Как ненавязчиво познакомить пользователя с продуктом
Модное слово — онбординг
Сибирикс
Модное слово —
онбординг
Как ненавязчиво познакомить пользователя с продуктом
Адаптация к новой среде может быть психологически сложной задачей, а если новая среда — это коммерческий цифровой продукт, то тем более нужно тщательно продумать опыт взаимодействия пользователя с ним — то есть создать онбординг :)
«Ангелы-хранители» цифровых миров
Онбординг необходим для того, чтобы помочь пользователям познакомиться с новым окружением: куда пойти, что сделать и как вообще этим пользоваться. В одиночку пользователь может потеряться, запутаться, закрыть сайт или приложение и больше никогда не вернуться к нему.

Кто-то должен познакомить пользователя с вашим продуктом. «Ангел-хранитель» появляется в нужных местах и в нужное время, чтобы помочь с этим. Со временем такой подход укрепляет эмоциональную связь пользователя с вашим продуктом.

Новые digital-продукты, особенно те, которые предлагают нетрадиционные функции, требуют от пользователя всё больше времени и усилий, чтобы освоиться и понять, как и что здесь работает. Такие элементы онбординга, как экскурсии, всплывающие подсказки и демонстрации помогают. Они также важны, если нужно заново адаптировать посетителя, если тот давно не использовал сайт, приложение или программу.
Разработка онбординга на основе поведенческой экономики
Поведенческая экономика — это изучение влияния различных факторов на экономическое поведение человека и принятие им решений.

Вот некоторые теории из поведенческой экономики. Они могут помочь построить процесс онбординга лучшим образом.

Мягкие стимулы
Дайте пользователю причину совершить действие.

Пообещайте награду за то, что пользователь скачал программу или зарегистрировался именно сегодня. Или придайте эмоциональную или социальную ценность действию, чтобы стимулировать пользовательское поведение.
Персонализация
Сделайте опыт пользователя более релевантным для удовлетворения его потребностей.

Мы можем узнать, как ведет себя пользователь, и использовать эти данные, чтобы спрогнозировать и изменить его поведение. Когда вы регистрируетесь в учетной записи Apple Music, приложение запрашивает ваши предпочтения, а затем выдает рекомендации с учетом ваших вкусов. Задайте своему пользователю несколько вопросов, чтобы персонализировать ваш продукт.
Оптимальный поток информации
Помогите пользователю легко пройти сквозь поток навалившейся на него информации.

Речь идет о таких процедурах, которых пользователь касается один раз или крайне редко, например, регистрация или оформление заказа. Подобные элементы онбординга должны содержать оптимальный поток информации, который ясно дает посетителям понять, что необходимо делать и в какой последовательности.

Для онбординга лучше представить информацию как небольшие простые шаги. Количество запрашиваемых вами персональных данных также должно быть минимальным — в дальнейшем вы сможете узнать гораздо больше о своих пользователях :)
Достигнутый прогресс
Мотивируйте пользователей иллюзией преимущества.

Эффект достигнутого прогресса заключается в том, чтобы дать пользователям иллюзию преимущества. Она может вдохновить их приложить еще больше усилий для вовлечения в онбординг.
Сигналы
Подтолкните пользователя выполнить действие.

Сигнал, или триггер, побуждает пользователя действовать. Например, когда ваш телефон вибрирует, вы сразу смотрите, кто вам написал.

Сигналы важны для создания неприрывного онбординга или для оповещения об обновлениях.

Закрепление онбординга
Вознаграждение за развитие и обучение.

Этот метод поможет увеличить частоту определенных моделей поведения. Просто похвалите посетителя или наградите его более ощутимо (можно дать очки или значки) за его успехи в обучении тому, как пользоваться продуктом. Это может улучшить частоту взаимодействия с продуктом.

В мобильной игре Lego Tower игроки награждаются валютой, когда выполняют задачи в ходе интерактивного урока.

Балансировка когнитивной нагрузки
Обучайте пользователя постепенно.

Дайте пользователю слишком много информации за раз, и вы обеспечите ему

умственную перегрузку. При этом вы рискуете, что пользователь вовсе перестанет пользоваться продуктом. Балансировка когнитивной нагрузки помогает ограничить объем той работы мозга, которую должен выполнять пользователь, изучая, как использовать продукт.

Идея в том, чтобы пользователю показывать небольшие блоки информации и делать это постепенно, по мере того, как он путешествует по сайту. Это поможет повысить способность пользователя правильно выполнять задачи.

Например, Qordoba приветствует новых посетителей экскурсионным туром, не предоставляя слишком много информации.
Архитектура выбора
Направляйте пользователей к правильному выбору

Если у пользователя слишком много выбора, он, скорее всего, будет вести себя «по умолчанию». Это не из-за нашей лени, а из-за лени нашего мозга: он любит быстрые решения, чтобы не пришлось долго напрягаться.

Чтобы мотивировать пользователя активно участвовать в процессе онбординга, подумайте, как можно облегчить ему процесс принятия решения.
Подводя итог

Онбординг — база для построения взаимоотношений между пользователем и продуктом.

Что важно знать об онбординге:

  1. он не только подчеркивает ключевые особенности вашего продукта, но и важен для укрепления доверия;

  2. поощряйте пользователей за то, что они тратят свое время на изучение вашего продукта;

  3. чем сильнее эмоциональная связь пользователей с продуктом, тем больше шансов, что они будут пользоваться им долгое время.
В нашем проекте SingularutyApp мы готовим вектор онбординга: у нас уже есть welcome-письма, в ближайшем релизе запускаем стартовый слайдер, который рассказывает о фичах проекта, предлагает зарегистрироваться или продолжить без аккаунта. В планах разработать подсказки, дополнительные уведомления и стартовый проект с задачами в качестве обучающего элемента.

Екатерина
Исполнительный директор
Статья подготовлена на основе перевода материала «Creating better worlds with onboarding experiences».