Почему вам нужно наконец попробовать эту соцсеть и с чего начать
Бесплатное продвижение бренда в ТикТоке: неочевидные советы для новичков
Сибирикс
Бесплатное продвижение бренда в ТикТоке: неочевидные советы для новичков
Почему вам нужно наконец попробовать эту соцсеть и с чего начать
«В ТикТоке только дети и танцы», «скоро все равно спадет этот хайп, нет смысла вникать» — стереотипы, которые есть у части российского бизнеса. Когда-то и про Инстаграм говорили, что это площадка только для фоток еды и маникюра, а серьезным людям там делать нечего.

ТикТок может многое предложить вашему бренду. И если вы хотите воспользоваться новыми возможностями, то пора перестать воспринимать эту соцсеть как временное развлечение для школьников. В статье будем разбивать основные мифы, рассказывать о преимуществах и давать советы для новичков (и не только) в мире ТикТока.

Почему вам пора завести аккаунт в ТикТоке

1. ТикТок с нами всерьез и надолго

ТикТок не собирается сдавать позиции, мимолетный хайп а-ля КлабХаус — совсем не про эту площадку. Соцсеть заняла свое место рядом с гигантами типа Фейсбука и Ютуба, уходить пока не планирует. За два года число пользователей выросло на 800% — 689 миллионов в мире к середине 2020 года против 55 миллионов в 2018 году. В России за один 2020 год аудитория ТикТока выросла на 140%.

Приложение в мире установили больше миллиарда раз, а прогнозах на 2021 год — 1,2 миллиарда активных пользователей в месяц.

2. В ТикТоке достаточно взрослой и платежеспособной аудитории

В России преобладающая доля пользователей приложения (44%) — люди от 25 до 44 лет. А процент пользователей от 45 до 55+ выше, чем юной аудитории. При этом 37% имеют средний доход, 27% — выше среднего.
Источник — телеграм-канал O Digital
Аудитория ТикТока может и готова покупать ваши товары и услуги. Результаты опроса Adweek показали, что 49% пользователей приложения делали покупки, вдохновившись лентой рекомендаций.

3. Подписчиков и просмотры можно набрать быстро и без особых вложений

На аккаунт в ТикТоке не нужно гнать трафик самостоятельно — это сделают алгоритмы. Приложение находит зрителей для вашего контента, достаточно изучить тонкости алгоритмов и регулярно выпускать ролики. Эксперты и бренды за месяц могут набрать 50−100 тысяч подписчиков (и больше). Подобных цифр в других соцсетях, например, в Инстаграме, добиваются годами.

4. Здесь есть место почти любому контенту — танцевать и петь необязательно

Мысль о том, что достаточно быть собой и правильные люди к тебе потянутся, вполне раскрывается в контексте алгоритмов ТикТока. В приложении вы действительно можете найти свою аудиторию практически под любой тип контента. Не бойтесь — вам не нужно учить танцы, подпевать Моргенштерну и всячески «терять свое лицо» (а именно это часто останавливает бизнес от тестирования ТикТока).

Система рекомендаций в соцсети заинтересована в том, чтобы показать каждому пользователю самый интересный для него контент. В Тиктоке есть люди, которые готовы слушать рассуждения про работы Аристотеля, и те, кто интересуется разными сортами кактусов.
В популярных тегах ролики от укладки ламината до спасения яблони
А вот 34 тысячи пользователей оценили лайком видео про типы почвы
Да, есть более популярные и менее популярные тематики, но важный момент: создавая контент в ТикТоке, вы конкурируете не со всеми авторами роликов в соцсети, а только с теми, кто находится внутри вашей тематики.

Публикуя видео про тонкости таргетированной рекламы, вы не соревнуетесь за внимание с аудиторией Дани Милохина, вы попадаете в конкуренцию с другими авторами, которые снимают про бизнес и маркетинг.

Какому бизнесу лучше всего подойдет ТикТок

Не бывает абсолютно универсальных каналов, какие-то сферы бизнеса будут чувствовать себя лучше, а какие-то — сталкиваться с препятствиями. ТикТок не исключение, хоть и почти каждый может найти здесь своего зрителя.

Наиболее актуальна эта соцсеть для B2C, особенно для товаров повседневного спроса. ТикТок отличная площадка для экспертов, которые готовы делиться своими знаниями. Здесь легко реализовать формат ответов на вопросы — есть возможность снимать видео прямо в ответ на комментарии.
Психолог отвечает на вопросы подписчиков
Почти любой консалтинг «заходит» хорошо — аудитория ТикТока готова учится новому, получать и использовать всяческие лайфхаки.

А вот для B2B обстановка посложнее — ждать быстрой отдачи от продвижения внутри ТикТока не стоит. Но он может помочь с повышением узнаваемости.

Подготовка на старте: техника для создания контента и оформление профиля

1. Перед тем, как снять и опубликовать свое первое видео, заполните профиль
Поставьте аватарку, сделайте описание, привяжите аккаунты в других соцсетях — можно добавить Инстаграм, Ютуб и ссылку на сайт. Это кажется банальностью, но очень важно: в ТикТоке люди будут находить вас из рекомендаций, при переходе в профиль они должны четко понимать, кто вы и чем полезны.
Пример хорошо заполненного профиля — есть фото, емкое и исчерпывающее описание, ссылка для записи на консультации и привязанный аккаунт Инстаграм
2. Подумайте, куда вы будете вести полученный трафик
Внутри самого ТикТока нельзя вести переписку без добавления в друзья, поэтому заказ на площадке просто так не примешь. Обычно пользователей ведут в другие соцсети или на лендинги.


3. Купите кольцевую лампу и микрофон, скачайте приложения для монтажа
Дорогая техника не понадобится, достаточно такого минимального набора. Качество звука важно для ТикТока, поэтому не жалейте денег на хороший микрофон, а вот камера необязательна — можно снимать на айфон.

Монтировать видео тоже можно прямо с телефона, достаточно стандартных приложений типа Inshot и Videoleap. Встроенные инструменты ТикТока позволяют монтировать, записывать аудиодорожку, добавлять текст и пользоваться эффектами — иногда хватает и этого функционала. Не стремитесь к техническому совершенству, пользователи ТикТока лояльно относятся к небольшим оплошностям в кадре, это придает контенту естественность. Ваша цель регулярно снимать ролики, а не замахиваться на голливудский уровень операторской работы и монтажа.

Что влияет на охваты в ТикТоке: лайки и комменты не помогут

Если алгоритмы Инстаграма и Фейсбука особенно ценят скорость набора лайков и комментов, то ТикТок здесь ведет себя совсем иначе. Задача площадки — подобрать индивидуальное «меню» из контента для каждого пользователя, чтобы удерживать его внутри соцсети как можно дольше (и мотивировать почаще возвращаться).

Лайки и комментарии легко накручиваются через программы, ботов или просто по договору «взаимопомощи» в специальных чатиках. Да и то, что пользователь прокомментировал видео, еще не значит, что оно ему понравилось — это может быть демонстрация возмущения или несогласия.

Блогеры пользуются кликбейтом, призывами поставить смайлики в комментах, нажать «сердечко, если хотите продолжения», специально допускают ошибки в ролике и т. д. Таким образом чистота и точность рекомендаций может пострадать, поэтому ТикТок не повышает охват видео из-за лайков и комментариев.
Алгоритм отдает приоритет роликам, которые пользователь досмотрел или посмотрел несколько раз. Также значение имеет то, чем человек делится с друзьями, а что удаляет из своей ленты. Рекомендации формируются на основе того, что дольше всего смотрят, добавляют в избранное и делятся с друзьями.

Некоторые видео получают 50% лайков от количества просмотров, но дальше по рекомендациям не двигаются. Тоже самое и с комментариями. На видео может быть 800 комментариев из-за горячей темы, но всего 1000 просмотров.

Работать с комментариями все равно стоит: отвечая на вопросы и благодарности аудитории вы укрепите лояльность, подписчики вас запомнят и будут возвращаться.

ТикТок понимает, что внимание аудитории часто рассеивается. Поэтому от трехминутных роликов алгоритм не требуется 100% досматриваемости, они двигаются дальше в рекомендациях, если получают хотя бы 20%. А вот короткий ролик обязательно должны смотреть полностью или несколько раз, иначе высокого охвата ему не получить.
Совет
Обязательно подключите Про-аккаунт и следите за статистикой. Через пару дней после публикации видео вам будет доступна статистика по нему — обратите внимание на среднее время, которое пользователь тратит на вашем ролике (глубину просмотра).
Блогеры пользуются хитростями, чтобы стимулировать пересматривать свои видео — постят много текста на секунду экранного времени, чтобы пришлось вернуться и вчитаться; держат ключевую информацию до самого конца видео, иногда выдавая ее только в следующем ролике.
Ресторанный блогер сразу призывает досматривать видео — адрес только в конце
А другой дает адрес в конце всего на секунду — с первого раза не заскринить
Но лучше не пользоваться кликбейтными способами, чтобы не расстраивать своих подписчиков. Искусство ТикТокера — честно удержать внимание зрителя на небольшой промежуток времени.
Совет
Чтобы аудитория досматривали ролики, нужно захватить внимание в первые три секунды. Сразу обозначьте тему, покажите начало какого-то действия, обратитесь к зрителю по его ключевой проблеме и т. д. Законы здесь такие же, как и в остальном коротком видеоконтенте.

Как ведет себя алгоритм Тиктока с новыми создателями контента

Раньше алгоритмы ТикТока давали определенный буст по охвату для самого первого ролика пользователя. Отсюда пошли истории про то, что собрать охват можно сразу же, а с первого видео уже понятно — получится у вас что-то в ТикТоке или нет. Теперь это неактуально.

Сначала алгоритму нужно понять, что вы снимаете, к какой категории вас отнести и кому это полезно. Поэтому в первые дни он пытается «раскусить» ваш контент. Видео показывают маленьким группам пользователей с разными интересами, чтобы определить, кого они захватят. Тут работает правило, о которым мы уже говорили: в приоритете глубокий просмотр. Если тестовые группы смотрят и пересматривают, то ролик идет дальше.

В первые дни оценки алгоритм пробует и присматривается, ваша задача этот процесс ускорить.
Совет
Первые три дня публикуйте как можно больше роликов — не меньше 2−3 в день, а лучше 4−5. Не отклоняйтесь от тематики, чтобы алгоритм не запутался, снимайте на узкую тему. Таким образом на старте вам нужно подготовить и опубликовать 10−15 видео. Одно или два видео из этой первой партии контента часто получается высокий охват.
Заполнить аккаунт контентом сразу — плюс не только для алгоритмов, но и для новых зрителей. К вам потекут первые подписчики, а им нужно оценить другой контент. Если в профиле будет 1−2 ролика, то человек вряд ли подпишется.

Как вести себя после оценки алгоритмами

После первых интенсивных дней можно немного выдохнуть и постить дальше по 1 ролику в день. Это оптимальная частота публикации. Не бойтесь надоесть подписчикам — не все ваши видео они увидят в рекомендациях, а в раздел с подписками заходят не так часто. Если будете публиковать меньше одного видео в сутки, то рискуете расстроить алгоритмы и пропасть из поля зрения вашей аудитории. ТикТок ценит постоянство. Но это не значит, что надо каждый день быть привязанным к соцсети без выходных.
Совет
Выберите отдельный съемочный день, за который снимете сразу партию видео на неделю или две вперед. А потом выпускайте их регулярно. Снимать каждый день не стоит — есть риск «перегореть».

Как визуальное наполнение кадра влияет на продвижение ролика

Алгоритмы ТикТока должны ясно считывать содержимое вашего кадра, чтобы показывать его нужной аудитории. И они это умеют: понимают, о чем вы говорите; в какой локации находитесь; какие визуальные образы транслируете. Например, если в кадре в десяти видео появилась кошка, то это будет учитывается при ранжировании в рекомендациях. Также алгоритмы узнают автора роликов или его участников. Если в двух разных аккаунтах регулярно появляется один тот же человек, то у системы могут возникнуть подозрения — а не плагиатит ли кто-то видео одного автора.

Тиктокеры часто снимают в одной комнате, с одного ракурса, даже в одной одежде. Такой подход часто удивляет новичков, особенно после других соцсетей — в Инстаграме или Ютубе популярно буйство визуальных образов: новые локации, пейзажи, студии, наряды. Но авторы в ТикТоке не ленятся, а просто хорошо понимают свою площадку — постоянство в кадре упрощает алгоритмам оценку содержания. Алгоритм делает вывод: если видео с этой «начинкой» уже нравились людям, то надо показать им больше таких же роликов.
Блогер с миллионами просмотров снимает на фоне одной и той же стены (и в похожей одежде)
Это работает и от обратного: если вы снимаете ролики в одной концепции, которая не находит особо отклика — пробуйте новую. Но не слишком часто — ТикТок не советует меняет концепцию аккаунта чаще, чем раз в 3−4 месяца. Когда вы начнете выкладывать ролики в новом стиле, алгоритм будет оценивать вас заново и перестраиваться. На это уходит 10−15 роликов.

ТикТок не очень любит «солянку» в кадре, поэтому для брендов лучше выбирать одного автора аккаунта, лицо которого будет фигурировать в роликах. Если вы не показываете лицо, то старайтесь сохранять какие-то общие визуальные ориентиры — фон, подсветку, предметы в кадре и т.д.
РБК-Тренды и Тинькофф пользуются этой фишкой — в кадре всегда один автор

Что делать, если начали падать просмотры

Снижение просмотров бывает у всех тиктокеров. Даже самые популярные авторы не набирают стабильно одни и те же цифры — какое-то видео «выстрелит», а другое потухнет.

Если замечаете снижение охватов, не надо паниковать и воспринимать это как трагический закат вашего аккаунта. Продолжайте выкладывать контент регулярно, не пропадайте. Если не помогает, то попробуйте сменить концепцию аккаунта.