Авторизация и аутентификация: обзор решений
Авторизация и аутентификация: ху из ху
Авторизация — процесс предоставления доступа. Когда вы входите в любимую соцсеть, в личный кабинет или любой другой защищенный ресурс, вам нужен логин и пароль, чтобы вас распознали как «своего» и дали доступ к информации.
Аутентификация — часть процесса авторизации, суть которого — проверить личность пользователя. Поскольку логин-пароль украсть не так уж сложно, многие сервисы используют двухфакторную аутентификацию: с помощью sms, звонков и прочих механик, потому что так надежнее. Даже если логин с паролем украдут, второй фактор для аутентификации узнать будет уже не так просто.
Но двухфакторную аутентификацию по sms давно критикуют: в лаборатории Касперского о небезопасности одноразовых паролей в смсках писали ещё в 2018-м. Основная их проблема — доступность для злоумышленников. Тут и трояны в смартфонах им в помощь, и перехват сообщений, и даже простая наблюдательность (она же — подглядывание). Для бизнеса коды в sms, как мы выяснили, тоже не манна небесная — это дорого. Поэтому-то на рынке всё больше нестандартных решений.
Аутентификация: если не sms, то что?
Среди других альтернатив:
Токен или смарт-карта
Это может быть флешка или другой носитель — тогда аутентификация предполагает наличие считывающего устройства. Всё, как в шпионских фильмах: есть компьютер, есть флешка — соединяешь вместе, получаешь доступ к супер-секретной информации. Одно из самых популярных решений на рынке — ключи Yubikey.
В виртуальном исполнении это выглядит как установленный сертификат на сайте или в онлайн-сервисе - чтобы получить к нему доступ, пользователю придётся ввести PIN-код.
Биометрия
И снова вспоминаем шпионские боевики из Голливуда:) Для биометрической аутентификации может использоваться отпечаток пальца или сканирование сетчатки/лица полностью. Такая технология уже давно будоражит умы фантастов, но и в сегодняшнем мире уже применяется: взять хотя бы Touch ID и Face ID на iPhone.
В некоторых компаниях с помощью биометрической аутентификации решают проблему утечки данных среди сотрудников (и полностью заменяют ей аутентификацию по логину-паролю). Такие решения особенно пользуются спросом в банках, телекоммуникациях, энергетике, транспорте, государственных и учебных заведениях. Если вам интересно узнать подробности, вот ребята, которые такую технологию могут внедрить. А вот у этих биометрическая система уже интегрирована с 1С.
И хотя биометрия уже частично используется в бизнесе, с ней не всё так просто.
Если вы захотите прикрутить такую механику на сайте (скажем, в интернет-магазине), готовьте вагончик-другой памяти для базы данных на бэкенде. Стандартная связка логин-пароль включает каких-то 30-60 текстовых символов, которые занимают совсем немного места. Отпечатки пальцев или сканы лица - полноценные изображения в хорошем качестве. А это уже мегабайты и гигабайты данных на каждого конкретного пользователя. Среднее число юзеров больше 1000 в сутки? Стелите соломку, сервер будет регулярно падать.
Другая проблема биометрии - изменчивость вводимых данных. Сканы одного и того же пальца или лица пользователя всегда будут хоть капельку, но отличаться: всему виной недостаточное нажатие, движения во время сканирования и прочие человеческие факторы. Это затрудняет процесс идентификации юзеров. Как затрудняет его и то, что люди бывают похожи между собой.
Ещё одна опасность: если вдруг кто-то как-то сможет украсть ваши биометрические данные, то биометрический пароль просто так вам уже не поменять. Но одно радует - такое бывает только в кино (по крайней мере, пока).
Приложение
Вы устанавливаете на смартфон приложение для двухфакторной аутентификации, а в настройках безопасности нужного вам сервиса разрешаете использовать это приложение для получения доступа. Сервис показывает QR-код, который вы сканируете приложением. Вуаля, доступ есть!
Авторизация: если не логин-пароль, то что?
Сбербанк не отстаёт: в ноябре 2019-го он запустил единую систему авторизации для совместных с Mail.ru и Rambler Group сервисов — Сбер ID. Для каждого пользователя приложения Сбербанка идентификатор формируется автоматически.
Принцип авторизации по Сбер ID такой же, как с Гуглом или соцсетями: идентификатора от Сбера будет достаточно, чтобы получить доступ ко всем сервисам экосистемы Сбербанка. Туда входят «СберМобайл», «СберЛогистика», маркетплейс «Беру!», онлайн-кинотеатр Okko, агрегатор доставки Delivery Club, агрегатор такси «Ситимобил». Список партнёров постоянно растёт.
Авторизоваться можно через Сбербанк Онлайн с помощью QR-кода, а также через пуш-уведомление, стандартный логин-пароль от Сбербанк Онлайн или с помощью считывания биометрии (в этом случае также понадобится код из смс). С 10 ноября 2020 авторизоваться в Сбер ID также можно по номеру телефона (потому что так пользователям всё-таки привычнее).
Для бизнеса Сбер ID обещает не просто сервис авторизации, но ещё и знания о клиентах. Правда, какие именно, — сервис умалчивает. Чтобы подключить авторизацию с помощью сберовского идентификатора, понадобится подписать договор с банком и прикрутить к сайту одно из готовых интеграционных решений (если у вас сайт на 1С Битрикс или Opencart, вы сможете обойтись даже без кодера). Для приложений есть SDK.
Также вы можете предложить своим пользователям авторизацию через госуслуги (ЕСИА — единую систему идентификации и аутентификации), если у ваш бизнес принадлежит к одной из этих категорий:
- медицинские учреждения;
- банки и микрофинансовые организации;
- страховые компании;
- лицензированные брокеры, дилеры, финансовые управляющие и другие лица, профессионально работающие с финансовыми инструментами;
- негосударственные пенсионные фонды;
- операторы связи.
Чтобы подключить авторизацию через ЕСИА, сначала нужно зарегистрировать организацию и сам ресурс в ЕСИА. Затем нужно будет сгенерировать закрытый ключ и сертификат открытого ключа, зарегистрировать его в технологическом портале и получить доступ к тестовой среде. Если во время тестирования всё пройдёт хорошо, можно запускать авторизацию в работу на реальном сайте.
Как лучше идентифицировать пользователя?
- Если вдруг у вас брокерская контора или медицинский центр — можете прикрутить авторизацию через госуслуги.
- Если вам нравятся сервисы от Сбербанка и вы хотите идти вместе с ним в бизнесе — попробуйте Cбер ID, сервис наверняка ещё предложит что-нибудь новенькое и полезное впоследствии.
- Если у вас компания со сверхсекретными разработками, можете раскошелиться на биометрию или хотя бы на физические токены, чтобы никто из сотрудников ничего никому не разболтал и не передал.
- Если безопасность вас беспокоит, но вы хотите обойтись малой кровью — тогда велкам в приложения для двухфакторной аутентификации.
- Если ни один из пунктов выше не про вас — не выдумывайте велосипед, юзеры давно привыкли к логинам и паролям и авторизациям с помощью одноразовых кодов на смартфон. А если хотите предложить им более современный способ аутентификации, чем одноразовые коды в смс, попробуйте авторизацию по звонку — работает ничуть не хуже, и для бизнеса выгоднее.