Комментарии
Довольно часто приходится отвечать на этот вопрос. Ответить на него корректно и полностью — невозможно. Тема — холиварная
Почему это — на Битриксе? (немного истории и холиварной аргументации)
Довольно часто приходится отвечать на этот вопрос. Ответить на него корректно и полностью — невозможно. Тема — холиварная
Владимир Завертайлов
Владимир Завертайлов

Диалог в твиттере:

Glebcha Негр: Хочется увидеть обоснованную мотивацию сайтов на Битриксе, it-construct не в счет. #boninru

Sibirix studio: @Glebcha Все мастдай, кроме ежиков... Да и те мастдай. ©FidoNet

Glebcha Негр: @sibirix Салютую, олдфажные мемы круть конечно, но сути не раскрывают. Битрикс как 1С, та же «идеология». All about money.

Довольно часто приходится отвечать на этот вопрос. Ответить на него корректно и полностью — невозможно. Тема — холиварная.

В общем, у нас это было так:

Преамбула

В далеком 2003-2004 году мы написали свою CMS. Она называлась Mentant. В своем роде это было уникальное явление. Она была офф-лайновой.

Фишка в том, что в Интернета в те годы в Сибири не было. Был только диал-ап, очень медленный, тормозной, и с постоянными разрывами (Уральский был бы недоволен).

Итак, клиент запускал наше чудо-приложение, правил сайт в офф-лайне, затем нажимал кнопочку.

Чудо-юдо само дозванивалось до провайдера и заливало (внимание!) только измененные запакованные данные на сервер. Это было мегакруто! Экономия трафика и модемного времени была колоссальной, поэтому нам сказали «заябись!» и дали вот такой вот диплом. Еще там были:

  • Драг&дроп картинок и документов прямо из проводника;
  • Прямой парсер формата doc в html с сохранением картинок;
  • Импорт каталога из xls-файлов (да, напрямую из них) с подгрузкой картинок;

и еще куча всяких штук, новаторских для того исторического момента. R.I.P.

Писал это я будучи студентом 5-го курса, длинными зимними ночами, используя, наверное, половину языков программирования, которые только знал (кроме редьюса, который терпеть не мог). В итоге — пара мегабайт исходников на Дельфи, около того же на PHP и еще какое-то количество на C++/JavaScript/CSS/HTML — компилировалось, интерпретировалось и даже работало в тепличных условиях.

Надо признать, что в не тепличных оно работало гораздо реже и хуже, чем видимо очень бесило контент-менеджеров на стороне клиентов (в небольших фирмах — этот тот же человек, что и заказчик проекта, а это обычно вообще директор и его лучше не злить).

Время шло, интернет постепенно начал появляться и в Сибири. Сначала — тарелочки (с тем же диал-апом), потом — ADSL, а затем уже и вовсе эзернет да оптика. Диал-ап стремительно отмирал. Mentant становился неактуальным, неудобным, не поддерживаемым, нозящим и... и вот! В общем, срочно нужно было что-то с ним делать. Мы решили поменять его на коробочную CMS. Вопрос — какую, и как выбрать?

Амбула

К выбору подошли очень практически. Начали делать сайты последовательно на разных CMS/CMF. Это было реально сложно. Очень сложно. Повторять не советую. Это почти то же, что и хреначить каждый проект с нуля, но на разных языках программирования. За год-полтора такой разведки боем мы на практике пощупали и покодили проекты на:

  • ZendFramework
  • Bitrix
  • DLE
  • Joomla
  • WordPress
  • Drupal
  • UMI.CMS
  • Amiro/Brutto
  • NetCat
  • ShopScript/WebAssist
  • HostCMS
  • PhpNuke
  • PhpBB и еще штук 5 блоговых движков
  • OS Commerce
  • Umbarco
  • MODx
  • TYPO3
  • (утоничть у Бори, как называется тот попсовый немецкий движёк магазинов)...OXID?
  • ...
  • ColdFusion (был и такой грех)
  • еще куча какой-то хрени на .NET и PHP

В определенный момент мы сели, подумали, и сказали «Фу, бля. Вот мы попробовали сто-пятьсот разных CMS. Что из всего этого Г. выбираем?» И выбрали:

  1. Bitrix-для коммерческих проектов
  2. Joomla-для некоммерческих
  3. ZendFramework — для душевных

Выбирали — ну прям все-все, кто в CMS-ки эти тыкал (на тот момент — человек 15). И контент-менеджеры, и программисты, и менеджеры проектов. В общем, как-то дружно это получилось, душевно. Особенно про Amiro. И не то, чтоб мы прекратили делать проекты на других CMS (нет, мы исходим из задачи — если на Rurix нужно было блог, то уж пусть и будет WP). И даже неизведанные фреймворки и CMS-ки постоянно тыкаем и смотрим, чтоб застоя не было (на днях взяли в работу проект на Yii — прикольно). Просто работа стала более слаженной и четкой в итоге. Стандартизированной и прозрачной.

Почему отбросили то, что отбросили — сейчас уже не вспомню в деталях, да и писать публично не буду — Котырев (UMI Soft) и так неудобные вопросы по ICQ задает (нет, мы этого не делаем. Странно, почему-то ОЧЕНЬ маленький поток активных лидов оттуда. В чей огород камень?) Были причины, короче.

А вот почему выбрали Битрикс — пару намеков озвучу:

  1. Пожалуй, единственная CMS с не самым отстойным документированным АПИ ядра.
  2. Пожалуй, единственная CMS, сертифицированная по всяким ISO, лояльная к госсектору и известная в интерпрайс-кругах.
  3. Пожалуй, единственная CMS, с которой 90% вероятности, что поработали контент-менеджеры на стороне заказчика
  4. Пожалуй, единственная CMS (ладно, верю, у других возможно это тоже есть) с не самыми отстойным курсами для клиента, доками и видяшками (это реально помогает, когда у клиента меняется персонал и нужно обучить пару тётенек)
  5. Понравилась техподдержка.
  6. Цинично (и просили не писать про это): нравится ценовая политика — самые большие откаты.
  7. Понравилась сама система (юзабилити, функционал). Далеко не самая отстойная, а даже наоборот.
  8. Понравилось комьюнити (мало пионеров-красноглазиков, много профи).
  9. Понравилась гибкость API, рюрички, типа нативных коротких ссылок и другие вкусности (хотя код и отсутствие кошерного MVC меня лично порой просто бесят).
  10. Очень (и это — факт) тепло встречается клиентами. Практически все быстро въезжают и говорят WOW! Хотя есть доля тех, кто крестится и говорит — чур, только не на Битриксе.
  11. Нативная интеграция с Большой Желтой Программой а так же кучей платежных систем и сервисов доставки товаров. Реально хороша для больших eCommerce сайтов.
  12. Брендированность от Большой Желтой Программы.
  13. Клёво тюнится и разгоняется на dedicated. Причем четко и понято, что именно нужно с ней сделать, чтобы оно залетало. Отладчики, профайлеры, кешировщики — тоже помогают.
  14. Курсы и обучение программистов основам. Немаловажная фигня.
  15. Хороший PR самой системы в сети. Про Битрикс слышали наверное почти все. Причем многие — даже хорошее.
  16. Очень хорошо кастомизируется во все, что угодно. Хоть в промо-сайт, хоть в сервис по пулянию в ebay-аукционы. Сращивается с ZendFramework за милу душу. Вот ведь не сказать, что это и это — одна и та же фигня внутри.
  17. Единственная коммерческая CMS, которую я смог продать в USA, и там сказали «— WOW!».
  18. Сейчас я покажу ссылку на этот пост Битриксу, и они нам повысят рейтинг :-D.

Да много еще чего. Ясен пень, что если задаться целью — можно холиварно обкакать каждый из этих пунктов, и сделать вывод, что Битрикс-отстой. Я даже спорить не буду — не по канонам там все. Не по христиански. MVC в нем нету, толкового. Вот только если брать и практически сравнивать с конкурентами (не журнальчики читать с таблойдами, а прямо брать и проекты делать) — очень высокая вероятность, что вы придете к выводу, что

Все мастдай, кроме ежиков. Да и те — мастдай. // © олдскульный мем с тех врёмен, когда не было интернета.

P.S. Забыл сказать. Разработку на Mentant мы не ведем уже года два-три. Но иногда (обычно весной, или осенью) начинается массовый наплыв старых клиентов, с просьбами починить отвалилки и дописать хотелки. Это трудное время у нас называется mentant days — напоминание и расплата за старые грехи.