите очень приблизительную догадку о том, где базируется посетитель сайта — город или (если повезет) район.
Подвох с Geolocation API в одном: надо сделать так, чтобы пользователь захотел поделиться этими данными с вами. Важно дать посетителю сайта понять, что вы не просто из любопытства проверяете, где он отсиживается, а хотите таким образом облегчить его жизнь. Помогут несколько советов.
1
Не запрашивайте локацию сразу же после перехода на сайт. Человек только заглянул к вам, еще не понял, что происходит, а вы уже с порога: «ну, давай, выкладывай свой адрес». Такие настойчивые попытки сблизиться отпугивают. Скорее всего посетитель на автомате нажмет отказ.
правильный и неправильный MVP
Рив Гош посылает запрос автоматически при переходе на сайт. Пользователь еще даже не успел познакомиться с товаром
2
Задавайте вопрос о геолокации в контексте, полезном пользователю. Если посетитель пока просто читает статью, не стоит атаковать его запросами.
правильный и неправильный MVP
Аптека пытается узнать локацию посетителя, пока тот читать статью про боль в горле
К геолокации стоит обращаться, когда клиент совершает действие, в котором она будет полезна. Например, переходит к выбору пункта выдачи заказа из корзины. Тут-то вы ему сразу и намекнете, что если маякнуть свое расположение, то возиться с адресом не придется, все ближайшие точки как на ладони.
правильный и неправильный MVP
ПроАптека отправляет запрос на геолокацию только из корзины, а потом показывает все ближайшие точки выдачи заказа
3
Отказов будет меньше, если вы разместите очевидную кнопку, например «найти меня» или «найти поблизости». Нажав на нее, пользователь сам совершит действие, говорящее о том, что он заинтересован передать вам свой адрес.
правильный и неправильный MVP
Аптека по умолчанию предлагает выбрать из списка пунктов, а для более точной локации — нажать на кнопку в правом нижнем углу
правильный и неправильный MVP
А вот более очевидный вариант
4
Обязательно давайте возможность ввести адрес вручную. Даже самые точные варианты определения локации могут дать сбой. Если вы не дадите легкую возможность исправить адрес или найти себя на карте самостоятельно, то можете потерять клиента на этапе оформления заказа.

Чтобы проще реализовать ввод адреса, пользуются API карт, чаще всего Яндекса или Гугла, или специальными базами данных — например, ДаДата. Так пользователь сможет найти себя на карте, указать точку или подобрать нужное место.
правильный и неправильный MVP
BoxBerry предлагает найти на карте подходящий пункт

От браузера к более mobile-friendly решению: геолокация в PWA

Самый «родной» инструмент для определения геолокации — мобильное приложение. Пользователю удобно и просто ориентироваться в интерфейсе, а вам достаточно получить разрешение всего один раз. Но создать приложение, а потом привлечь туда достаточную аудиторию — это задача со звездочкой. Если вы хотите сэкономить себе время, нервы и деньги, но при этом попробовать что-то более mobile-friendly, чем обычный браузер, — знакомьтесь с PWA.

PWA (Progressive Web App) — технология, позволяющая по сути преобразовать ваш сайт в приложение. А установить его потом можно прямо из браузера, минуя магазины с их требованиями и ограничениями.

При переходе на ваш сайт посетитель увидит призыв установить PWA. Сделать это можно в один клик.
правильный и неправильный MVP
Гугл предлагает установить PWA для разработчиков
После установки у пользователя появится ярлык на рабочем столе, он сможет получать уведомления, а вы получите доступ к аппаратным средствам гаджета. Технология кроссплатформенная, поэтому вы создаете одно приложение, подходящее сразу для всех устройств и операционок.

Запрос для определения геолокации идет к тем же данным, что и в нативном приложении из магазина.

С технологией PWA работают крупные мировые бренды, периодически отчитываясь о повышении конверсии. Например, почитайте кейс Lancome или посмотрите видеоотзыв с результатами от Forbes.
Выделим аргументы «за» и «против» PWA.

Итоги: какой вариант определения геолокации выбрать