«В 21 веке останутся те, кто в интернет-бизнесе, и те, кто вне бизнеса». Bill Gates
Цитировать Билла Гейтса, может, и не модно, но его слова от этого хуже не становятся. Они уже проверены временем.
Сколько бы ни кричали люди о том, что необходимо приходить к мирному решению конфликта, договариваться, уступать и не развязывать новую агрессию, всё же человек был и остается существом воинственным.
Войны шли за золото и земли, потом за влияние и нефть, а в мире коммерции — своя, особенная война. За покупателя.
Наверное, много веков назад какой-нибудь сапожник догадался сделать своей мастерской вывеску с кованым вензелем: «Марк Аврелий. Делаю сапоги и туфли» — и понеслось. В своем стремлении завладеть умами и кошельками покупателей производители перепробовали множество стратегий и методов — и основным инструментом были СМИ. В каком бы виде они на тот момент ни существовали — придорожные щиты, газеты, радио, телевидение, интернет...
Сейчас любой бизнесмен, желающий сделать свою рекламу эффективной, направляет усилия на завоевание целевой аудитории. То есть потребляют нынешнюю рекламу по иронии судьбы все сразу, но предназначается она конкретным социальным группам. А что помогает сделать так, чтобы целевая аудитория была представлена максимально широко? Верно, расширить круг потребителей рекламы в целом — вдруг, она попадет в кого-нибудь «нужного» в частности.
Еще одна историческая справка: «Аудиторию в 50 миллионов человек радио завоевало за 38 лет, телевидение за 13 лет, Интернет — за 4 года»
Эти цифры кое-что говорят, не находите? Прав был господин Гейтс.
Если учесть, что телевизионную рекламу смотрят только 10% жителей планеты (остальные ее просто пропускают), распространение бумажных листовок и реклама в прессе всегда ограничена тиражом, реклама на радио вообще воспринимается далеко не всеми, то можно сообразить, что интернет — наиболее мощный и, к тому же, доступный инструмент для продвижения товара.
Однако подача рекламы на том же телевидении придерживается примерно одинаковых шаблонов. Самые серьезные изменения в этой среде — постепенное сокращение времени рекламного ролика и перекочевывание рекламы в сеть. Но интернет стремительно развивается и растет. Толковому бизнесмену, решившему заняться e-commerce или просто продвигающему свой товар в сети, просто жизненно необходимо интересоваться тенденциями — чтобы оставаться интересным для пользователей.
Сейчас уже мало сделать себе сайт, где была бы красиво выставлена вся ваша продукция. Мало разместить новость о том, что вы открылись, что у вас лучшие цены, акции и скидки. Мало заказать SEO и контекстную рекламу. Почему? Тенденция такова, что люди теперь не ищут информацию. Она сама идет к ним.
Догадались, о чем идет речь?
Глава 1. — Сети внутри сети
Eric Qualman, автор книги «Socialnomics»
Да, мы будем говорить о феномене социальных сетей. Слово «феномен» прозвучало не зря, вчитайтесь в цифры. Количество зарегистрированных пользователей некоторых популярных социальных сетей:
- Мой Мир — 40 млн.чел;
- Одноклассники −50 млн.чел;
- Friendster — 90 млн.чел;
- ВКонтакте — 107 млн.чел;
- MySpace — 250 млн.чел;
- Twitter — 250 млн.чел;
- Facebook — 500 млн.чел.
И это далеко не весь список, есть еще небезызвестные YouTube, Flickr, LiveJournal, LiveInternet, непонятно зачем нужный новоявленный GooglePlus, которому предрекают в скором будущем абсолютное господство в мире соцсетей. Их действительно много, и у каждой — свои преимущества и свои поклонники.
За каждой социальной сетью стоит видеть, в первую очередь, людей, которые ее составляют, своеобразное «население» больших и малых планет в сети. И это не преувеличение — говорить о таких масштабах: нетрудно посчитать, что, если бы фейсбук был, скажем, реальным государством, то по численности населения уступил бы только Китаю и Индии. Третье место — не так уж и плохо.
Итак, почему же социальные сети и приложения для них — это «сайты будущего», а привычные промо-сайты компаний, интернет-магазины и новостные порталы — реальность, постепенно уходящая в историю?
Приведем простой пример-аналогию:
Вы — житель планеты Facebook.
Ежедневно вы неосознанно потребляете тонны рекламы, которая изливается на вас с экранов TV, назойливо поет по радио в машине, мелькает на афишах и биллбордах, светится неоном. А вам, скажем, нужно сделать ремонт в квартире. Из этого потока нужно вычленить именно ту информацию, которая интересует вас, потом сравнить несколько брендов, решая, какие обои купить. Прочитать отзывы на специальных форумах. Перелопатить интернет. Свихнуться от противоречивости поступающей информации.
А в итоге вы пишете хорошему знакомому, который недавно делал ремонт, и спрашиваете совета. Он говорит почитать такой-то сайт и добавляет, что «вот этот бренд — не очень, а мне советовали вот этот». Вы идете и покупаете.
Интересный факт: «Согласно исследованиям, 78% пользователей доверяют мнению своих друзей в социальных сетях и только 14% — рекламе».
Составим список всех «за», который разъяснит, почему продвижение продукта через социальные сети — это наиболее перспективный на сегодняшний день вариант. Иными словами, почему социальные сети — сила:
- Социальная сеть — это место, где люди проводят большую часть времени в интернете;
- Современные возможности социальных сетей позволяют заменить e-mail, чаты, новостные сайты и интернет-магазины;
- Всего лишь подписавшись на новости интересующей тематики, вы получаете рассылку прямо
в мозгна вашу страницу. RSS использовать не всегда удобно, а войти в свой профиль вы можете в любом месте и в любое время; - «Ваш профиль — ваша крепость». Здесь вы собираете закладки-лайки полюбившихся статей и видеороликов, можете вести дневник или полноценный блог, обмениваться этим с друзьями, оставлять комментарии и читать отзывы друзей;
- Социальная сеть — это еще и механизм «пассивного поиска» информации: вместо того, чтобы мучить Google, вы можете задать вопрос в тематическом сообществе или повешать вопрос себе в статус. Если у вас много друзей — ответы не заставят себя ждать;
- Практически на всех популярных сайтах есть плагин, позволяющий связать его с вашим профилем в соцсети, следовательно, у нас есть новый афоризм: «Все дороги ведут в Facebook». Ну, или в другую популярную социальную сеть;
- Социальные сети — это прекрасный инструмент для кросспостинга. Хотите поделиться новостью со всеми жителями планеты, но рыскать по новостным порталам и «стучаться» к их редакторам нет никакого желания — обычная ситуация. Настраиваете автоматический перепост во все сети, где вы зарегистрированы, добавляете новость в одной. Твиттер, фейсбук, лайвджорнал, одноклассники — все автоматически тиражируют новость и она сама несется к своим читателям, а те распространяют ее дальше и дальше. На языке специалистов по «сошиал медиа» это называется «виральностью»;
- Приложения, разрабатываемые для соцсетей, позволяют посещать любимые интернет-магазины, делать заказы и оплачивать их, не выходя из своего профиля, благодаря интеграции с электронными кошельками;
- Игры-приложения с каждым днем становятся сложнее, красочнее и интереснее. Вы хотите убить пару часов и не знаете, какую выбрать? Не надо ломать голову — добавляйте игрушку прямо в свой профиль vkontakte;
- Иметь свою страничку в социальных сетях порой просто необходимо — некоторые интернет-ресурсы проводят авторизацию исключительно через ваш аккаунт в соцсети, это называется social login;
- Здесь вы — главный. Вы не ищете нужную вещь или интересующую вас информацию через поисковики. Вы подписываетесь на обновления симпатичной вам компании — и теперь вы всегда будете в курсе самых свежих новостей;
- Еще плюсы? Да их настолько много, что перечислять вообще не имеет смысла. Прошли те времена, когда подобные сети были только средством знакомств или переписки с дальними родственниками. Теперь это — полноценный медийный мир, который населяют сотни миллионов людей всех рас и возрастов. А функционал настолько расширился, что заменил привычные сервисы — теперь всё находится у пользователя «под рукой».
Интересный факт: «50% интернет-трафика в Великобритании приходится на социальные сети»
Немного о social commerce и social shopping
Как хорошо писали на Хабре: «движение бизнеса к людям (к соц. сетям, к сообществу) — это социальная коммерция. В этом случае бизнес публично отвечает на вопросы и реагирует на пожелания; а когда люди (социальные сети, сообщества) сами движутся к бизнесу — это социальный шопинг. Главная особенность которого — возможность спросить у такого же потребителя, как ты сам. Узнать именно потребительские, а не технические характеристики товара».
Это новый формат ведения бизнеса — не зазывать пользователей на свой сайт, навязывая ненужную инфу, а дать им возможность самим рассказать друг другу о вашем бизнесе. Один довольный покупатель приведет с собой десяток друзей и удовлетворенно покажет пальцем на понравившийся товар. Один недовольный — отсоветует появляться в вашем магазине, и это увидят тысячи. Такая тонкая грань между успехом и провалом не должна отпугивать производителя, чей товар реально хорош — всё-таки интернет населяет достаточно сознательная публика и ругать просто так вас не станут.
Итак, вы все еще считаете, что социальные сети — это преходящее веяние моды? Учтите: пока вы сомневаетесь, другие люди зарабатывают на этом колоссальные деньги. Это так, для справки.
В следующей серии вас ждут советы по завоеванию широких масс в интернете, опыт крупных компаний, а также ответ на вопрос: «А почему это я должен обращать внимание на какие-то социальные сети?»