хэндбук заказчика

Где взять контент для сайта?

Хватит думать, как бы сделать поюзабильнее и по-вау-эффектнее. Люди заходят в интернет ради контента — так дайте им возможность посмаковать каждую новость и картинку на вашем сайте.
Начать делать сайт несложно: решились, выдохнули и позвонили в веб-студию. Дальше вас закрутят-завертят менеджеры и, казалось бы, теперь только возражай или соглашайся с предложенными вариантами. Но не всё так безоблачно: однажды менеджер задаст вопрос. Тот, который мучил вас давно. Вопрос, на который вы пока не готовы ответить.
Где контент?
Чем раньше этот вопрос поднимут, тем лучше для сайта. По возможности, разработку нужно начинать с контента: учитывать в агрегации, использовать в прототипировании, примерять реальные фотографии уже на первых итерациях дизайна.
Контент — это основа сайта. Можно, конечно же, работать на рыбных текстах и пробных картинках. Но такой подход обычно приводит к тому, что, когда уже на готовой сборке заказчик начинает вносить РЕАЛЬНЫЙ контент, он тут и там спотыкается на совершенно неожиданных вещах — ведь на этапе проектирования и дизайна никто, даже он сам, не подозревал, что такие проблемы возможны.

Поэтому контент для страниц — изображения и тексты — зачастую начинаем просить ещё на стадии знакомства с заказчиком. Только на основе реального контента аналитик и дизайнер предложат не шаблонное, а адаптированное под нужды конкретного проекта решение.

Дина
Руководитель проектов
Заказчик не всегда понимает важность контента для сайта. Или понимает, но от этого ему не лучше, потому что о чём писать и кем — не понятно. В итоге он снова и снова увиливает от вопросов про контент, утешаясь тем, что лорем ипсум пока никто не отменял.
Добавляем текст
Между тем, есть много вариантов, как начать наполнение сайта.
Фото: npr.org
Верняк — заказать контент у веб-студии. Ребята уже в теме и знают аудиторию будущего сайта, задачи и цели. При желании — не простыню накатают, а замутят инфографику, таймлайн, лонгрид и ещё что-нибудь красивое и... недешёвое. Да, это основной минус варианта, когда веб-студия разрабатывает контент. Потому что специалисту, прежде чем писать для интернет-магазина швейных машинок, нужно как минимум выяснить, что шпулька — не польское ругательство. Чем сложнее тема — тем больше времени нужно копирайтеру, чтобы погрузиться в неё — тем дороже стоит его работа.
Тексты можно заказать у компаний, которые занимаются продвижением сайтов. Обычно они заинтересованы, чтобы на продвигаемых страницах был контент с ключевыми словами. Но вряд возьмутся за тексты для души: например, какие у вас хорошие сотрудники — любят Кафку и мечтают летом уйти в горы. А страницу о любимом коллективе хочется.

Для написания текстов SEO-компании привлекают штатного копирайтера или ищут фрилансера на бирже — а это можно устроить самому.
Бывают ещё агентства, которые специализируются на копирайтинге вообще. Могут подсказать, написать, выделить контент-менеджера и довести ваш сайт до состояния конфетки. Минус — как любое агентство, стоит больше, чем неагентство.
Вариант средней ценовой категории — найти фрилансера. Места их обитания — стандартные биржи. Выбирайте те, где есть защита сделки, вроде fl.ru и freelance.ru.

Конечно, отзывы у юзера pekka1997, которому вы заказали контент для сайта, могут быть просто превосходными. Но будет ли его работа соответствовать вашим запросам, станет понятно только когда вы получите тексты, а исполнитель — деньги. Если ваши ожидания не оправдаются, хорошо бы иметь возможность разрулить спорные ситуации в рамках биржи, без кулаков и злобного спама на почту.
Чтобы тексты были на 100% экспертными, и шпулька оставалась шпулькой, можно найти пишущего человека в своём коллективе. Он всё изложит, много и подробно. Правда, иногда даже излишне.

Человек, живущий проблемами швейных машинок, может не понимать специфику текстов для веба. В результате под описанием товара появляется нечитабельная простыня в 3000 знаков, а от обилия в ней профессиональных словечек глаз читателя начинает нервно дергаться.

В любом случае, получившийся текст до приличного состояния может довести веб-студия. Конечно, за отдельную плату.
Вариант последний, самый бюджетный — взять готовые тексты с чужого сайта. Такое практикуется, но работает отвратительно: поисковики их игнорируют, пользователи не читают, потому что уже сделали это на другом сайте. Да и вообще на душе как-то гаденько, когда за сайт уплачено, а из-за вторичного контента он никому не нужен. Так что мы настоятельно рекомендуем контент не воровать.
Фото: zdnet.com
Не спешите постить на сайт готовый, но сырой и визуально кривой текст. Перед публикацией его нужно ещё и оформить правильно. Чтобы педанты не придирались к недостаточно длинным тире, типографируйте тексты. Для редакторов в режиме html можно использовать лебедевский типограф. Если такого нет и наружу лезут страшные &ndas-ы, подойдёт этот сервис.

Когда вы втянетесь в редактирование и почувствуете всю власть, которую даёт админка, главное — не заиграться с цветами и шрифтами. Это бывает сложно, но нужно делать, как дизайнер завещал, без самодеятельности.
Как-то раз долго спорили со специалистами заказчика о том, как правильно контент выравнивать. Мы говорим: «По левому краю текст равнять Тёма Лебедев завещал!» А они нам: «Да что нам ваш Тёма Лебедев, по ГОСТу должно быть выравнивание по ширине, полуторный отступ между строками и Times New Roman 14!» Кое-как договорились, что веб и ГОСТы для научных работ — вещи совершенно разные :)

Дина
Руководитель проектов
Добавляем фото
Тексты — это только полбеды. Самая боль (в основном — дизайнерская) начинается, когда заказчик наполняет готовый сайт своими изображениями.

Необдуманно воткнутая фотография может испортить всё. Особенно если она — одна на всю главную страницу. Чтобы не разрушить хрупкий результат работы дизайнера, фотографии нужно добывать в правильных местах.
Фото: meltybuzz.fr
Фотографии делает студия. Но обычно только тогда, когда для дизайна нужна мелкая деталь, которой нет на стоках: рука с картой конкретного банка, фирменная бутылка или корень цикория (так мы узнали, что выглядит он как-то нелегально). Но хорошая веб-студия — плохое фотоателье, поэтому для более сложных задач есть профессиональные фотографы.
Если у заказчика нет своих фотографий, а время подошло к проектированию сайта, дизайнер работает с изображениями, грубо говоря, из интернета. Если они нравятся заказчику, он может нанять фотографа и сделать себе такие же. По примерам из концепта он формирует ТЗ. Фотограф делает несколько пробных снимков, из которых мы выбираем самый подходящий, и все остальные просим сделать в таком же стиле.

Схема, может, и сложная, но в результате получаются уникальные изображения, полностью подходящие для дизайна.
Фото: owap.so
Можно купить готовые фотографии на фотостоках. Именно купить, потому что бесплатный вариант — не вариант. Обычно дизайнер подбирает подходящие стоковые изображения и показывает концепт сайта с ними. Пока это только пример, и на них есть водяные знаки. Если концепт заходит, заказчик выкупает фотографии, мы их обрабатываем для дизайна и готовим макет к вёрстке.
При покупке со стока нужно изучить соглашение и решить, кто будет покупать изображения: студия или заказчик.
Если покупает студия, обычно картинки можно использовать только для сайта, а если заказчик — то он может их использовать потом для другой рекламной продукции. Но все зависит от типа лицензии и лицензионного соглашения конкретного фотобанка.

Анна
Финансовый директор
Фотографии можно взять на бесплатных фотостоках. У них один плюс — халява. И куча минусов: маленький выбор, копии на каждом пятом сайте — никакой уникальности, да и вообще они унылые.
Фото: reddit.com
Чтобы сайт, на разработку которого было потрачено много времени, сил и денег, не прокис, не забивайте на контент. В конце концов, посетители приходят на сайт именно за ним, а не чтобы оценить ювелирную интеграцию с 1С. Так что готовьте контент заранее и не жалейте денег и времени на его развитие.
Полезные ссылки

Комментарии

У вас есть проект?

Давайте обсудим его. Продумаем. И сделаем!

Заказать клёвый проект
Заявка отправлена
Спасибо, ваша заявка отправлена. Эксперт студии Сибирикс свяжется с вами в ближайшее время для уточнения подробностей.