Сибирикс

26 трендов веб-дизайна 2015-го, 12 уходящих трендов 2014-го

Это подборка трендов веб-дизайна, которые будут актуальны в 2015 году. А также тренды 2014-го, которые исчерпали себя и постепенно сойдут на нет. Будем опираться не только на субъективное суждение, но и анализ. Критерием разделения трендов на «актуальные» и «теряющие позиции» будет оценка по шкале «полезно/бесполезно для пользователя».

В истории веб-дизайна были тенденции, которые оказались действительно полезными, прижились, стали стандартом (как, например, однажды предложенное правило «клик по логотипу ведет на главную страницу» — твердый стандарт для веб-разработчиков сегодня). Подобные тренды будут жить дальше.

Также были тенденции, которые появились просто потому, что этому способствовало развитие технологий и дизайнерской мысли в целом. Такой тенденцией была, например, мода в 2000-ых на «стеклянные» кнопки. Такие тренды быстро отмирают, заменяются другими (часто контрастными с предыдущим).

Какие тренды веб-дизайна будут актуальны в 2015-ом

  1. «Материальный дизайн», новая парадигма Google. Флэту добавляется ровно столько реалистичности, чтобы сделать интерфейс «говорящим», дающим подсказки пользователям, как им действовать. Вся анимация также служит этой миссии.

  2. Эффекты «объема» при плоском дизайне. Внешний вид большинства элементов останется «плоским», будет сделан упор на их реалистичной анимации.

  3. Морфинг. Один из главных трендов 2015, изменение формы/цвета/размера кнопок, инпутов в зависимости от изменения их назначения. Один из самых первых примеров — «разъезжающееся» поле поиска на сайте Apple. В том же AppStore кнопка загрузки приложения становится прогресс-баром, а потом — кнопкой запуска приложения. Еще пример:

  4. Принцип: одно действие — много взаимодействий. Сюда относится, например, навигация по сайту и запуск анимации скроллом. Принципу соответствует прием с морфингом — пользователь по сути кликает в одно и то же место, но получает разные эффекты. Переключатели слайдов «вперед/назад», расположенные рядом, а не в разных концах экрана — тоже.
  5. Принцип: много действий — одно взаимодействие. Дизайн движется к тому, что старается не навязывать пользователю «правила игры». Всплывающее окно можно закрыть кликом мимо него, кликом на «крестик», нажатием любой клавиши на клавиатуре (кроме стрелок), скроллом мышки и т.д. Пример галереи, работающей по такому принципу..
  6. Авторские иллюстрации. На контрасте с похожими друг на друга «плоскими» иллюстрациями станут популярными работы с уникальным авторским стилем.

  7. Авторизация через соцсети. Тренд, прошедший испытание временем. Это правда удобно. А учитывая, что популярность социальных сетей не падает, — тренд будет жить.
  8. Сторителлинг, сайты-истории. Сайт-история сильнее вступает в коммуникацию с пользователем, нежели «просто сайт», где сухо перечисляют преимущества продукта. Сайт-история — это современная форма промо-сайта, однако требующая серьезной работы с контентом. Тренд получит развитие в будущем.

  9. Горизонтальный скроллинг. Смещение акцентов на мобильное пользование вернула на сцену горизонтальный скроллинг, который легко делается свайпом на планшете/смартфоне. Задача дизайнеров в том, чтобы не затруднять пользование с десктопа, дать подсказку пользователям и предложить вариант навигации, адекватный свайпу (скроллинг колеса мыши — не самый удачный вариант для горизонтального скроллинга).
  10. Анимированные ховеры. Эффекты, побуждающие пользователя кликать, всегда будут востребованы.

  11. Встроенные интерактивные 3D-объекты. Когда пользователь может не только запускать своими действиями «запрограммированную» анимацию, но и вертеть объект, как ему заблагорассудится — это максимальный уровень взаимодействия его с сайтом. Пример технологии.

  12. Акцент на типографику. Особенно актуально для России, где ситуация с качественными акцидентными шрифтами и не многим лучше, чем 5 лет назад.
  13. SVG-графика. Диапазон разрешений разных устройств заставляет делать как можно больше графики в векторном формате (особенно актуально для иконок, логотипов, маскирующих фигур).

  14. Фоновое видео, встроенное на HTML5. Отличная альтернатива фотографиями и адекватный способ показать, например, технологический процесс без длинных описаний. Тренд все еще сохраняет свежесть и дает «вау-эффект».
  15. Большие фоновые фотографии. Раньше от этого удерживал только слабый интернет-канал у большинства пользователей. Теперь же обратной дороги к крохотными миниатюрам просто нет.
  16. Мобильная версия сайта. Вопреки предсказаниям, будет жить наравне с адаптивом — просто потому, что иногда это более предпочтительное решение для бизнеса.
  17. Адаптивный сайт. Мобильных устройств всё больше, нужно учитывать интересы их владельцев.

  18. Настраиваемая адаптивность. Пользователь не просто выбирает масштаб, он выбирает детализацию. Адекватное решение для тех, кому не нравится, что адаптивная версия сама решает, где какой элемент будет находиться. Пример:

  19. Анимированные иконки. Тренд, относительно недавно вошедший в моду. Будет жить в 2015-ом.

  20. Минимализм, сайты в серой гамме. Тренд по-настоящему не дошел до России, у нас по-прежнему считают, что это «дизайнер не поработал». Есть надежда, что качественные примеры таких работ появятся в 2015-ом.
  21. Микровзаимодействия, внимание к мелочам. Коммуникация с пользователем должна быть даже там, где раньше мы ее не ожидали. Кастомные прелоадеры в тематике сайта, всплывающие мини-подсказки, вот здесь была целая статья про микровзаимодействия. И — примеры анимированных точек на слайдере.
  22. Проецирование опыта мобильных пользователей на десктопные интерфейсы. Так, например, часто можно видеть слайдер, который листается действием «зажать слайд кнопкой мыши, перетащить в сторону». Действие, типичное для пользователей тачскринов. Направление получит дальнейшее развитие в 2015.

  23. Эффекты режимов наложения слоев на сайте (как в Photoshop). Тенденция, еще не набравшая популярность в российском веб-продакшне, но довольно перспективная. Статья Adobe о режимах наложения в вебе.
  24. «Карточный» дизайн (а-ля Pinterest). Что бы ни говорили, а подобная сетка удобная как для пользования с десктопа, так и с планшета. К тому же блочная структура облегчает разработку адаптивного сайта.
  25. Персонализированный UX. Так, например, YouTube запоминает, что смотрел пользователь и меняет структуру главной страницы в соответствии с этим. Отражение интересов пользователя — всегда лучше, чем одно универсальное предложение для всех.
  26. Анимированная/интерактивная инфографика. Если статичная инфографика подходит, скорее, для печатных носителей, то анимированная инфографика, которая подается по скроллу — вполне хорошая история.

И немного поговорим о трендах, теряющих актуальность.

Пик популярности каких трендов пришелся на 2014 и будет постепенно угасать в новом году

  1. Флэт-дизайн. Развитие флэта пошло не в минимализм, как многие предрекали, а наоборот, по пути постепенного усложнения внешнего вида элементов — сейчас стиль обрастает тенями, градиентами и т.д., формы приобретают большую реалистичность.
  2. «Хипстерские» флэт-иллюстрации. Тренд сдаст позиции, потому что его стало слишком уж много, такая графика уже не «цепляет глаз».

  3. «Хипстерский» дизайн. Фоновая фотокомпозиция из аккуратно выложенных предметов, сепия, фото бородатых мужичков в бабочках, шрифты начертания Condensed, бейджи, эффекты мелового рисунка, деревянный паттерн и т.д. Еще один надоевший тренд. Типичный представитель.
  4. Диагональная сетка. Красивая, но малофункциональная штука. Дизайнеры ее любят, пользователи не очень. Диагональные элементы сами по себе — крутая находка, привносящая разнообразие. Полностью «диагональный» сайт — нет.
  5. Блочная сетка «как в Windows 8» для десктопных сайтов. В качестве аргументации «за» такую сетку часто приводится то, что она позволяет много контента уместить на маленьком пространстве. При размерах современных мониторов такой довод не имеет силы. А вот для планшетов — да, рабочее решение.
  6. Закрепленный хедер. Есть более технологичные альтернативы, не загораживающие половину экрана небольшого планшета. Например, меню «сворачивается» в иконку. Или — вертикальное боковое меню, выезжающее по свайпу/клику на ярлычок.
  7. Long Shadow на всем подряд. Функциональное назначение длинной тени — выделить «объемный» элемент (чаще кнопку), показать рельеф, побудить нажать. Но лонгшэдоу стали делать на всем подряд, и сейчас веб переполнен подобным тренди-креативом. Сохранится как элемент парадигмы Material Design.

  8. Параллакс. Смысл, который последний год все вкладывают в параллакс, — создать «вау-эффект». В итоге каждый второй сайт с параллаксом, и никакого «вау» пользователь уже не чувствует. Сохранится как инструмент интерактивного сторителлинга там, где это уместно.
  9. Статичная инфографика. Визуализация данных — круто, но зачастую оказывается неподъемной задачей для веб-проекта. Заказчик не учитывает, что производство инфографики — задача далеко не на 1 час и потребует как его личных ресурсов, так и ресурсов подрядчика. К тому же, в вебе все привыкли к интерактиву: рассматривать большую картинку 5 минут — уже долго, лучше поскроллить и узнать, что там дальше.
  10. «Космические» canvas-эффекты. Разработчики сайтов злоупотребляют возможностями технологий, превращая их в декорацию, не несущую смысловой нагрузки (эффект из примера в последнее время был замечен на паре-тройке сайтов разных тематик). Технологии должны использовать к месту, но никак не просто потому, что они эффектно смотрятся.
  11. «Призрачные кнопки». Кнопка, состоящая из надписи с еле заметной обводкой — просто еще один переходный шаг к прагматичному минимализму (или вариация, которой вскоре найдется замена).

  12. Адаптивные иконки. Еще одна «игра в технологии», излишне сложное решение. Хотя существует даже специальный сервис. Опыт показывает, что достаточно делать иконки в SVG без излишней детализации — они универсально подходят для любых разрешений.

В качестве заключения: сводная таблица.

2014 2015
  1. Флэт-дизайн.
  2. «Хипстерские» флэт-иллюстрации.
  3. «Хипстерский» дизайн.
  4. Диагональная сетка.
  5. Блочная сетка «как в вин8» для десктопных сайтов.
  6. Закрепленный хедер.
  7. Лонгшэдоу на всем подряд.
  8. Параллакс.
  9. Статичная инфографика.
  10. «Космические» эффекты.
  11. «Призрачные кнопки».
  12. Адаптивные иконки.
  1. Материальный дизайн.
  2. Эффекты «объема» при плоском дизайне.
  3. Морфинг.
  4. Принцип: одно действие — много взаимодействий.
  5. Принцип: много действий — одно взаимодействие.
  6. Авторские иллюстрации.
  7. Авторизация через соцсети.
  8. Сторителлинг, сайты-истории.
  9. Горизонтальный скроллинг.
  10. Анимированные ховеры.
  11. Встроенные интерактивные 3D-объекты.
  12. Акцент на типографику.
  13. SVG-графика.
  14. Фоновое видео, встроенное на HTML5.
  15. Большие фоновые фотографии.
  16. Мобильная версия сайта.
  17. Адаптивный сайт.
  18. Настраиваемая адаптивность.
  19. Анимированные иконки.
  20. Минимализм, сайты в серой гамме.
  21. Микровзаимодействия, внимание к мелочам.
  22. Проецирование опыта мобильных пользователей на десктопные интерфейсы.
  23. Эффекты режимов наложения слоев на сайте (как в Photoshop).
  24. «Карточный» дизайн (а-ля Pinterest).
  25. Персонализированный UX.
  26. Анимированная/интерактивная инфографика.

 

Что еще почитать по этой теме

Вам нужен лонгрид
21 Марта 2016
Нет. Точно нужен!
#HolyWarModeOn: адаптивный дизайн
24 Июня 2015
Холивар посвящается адаптивному дизайну и всем его прелестям.
Новый тренд: зачеркнутые ссылки
20 Марта 2015

Кажется, появился новый тренд: ссылки теперь зачеркивают. В 2011-ом Лебедев написал вот эту заметку, после чего каждая уважающая себя студия взяла за правило подчеркивать ссылки и красить их в синий. Посещенные делать фиолетовыми. По наведению — подсвечивать другим цветом. Вот и вся любовь.

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.