В основу статьи положены результаты исследований юзабилити, проведенных при помощи специальных тестов и айтрекинга
10 советов по юзабилити, основанных на реальных исследованиях
Сибирикс
10 советов по юзабилити, основанных на реальных исследованиях
В основу этой статьи положены результаты исследований юзабилити, проведенных при помощи специальных тестов и айтрекинга — технологии определения положения и фиксации человеческого глаза.
Кемерон Чапман (Cameron Chapman), американский веб-дизайнер, написала провокационную статью «10 Usability Tips Based on Research Studies», в которой результаты этих исследований подвергла серьёзному анализу.

Как итог — некоторые «априорные» основы юзабилити оказались под вопросом.
1. Забудьте про правило трех кликов
В 2001 году Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman), признанный авторитет в индустрии веб-дизайна, высказал такую идею: пользователей весьма раздражает, если они вынуждены кликать более трех раз для того, чтобы найти нужный контент на сайте.

Да, это имеет некий смысл. Конечно, никому не понравится блуждать по сайту целую вечность в поисках того, что должно быть на поверхности. Но почему всё ограничивается тремя кликами? Есть ли реальные доказательства того, что пользователи закрывают вкладку после трёх выстрелов щелчков вхолостую?

На самом деле, пользователи не уйдут с сайта, накликав магическое число. Количество кликов никак не связано и с возможной раздражительностью пользователя. Это подтверждает исследование Джошуа Портера (Joshua Porter): пользователи готовы кликать гораздо больше — до 12 раз, чтобы найти то, что им нужно. «Почти никто не сдается после трёх кликов», — заключает Портер.
Так что, не стоит зацикливаться на количестве кликов и стараться максимально их сократить. Если вы можете построить пользовательский интерфейс, с которым легко и приятно обращаться, но количество необходимых кликов стремится к 15 (в несколько раз больше допустимых трёх) — не идите на поводу у сферических законов и не ломайте юзабилити.
2. Структурируйте контент по правилу F-кривой
Якоб Нильсен (Jakob Nielsen), пионер в области юзабилити, исследовал способы чтения пользователей на основе айтрекинга. Он проанализировал поведение свыше 230 человек и вывел закономерность: мы изучаем веб-контент по правилу F-кривой.
Аналогичное исследование провели маркетологи из Enquiro and Did-it при помощи айтрекинга от компании Eyetools. Они отметили ту же особенность, изучая поведение пользователей на странице поисковой выдачи Google: концентрация внимания приходилась на верх страницы и левую ее половину.
Такая особенность связана с «фильтрами», которые складываются в сознании пользователей на основании их опыта веб-серфинга. Обычно вся полезная информация находится в левой части (меню) и в центральной части; а справа зачастую отводится место для рекламы, поэтому пользователи чаще обращают внимание именно на «полезные» области. Отсюда практический совет — не размещайте меню или другие навигационные блоки в правой части страниц. Они с большой вероятностью будут восприняты как рекламные ссылки.

Эмма
руководитель проектов
Дизайнерам и копирайтерам следует ориентироваться на результаты этих исследований для увеличения эффективности своей работы.
3. Не заставляйте пользователей ждать
Так много сказано о том, насколько пользователи нетерпеливы и ненавидят ждать. И этому есть реальные подтверждения. Bing, поисковая система от Майкрософта, проанализировала, влияет ли скорость загрузки сайта на такие показатели, как удовлетворенность, доход с пользователя и скорость кликов.
В отчете есть такие цифры:
  • Если длительность загрузки сайта превышает две секунды, удовлетворенность пользователей снижается на 3,8%.
  • Доход с каждого пользователя сокращается на 4,3%.
  • Количество кликов уменьшается на 4,3%.
Для такой крупной компании, как Майкрософт, снижение прибыли даже на 4,3% может обернуться потерей нескольких миллионов долларов.
Так что, пользователи действительно не любят ждать. И если вы заботитесь о своем месте в поисковой выдаче, займитесь ускорением загрузки сайта — Гугл теперь учитывает и этот фактор в поисковом рейтинге. Что можно сделать для улучшения производительности сайта? Используйте специальные инструменты для нахождения узких мест, CSS-спрайты для ускорения загрузки и измерители скорости. Например, YSlow.
4. Сделайте ваш контент читабельным
В действительности пользователи практически не читают веб-страницы, по крайней мере, по исследованиям Якоба Нильсена. Его анализ показывает, что люди читают только 28% текста, а страницы с длинным текстом вовсе пролистывают.
Чтобы увеличить вероятность того, что пользователи всё-таки прочитают ваше «послание», используйте методы для облегчения его восприятия. Выделяйте ключевые слова, используйте заголовки, пишите короткими абзацами, используйте списки, иллюстрируйте на примерах.
5. Не беспокойтесь, если информация не помещается в один экран
Уже давно сложился стереотип о том, что вся важная информация должна помещаться в первом экране. Это пошло из прессы, где принято давать краткое пояснение каждой статьи до ее начала. Неужели длинные страницы неэффективны? Нужно ли пытаться впихнуть все сразу в первый экран, опасаясь того, что пользователи не станут скроллировать?

Ответ «нет» есть в отчете Clicktale, компании из сферы веб-аналитики. Ее исследования показали, что длина страницы не имеет никакого влияния на вероятность скроллирования.
Исследование Джо Лича (Joe Leech) из студии дизайна CX Partners (ориентированного, кстати, на пользователя), показало, что чем меньше информации в первом экране, тем больше это стимулирует проскроллировать вниз.
Используйте визуальные принципы иерархии, разграничивайте свой контент по степени важности.
Главная мысль: не стоит пытаться уместить всё самое важное в первом экране.
Самыми популярными сайтами в наше время являются разнообразные социальные сети с длинными «стенами», которые пользователи давно привыкли скроллировать. Эту привычку они используют и на других сайтах. Поэтому нужно больше заботиться о читабельности вашего контента, чем о месте, которое он занимает. Помните о том, что пользователи не могут воспринимать более семи объектов в одной области. Дайте больше воздуха, и пользователи гораздо быстрее прочитают ваш сайт.

Эмма
руководитель проектов
6. Размещайте самое главное в левой части страницы
Мы читаем, пишем и просматриваем веб-страницы слева-направо. Абсолютное большинство пользователей концентрируют свое внимание на левой половине страниц — целых 69% процентов времени, проводимого на сайте. Такие данные получил Нильсен в результате своего исследования, в котором приняли участие более 20 человек.
Аналогичная зависимость прослеживается в арабских культурах, где принято читать справа налево: повышенное внимание получает правая половина сайтов.

Вывод: язык сайта влияет на расположение контента — на этапе проектирования сайта важно учитывать культурный аспект будущих пользователей.
7. Пробелы в тексте влияют на читабельность
Есть много факторов, которые влияют на легкость чтения, например, шрифт, его размер, интервал между строками, а также цвет фона — он должен быть контрастным по отношению к цвету текста.
Не перестарайтесь с контрастностью, если речь идет о темном фоне и светлых буквах. В этом случае читать большой объем текста практически невозможно. Сочетание ярких цветов для фона и текста (например, красного и зеленого) также уменьшит читабельность. Чтобы проверить, удобен ли контраст для чтения, попробуйте прочитать пару страниц на сайте, а затем переведите взгляд на светлую стену. Если вы увидите светлые области, перемещающиеся вместе с движением ваших глаз, значит цвет фона следует изменить.

Эмма
руководитель проектов
В исследовании читабельности веб-текстов приняло участие 20 пользователей. Им было показано несколько вариантов одного и того же текста с разным оформлением — различия касались только отступов и интервалов. В итоге стало очевидно, что текст без полей прочитывается быстрее, однако понимание при этом существенно снижается. Исследователи объясняют это так: скорость чтения возрастает за счет непосредственной близости абзацев и меньшими усилиями для перемещения взгляда к следующей строке.
Вывод: способ подачи контента оказывает значительное влияние на его восприятие. Будьте осторожны с деталями: цвет, размер, интервалы. Помните о правилах типографики, можно еще Лебедева почитать.
Не злоупотребляйте нестандартными шрифтами и курсивом. Большие объемы текста, набранные таким образом, читаются очень тяжело. И не стоит выравнивать текст по ширине: он может хорошо работать только в том случае, если организованы грамотные переносы слов. Переносы слов на веб-сайтах тоже не стоит использовать — поэтому оставьте выравнивание по ширине для прессы.

Эмма
руководитель проектов
8. Небольшие элементы имеют огромное значение
Слишком часто при разработке дизайна основное внимание уделяют целостной картине, а не ее деталям. Куда там до маленьких кнопочек и формочек, когда время и ресурсы ограничены. Однако есть так много небольших элементов, которые просто непростительно упускать из вида.

Даже кнопка может сказаться на успехе сайта — по крайней мере, по мнению Джареда Спула (Jared Spool). Он провел эксперимент с целью увеличить процент правильного ввода данных пользователями: на этапе оформления заказа вместо нужной им кнопки показывалось четкое сообщение об ошибке.

Пользователи перепроверяли свои данные, вводили правильно — и в результате выручка компании возросла на $ 300 млн. всего за год. А в первый месяц после нововведения продажи возросли на 45%. Заслуга принадлежит именно такому подходу к оформлению онлайн-заказа.

Внимание к деталям считает важным и компания Flow, студия дизайна, ориентированного на пользователя. Ее сотрудники обнаружили такую закономерность: если добавить на страницу об ошибке действительно полезный текст и советы по дальнейшим действиям, можно увеличить прибыль конкретного сайта на четверть миллиона фунтов стерлингов в год (немногим больше 14 миллионов российских рублей).

Что они написали на своей 404 странице? Вежливое сообщение в трех предложениях вместо сферической цифры: «К сожалению, у нас возникли проблемы с обработкой Вашего заказа. Оплата по Вашей карте не состоялась. Пожалуйста, нажмите проверить, чтобы вернуться к заказу».
Всегда обращайте внимание на системные тексты. Пользователь должен без особых усилий понимать, что он делает правильно, где допустил ошибку и что ему стоит сделать дальше. Своими текстами объясняйте максимально понятно, куда пройти и что нажать, добавляйте ссылки для быстрого перехода на нужные страницы. Так вы повысите количество успешных заказов и довольных пользователей, а также разгрузите своих онлайн-консультантов.

Эмма
руководитель проектов
Обратите внимание на детали. Используйте A/B тестирование для проверки своих гипотез и выработке наиболее эффективного сообщения. Задайте необходимые цели при помощи аналитических программ и узнайте, насколько дизайн сайта соответствует его задачам.
9. Поиск на сайте не решает проблем с навигацией
Пользователям нужна простая и удобная навигация на сайте. Даже с великолепно реализованным поиском по сайту, пользователи всё равно в первую очередь будут обращаться к основной навигации. Согласно исследованию Герри МакГоверна (Gerry McGovern), более 70% пользователей пытаются найти нужный им контент, переходя по разделам сайта, не прибегая к форме поиска.

Схожие результаты были получены в результате исследования компании UIE: если пользователи не найдут нужную информацию в разделах сайта, они скорее вернутся к поисковой системе, а не воспользуются формой поиска. Кстати, многие нередко прибегают и к браузерному поиску, если не находят нужный контент на странице самостоятельно.

Вывод: не полагайтесь на поиск по сайту, если организация контента на вашем сайте оставляет желать лучшего. Когда пользователь не может сразу найти то, что ищет, он переключает своё внимание на разделы сайты — если и там ничего подходящего не находится, сайт летит в корзину.
Если у вас есть сложный фильтр (поиск) в каталоге, то при первом заходе на каталог пользователи должны видеть не только параметры фильтра, но и продукцию. Фильтр пользователи будут использовать для сокращения списка продукции, но прятать изначально все товары и заставлять каждого пользователя разбираться в фильтре — нецелесообразно.

Эмма
руководитель проектов
Функции поиска по сайту сбрасывать со счетов тоже не стоит, но заниматься их улучшением нужно во вторую очередь.
10. Главная страница вашего сайта не так важна, как вы думаете
Вероятность того, что пользователь зайдёт именно на главную страницу, а не на одну из внутренних — ничтожно мала. На это сказывается работа поисковых систем и отбор наиболее релевантных страниц.

Согласно Герри МакГоверну (Gerry McGovern), по ссылкам на главных страницах практически не переходят: если в 2003 году на них кликали 39% пользователей, то в 2010 — только 2%. Это подтвердилось в результате исследований двух сайтов. Кстати, на одном из них кликабельность уменьшилась вдвое за два года — с 10% в 2008 году до 5% в 2010-м.

Всё это показывает роль внешних источников — поисковых систем, социальных сетей и сервисов по отбору сайтов определенной тематики (например, AllTop). Таким образом, более пристальное внимание к внутренним страницам способно повысить отдачу от вашего сайта без вложения дополнительных средств.