Про те самые 5% усилий, которых не хватает для запуска сайта
ПРОтухлые проекты: когда нужен контент
Сибирикс

ПРОтухлые проекты

Про те самые 5% усилий, которых не хватает для запуска сайта
Репост статьи для CMSmagiazine. Оригинал тут.
Владимир Завертайлов
Главный бармалей Сибирикс
95% усилий не приносят 95% результата (не в том смысле, как исследовал Вильфредо Парето). Иногда они не приносят ничего. Зачастую теми самыми 5%, которых не хватает для запуска интернет-проекта становится… контент. В статье разбираемся — почему так, и что с этим делать?

Летом 2010го я ездил на своей старенькой мазде по горам Алтая. Прекрасная природа, чистый воздух и… неоконченные проекты. Выглядит это примерно так:
Недостроенных и заброшенных домов хватает везде, но тут их просто очень много. В сезон на туристах можно отлично заработать (отдых тут зачастую дороже, чем в той же Турции, и туристов хватает). Кто-то загорается идеей подзаработать — все спланировал, нашел финансы. Покупает землю и начинает строить…

Заливать фундамент и возводить полноценное строение в горах, далеко-далеко от кирпичных и цементных заводов — занятие не из дешёвых. Наш новоявленный строитель готовит смету, прикидывает: «Ага. Фундамент, стены, крыша — делаем. Пока без окон постоит, к зиме ближе поставим. И с отделкой фасада некогда возиться — для начала и так сойдет». В итоге — стоят-разлагаются себе турбазы в разной степени недостроенности. А денег потрачено уже ой как много. #Пичалька.

Я это к тому, что 95% усилий не приносят 95% результата. Если проект не запущен — они не приносят ничего.

Почему недостроенные турбазы похожи на сайты?

Зачастую теми самыми 5%, которых не хватает для запуска в свет интернет-проекта становится… контент. Почему так, и что с этим делать?

Суть проблемы: К моменту, когда дизайн давно нарисован, сверстан, анимирован, а сайт — запрограммирован, выясняется, что контент не готов: вместо текстов стоит «рыба» из яндекс-рефератов, новостей у заказчика не бывает вообще никогда, фотографии для каталога не то, чтобы отсутствуют, но их надо сканировать со старых полароидных фоток, а сам каталог товаров нужно «по-быстрому стащить с сайта конкурентов», или отсканировать и распознать. Но обычно контента просто нет.

Получается, что студия технически готова отдать клиенту готовый сайт и без контента, но такой проект невозможно с гордостью положить в портфолио. Клиенту сайт без контента тоже особо не нужен, но и заниматься контентом особо некогда.

Вы не можете окончательно сдать проект, потому, что клиент чего-то не додал. И проект начинает стремительно протухать. Перезапустить процесс разработки через 3−4 месяца простоя становится очень дорого (банально, никто ничего не помнит или помнит разное, все устные договоренности потеряны).

Итак, у нас два варианта: разработать контент на стороне студии, или ждать от клиента.

Типовые причины, почему заказчик не может предоставить контент для сайта

  1. У заказчика нет времени или компетенций на написание текста. Это всего лишь значит, что у него есть дела, которые ОН СЧИТАЕТ более приоритетными в данный момент.
  2. Заказчик не считает контент важной частью проекта. Качественное форматирование контента для него не актуально. Грамотность и читабельность — до лампочки. Копипаст — рулит.
  3. Заказчик утратил интерес к сайту.
  4. Заказчика или его представителя забрали инопланетяне

Свежая мысль: Нет ни одного объективного фактора, почему контент не предоставлен вовремя. На сайте все еще нет контента исключительно потому, что ЗАКАЗЧИК НЕ СЧИТАЕТ это важным.

Ну, то есть может и считает важным, но каждый день есть дела поважнее. Черт, кажется у нас адски-сложная задача… Нам нужно поменять приоритеты работы в сторонней организации. Для этого нужно замотивировать и заинтересовать руководство вашего заказчика в скорейшем запуске проекта.

У заказчика «ваш контент» возможно одного приоритета с задачей «вылечить стаааарую дырку в зубе». Ну, то есть можно откладывать годами, пока уж совсем не прижмет. А наша задача как студии — сделать так, чтобы зубы начали болеть, и поострее. Ну да, ну да, неэтично.

Что можно сделать?

1. Написать и подготовить контент на стороне студии. Вообще — это правильный вариант. Очень правильный. Особенно если у студии есть соответствующие компетенции (ака грамотные копирайтеры, умелые фотографы и возможность съездить на объект). Вариант с привлечением третьей стороны — также хорош.

Тут самое главное — поддержать заказчика в тот момент, когда становится очевидным, что контент от него возможно и не поступит. Часто это видно еще на этапе формирования технического задания. Сложность — аккуратно и ненавязчиво продать. Хотя, должен признать, спрос на качественный контент значительно возрос, и многие заказчики готовы вкладывать в короткие, четкие, но продающие тексты значительно больше, чем в длинные и бессмысленные seo-портянки.

2. Звонить, писать, кидать sms-ки каждый день. Выяснять телефоны самого-самого главного руководства, или мамы самого-самого главного руководства, или жены/любовницы самого-самого главного руководства, и давить на совесть, вызвать на родительское собрание/обещать чупа-чупс…

В общем, применять те же методы, которые используют банки к нехорошим кредиторам (пиу-пиу). И этот вариант тоже правильный. Особенно если цель студии — запустить хороший проект. Некоторые заказчики сами просят, чтобы их почаще того… Мотивировали. Главное, чтобы менеджер был гиперактивным человеком, или заказчик — гиперответственным.

3. Четко прописать в договоре последовательность приема работ, четкие сроки, отведенные на приемку. Я надеюсь в вашем договоре есть такой пунктик, верно? В случае значительного срыва сроков — замораживать проект, а все расходы по перезапуску работ — осмечивать заново. Однако, если сроки все-же будут сорваны — студия не досчитается в портфолио проекта, на который потратила время и силы. Ну что ж, зато в портфолио останется дизайн. Вообще — это тоже правильный вариант. Формальная подушка безопасности.

Все, пожалуй больше ничего студия сделать не может. Предложить помощь, понозить, тыкнуть носом в договор. Ну или написать статью про то, что 95% работы не приносят 95% результата.

Специально для компании …, с пожеланием скорейшего старта.