Составляем план и распределяем задачи
Все про подготовку контента для сайта
Сибирикс

Все про подготовку контента для сайта

Составляем план и распределяем задачи
Подготовка контента для сайта — один из самых важных этапов работы над онлайн-ресурсом. Ведь каким бы красивым и современным ни был дизайн, все может испортить непрофессиональный или неподходящий контент. Мы уже рассказывали, что делать с устаревшим контентом. А теперь поговорим о том, с чего стоит начать при подготовке контента, и как оптимизировать процесс.

Что первично — контент или дизайн?

Зачастую работа над сайтом строится так — сначала рисуется дизайн, а затем происходит наполнение контентом. Причем, часто контент-менеджеры и копирайтеры даже не видят макет сайта перед тем, как им нужно будет предоставить контент. После подготовки дизайна их ставят перед фактом — каких размеров нужны картинки, и сколько текста писать в каждом блоке.

На самом деле, это не совсем верно. Сайт будет намного лучше выполнять свои функции, если сразу определить, какой контент должен быть в каждом блоке, и какую роль он будет выполнять. Более того, некоторые элементы дизайна могут напрямую зависеть от контента.

Например:
  • Ориентация фото в блоках и соотношение сторон. Если важный товар или объект компании плохо смотрится в горизонтальной ориентации, нужно предусмотреть, чтобы его фото в блоках были вертикальными.
  • Размер текста в описаниях. Если товары или услуги компании должны обязательно иметь определенное описание, это нужно отразить в дизайне.
  • Иконки, баннеры и инфографика. Эти графические элементы иллюстрируют определенные особенности товара или компании — чтобы дизайнер грамотно подобрал или отрисовал их, он должен знать, о чем пойдет речь;
  • Расположение блоков в целом. Например, маркетолог лучше знает, какие преимущества компании нужно поставить на первый план, а копирайтер — какую фразу разместить на главном баннере и что выделить, чтобы она бросилась в глаза.
Стилистика контента может дизайнеру помочь и в разработке стилистики сайта. Например, если на сайт планируется загружать темные фото, то светлая стилистика не факт, что будет гармонировать с ними. Или если планируется много текстового контента, то дизайн должен быть максимально лаконичным.

При этом необязательно полностью готовить весь контент перед разработкой сайта — достаточно просто представлять, что и где будет размещаться, каким примерно будет объем текстов и стилистика фото. Важно, чтобы люди, ответственные за контент, работали в тесной связке с дизайнером и своевременно предоставляли нужный контент для вставки в макет. Так дизайнер сможет подсказать, как текст или изображения лучше расположить визуально, а клиент — проверить, не теряется ли смысл, который хочется донести с помощью сайта.
Кожевина Анна
Аккаунт-директор «Сибирикс»
Еще лет 10 назад большинство дизайнеров ставили на макеты вместо реальных текстов «рыбу» (текст-заполнитель): «Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit, sed do eiusmod tempor i…» и т. д. Это было нормой. Но, во-первых, с «рыбным» контентом сайт выглядит не так, как с реальным, а во-вторых, так нельзя корректно расставить смысловые акценты. Сейчас по «рыбному» контенту можно безошибочно распознать работу новичка, который только-только учится web-дизайну.

Мы всегда используем реальный контент для дизайна страниц сайта. Если для главной страницы нет текстов — помогаем клиентам их подготовить. Для фото-контента пишем подробные технические задания для фотографов.

Кто принимает участие в подготовке контента

Контент — головная боль менеджера проекта на стороне клиента. Ему надо поставить задачу дизайнеру и согласовать результат с руководителем, выдать ТЗ на написание текстов ответственным сотрудникам, а потом — вытрясти готовые материалы для передачи дизайнеру. В подготовке самого контента могут принимать участие следующие специалисты:
  • Маркетолог. Он сможет подсказать, какие контентные блоки будут самыми важными, каким текстам или изображениями уделить особое внимание, какие преимущества компании или товара выделить. Маркетолог не всегда должен принимать непосредственное участие в разработке дизайна сайта, но обязательно будет участвовать в А-Б тестировании решений, влияющих на конверсию.
  • Штатный дизайнер компании. Он может подготовить баннеры, подобрать и обработать фото и, тем самым, обеспечить сайт достойным контентом. При необходимости дизайнер ставит задачу фотографу, который делает фото по предоставленным референсам.
  • PR-менеджер. Он может понадобиться, если на сайте необходимо разместить отзывы клиентов или партнеров. PR-менеджер должен договориться с клиентом/партнером о возможности размещения отзыва, получить и отредактировать сам текст отзыва и предоставить фотографию клиента или логотип партнера.
  • Копирайтер. Он несет ответственность за стилистику текстов. Также он может подсказать, какие именно слоганы и заголовки вызовут отклик пользователей, какие надписи на кнопках приведут к результату, и что лучше написать во всплывающих подсказках. Копирайтер может оказывать непосредственное влияние на дизайн. Например, некоторые тексты или надписи могут быть проиллюстрированы в дизайне.
При этом важно, чтобы все эти специалисты работали именно с ответственным менеджером проекта, который будет обеспечивать им качественное ТЗ и обратную связь, а также контролировать сроки выдачи контента. Если каждый специалист будет общаться с дизайнером по отдельности, это будет гораздо менее эффективно.
Кожевина Анна
Аккаунт-директор «Сибирикс»
По моему опыту, самые крутые тексты на сайт пишут руководители компаний. Если могут выкроить на это время. По таким текстам сразу чувствуется, что они написаны экспертом. Там стоят правильные акценты и интересно рассказывается о компании. Особенно если человек увлечен своим бизнесом. Иногда их надо немного причесать редактором или копирайтером, но лучше править по-минимуму.

Да, тексты для нашего сайта пишу я и Владимир Завертайлов — генеральный директор студии.

Какие материалы можно подготовить силами компании

Сайт — это лицо компании, поэтому он требует качественного контента. И если в вашей компании нет профессиональных копирайтеров, дизайнеров, операторов, то лучше заказать контент у подрядчиков. При этом, для начала вам надо будет подготовить следующие материалы:
  • Предварительную структуру сайта — какие блоки должны на нем быть, что необходимо указать в этих блоках. Её вы уточните со студией на этапе агрегации требований;
  • Пожелания по стилистике текстов, референсы на копирайтинг;
  • Черновые наброски текстов;
  • Контент от специалистов компании — инструкции к товарам, их особенности, порядок проведения услуг и т. д.;
  • Референсы для фотосъемки и для дизайна баннеров;
  • ТЗ для инфографики;
  • Сценарии или описания желаемых роликов.
Силами компании можно подготовить общее направление контента, собрать справочные материалы и черновые наброски, подобрать референсы. Если готова стилистика и примерные макеты сайта, будет полезным дать на них ссылку.

Как подготовить контент для сайта

  1. Определяемся со структурой сайта. В этом этапе обычно принимают участие ответственные сотрудники со стороны клиента (менеджер проекта, маркетолог) и дизайнер, аналитик и менеджер агентства. Совместно эта команда определяет структуру сайта и примерное расположение контента. Сначала полная структура сайта расписывается в виде mindmap на этапе агрегации требований, после чего для ключевых страниц разрабатываются интерактивные прототипы.
  2. Проверяем и вычитываем имеющийся контент. Если у вас есть старый сайт, или вы готовили презентации, брошюры и другую документацию — можно проверить имеющийся контент на релевантность и при необходимости отправить на доработку.
  3. Составляем таблицу по контенту. В ней должны быть указаны все блоки, куда требуется контент, примерный объем (для текста) или размеры (для визуального контента), ответственный за подготовку, дедлайн и статус выполнения задачи (в работе, готово, на проверке, добавлено на сайт).
  4. Вносим в таблицу информацию — какой контент уже имеется, какой можно подготовить силами компании, а какой нужно будет заказать.
  5. Определяем бюджет на подрядчиков и проставляем сроки выполнения задач.
  6. Составляем ТЗ на недостающий контент и распределяем задачи среди внутренних специалистов или подрядчиков.

Готовый контент должен собирать ответственный менеджер проекта, который проверяет его на соответствие ТЗ и утверждает с руководителем. После этого контент передается дизайнеру.
Пример таблицы по подготовке контента

Какие проблемы могут возникнуть при подготовке контента

Непонятно, какой контент должен быть на сайте

Если это ваш первый опыт в подготовке контента для сайта, или старый сайт совершенно не устраивает вас по содержанию, то самый простой способ — посмотреть примеры крупных конкурентов. Так вы хотя бы определитесь со структурой.

Если у вас есть старый сайт, то поможет небольшая аналитика. Посмотрите по метрикам, на какой контент ваши пользователи обращают больше всего внимания — его нужно использовать в первую очередь.

Нет времени на подготовку контента

Бывает, что все сотрудники загружены, и выделить одного человека для ведения проекта по контенту невозможно. Тогда эту роль может взять на себя руководитель компании. Но чтобы хватало времени и на другие рабочие процессы, контенту можно присвоить приоритет. Например, обычно в первую очередь требуется контент на главную страницу, затем — на страницы товаров или услуг и т. д.

Никогда не работали с подрядчиками по контенту

На самом деле, это гораздо проще, чем кажется. Главное — найти по-настоящему хорошего подрядчика и дать ему подробное ТЗ по стилистике и объему контента. И вот как можно узнать профессионала:

  • Он попросит вас заполнить бриф или задаст дополнительные вопросы по контенту, возможно, попросит посмотреть структуру сайта.
  • Он с готовностью покажет вам несколько работ по вашей или схожей тематике.
  • Услуги профессионала не будут стоить дешево.

Если вы обращаетесь к подрядчику первый раз, полезно будет поискать или запросить отзывы о его работе.

Готовить контент самостоятельно или с помощью подрядчиков

Самостоятельная подготовка

Плюсы:
  • Вы лучше разбираетесь в тематике;
  • Меньше финансовых затрат;
  • Больше контроля над процессом подготовки.

Минусы:
  • У сотрудников может не хватать времени на подготовку контента;
  • Если у вас нет штатного копирайтера и дизайнера, контент может выглядеть непрофессионально.

Помощь (хороших) подрядчиков

Плюсы:

  • Справятся с задачей профессионально;
  • Постараются выполнить задания в кратчайший срок, чтобы получить оплату.

Минусы:
  • Меньше контроля;
  • Больше финансовых затрат;
  • Потребуется ваше время на приемку результата работ и составление списка корректировок;
  • Может потребоваться время, чтобы подрядчик разобрался в тематике и «попал» в нужную стилистику.
С первого взгляда может показаться, что у работы с подрядчиками больше минусов, чем плюсов. Но все-таки, еще раз подчеркнем, что если в вашем штате нет профессионалов, которые занимаются контентом, проще передать эту работу подрядчикам. Только запланировать нормальный бюджет на эту статью расходов, чтобы потом разместить на сайте действительно профессиональный контент. Да, бывает дешевый копирайтинг, но лучше не делать сайт вообще, чем ставить туда подобные тексты.

Какие данные необходимы специалистам при подготовке контента

Идеально, если у вас будут референсы — примеры того, каким вы видите текстовую и визуальную составляющую сайта. Лайфхак — техническое задание на фотосъемку могут подготовить разработчики сайта. Также нужно дать специалистам уже имеющиеся материалы, на основе которых можно сделать контент. Кроме этого, специалистам потребуются дополнительные вводные данные.
Копирайтеру:
  • Тематика;
  • Описание, что в тексте должно быть;
  • Стилистика текстов (Tone of Voice);
  • Объем каждого текстового фрагмента.

Дизайнеру:
  • Фирменный стиль или желаемые цвета;
  • Размеры визуальных элементов.

Фотографу/ретушеру:

  • Стилистика сайта или доминирующие цвета;
  • Желаемое настроение фотографий (строгое, игривое, «детское» и т. д.);
  • Примеры фото или их четкие описания.

Оператору/монтажеру:
  • Сценарий ролика;
  • Стилистика;
  • Хронометраж и размеры видео.

Вместо заключения

Подготовка качественного контента — длительный и трудоемкий процесс. Иногда это может быть даже сложнее, чем разработка самого сайта. Поэтому отнестись к нему нужно со всей ответственностью. Если у вас нет узнаваемой торговой марки, качественный и уникальный контент — это то единственное, что отличит вас от конкурентов. Причем не только для пользователей, но и для поисковых систем.