Постановка задач на рисёрч. Тонкое искусство контрольных точек.
#004 Фальшивые автобусные остановки.
Сибирикс
#004 управление digital-проектами
Фальшивые автобусные остановки. Контрольные точки. Рисерч.
Продолжаем потихоньку публиковать избранные параграфы из книжки Управление digital-проектами
Владимир Завертайлов
Руководитель scrum-студии Сибирикс
§ 2.5
Постановка задач на рисёрч
К счастью, мы работаем не в конвейерной сфере, и у наших разработчиков и дизайнеров есть поле для творчества. К сожалению, это означает, что не все задачи мы можем декомпозировать и оценить, даже примерно. Появляются новые, незнакомые технологии или темы, с которыми мы не сталкивались. В этом случае разумно выделить время на исследование. Результатом такого исследования должен стать план действий и прикидка необходимых ресурсов.
Рисёрч (ресёрч) —
en: research
исследование: поиск и сбор необходимой для выполнения задачи информации, проба новой технологии и так далее.

Декомпозиция разбивка большого проекта по аккуратным и понятным блокам.

Исследование требует ресурсов, иногда — серьёзных, и если задача новая и неизвестная, то процесс оценки стоит разбить на стадии:
На первом и втором этапе оценки и прочие параметры можно менять.

Начиная с третьего — уже нет.
1) Постановка задачи, анализ и предварительная оценка

Например, задача — анимированная 3D-модель, а вы такого раньше не делали. Предварительно вы закладываете 8−16 часов на всю эту задачу.


2) Фаза рисёрча

Мы берем себе час-два на «поиграться» с какой-то технологией или новым стэком, провести нужные эксперименты. В примере про 3D-модель нам нужно будет посмотреть, как «запекаются» текстуры, посмотреть фреймворки для 3D-анимации, изучить софт, посмотреть примеры. В итоге оценка может увеличиться в 4 раза, или вы поймете, что только на стадию рисёрча вам нужны исходные 8−16 часов. Бывает. Возможно, в этот момент вы упростите задачу, обойдётесь без анимации. Или поменяете исполнителя, найдете опытного. Или добавите ресурсов. Я называю это «контролируемый факап». Провал возможен, но глубина провала заранее известна.


3) Уточненная оценка, начало работы, фиксация оценки

Когда вы поняли, с чем имеете дело, оценки фиксируются железобетонно.


4) Выполнение задания. Согласованные контрольные точки

Дальнейшие изменения оценки возможны только как форс-мажор или как косяк. И как только появился какой-то затык, нужно немедленно о нем сообщить. В длительных и сложных задачах также согласовываются контрольные точки.
Если у вас нет навыков в сфере, в которой нужно делать декомпозицию, её нужно поручить сделать подчиненному с соответствующими навыками. Результат получить в письменном виде. И если что — проверить сторонним специалистом, мнению которого вы доверяете.
§ 2.6
Фальшивые автобусные остановки
Есть такое явление — фальшивые автобусные остановки. На них висит расписание, но автобус к ним никогда не приезжает. Остановки устанавливаются на территории или рядом с домами престарелых или другими клиниками, где содержатся люди, страдающие старческим слабоумием. Пациент, решив сбежать из стационара, часто остается на фиктивной остановке ждать автобус в уверенности, что он сможет оттуда уехать. Здесь его может обнаружить или догнать медицинский работник.

Это яркий пример, как стереотипы и привычки можно применять для управления и выстраивания контрольных точек. Старческое слабоумие — момент далеко не ключевой.
Хитрецы могут накрутить любую херабору
Пример из практики: один мой знакомый очень любит внедрять KPI. Из 5 метрик одну делает фальшивой. В реальной работе получить ее нельзя. Хитрецы же могут накрутить любую херабору.

Другой пример: как-то я подготовил чеклист, первым пунктом которого было «Внимательно прочитать документ до конца». Дальше было примерно 30 пунктов. Последним был «Выполнить пункты 1 и с 5 по 12, остальные проигнорировать». Жестко, да?
Нет четкого алгоритма расстановки контрольных точек. Их не должно быть очень много. Это лишняя нагрузка на вас и раздражает исполнителей. Попробуйте мысленно представить, как выглядит провал по задаче. Теперь мысленно представьте, что было до этого провала. Попробуйте найти такую точку, где провал уже возможен, но ситуацию можно исправить. Постарайтесь использовать «предсказывающие» контрольные точки.
Используйте предсказывающие контрольные точки.

Оговорите их заранее.
Например, можно отслеживать, что исполнитель закончил задачу (и тогда о провале вы узнаете без запасов времени), а можно — что приступил. В этом случае хотя бы синдром студента — откладывание начала работ до последнего — вашему исполнителю не грозит. Договориться о контроле лучше заранее, во время делегирования. Избыточный или внезапный контроль бесит умных, талантливых людей.
Тонкое искусство контрольных точек
Посмотрите, как собаководы выгуливают своих питомцев. Ведет себя хорошо — дают полную свободу. Отпускают с поводка. Ведет хуже — поводок натягивается. И чем хуже — тем короче поводок. А могут и за ошейник взять.

Вот так и с контрольными точками. Справился ваш подопечный — молодец! Даем больше свободы. Больше задачи, сложнее, меньше контроля. Не справился — значит пока рановато такие задачи решать. Уменьшаем поводок. Мельче и проще задачи. Больше контрольных точек.
Статья — глава из книги Владимира Завертайлова «Настольная книга project-менеджера. Что нужно знать, чтобы управлять IT, digital и другими проектами с учетом российских реалий». Книга доступна на сайте издательской группы ЭКСМО.